Это фиаско, синьоры! Ferrari провалила чемпионат?

Это фиаско, синьоры! Ferrari провалила чемпионат?
Автоспорт | 3 октября 2017
Фото: команды-участницы

Когда люди по-настоящему могут оценить то, что у них есть? Только тогда, когда они этого лишаются. Или хотя бы осознают, что этого уже не будет. Мало ли было гонок, после которых болельщики ворчали по поводу автодрома в Малайзии? Этого первого «тилкедрома», первого опыта Германа Тилке в чемпионате мира. Он казался не самым удачным творением придворного архитектора Экклстоуна. Но, обратите внимание, сколько жесткой борьбы было в последней гонке на этом автодроме! В том числе и у закадычных партнеров Переса с Оконом, хоть это уже смешно. И при этом не было фатальных происшествий, выбивающих участников гонки из игры. Интересных поворотов много, а ширина трассы оптимальная, асфальт не узок. Вот это и есть, наверное, признак правильного автодрома – возможностей для обгонов достаточно, да и для обороны своих позиций тоже. Вот на таких трассах и случаются острые, интересные гонки. И теперь приходится сожалеть о том, что этот Гран При на Сепанге последний.

Прорыв Себастьяна Феттеля из задних рядов стал украшением гонки

Нет, возможно, когда-нибудь Малайзия в календарь и вернется. Но вряд ли скоро. Нефтяной бум позади. Видимо, в этой азиатской стране умеют считать деньги и не готовы урезать траты на образование и медицину ради поддержания положительного имиджа страны на внешней арене. По крайней мере, таким вот способом – через Формулу-1. Тут не на правительство Малайзии надо обижаться и не на промоутеров этапа. А на саму Формулу-1, которая устроена как-то не так. Рейтинги растут, билеты раскупаются, трибуны полны зрителей. А прибылей ни у кого нет – ни у участников чемпионата, ни у организаторов этапов. Куда ж деньги-то ушли? Неужто на проектирование и совершенствование гениальных силовых установок, которые якобы способствуют прогрессу автомобильной отрасли? Но при этом так часто, так некстати выходят из строя.

Кстати, речь не только о Ferrari. В Малайзии с ее жарким и влажным климатом проблемы с рекуператорами испытывала даже самая, казалось бы, счастливая команда Формулы-1 – Mercedes. И сложности были не только с силовой установкой. Оказалось, что недостаточно эффективна новая версия аэродинамического обвеса, которую привезла сюда команда – Хэмилтон вернулся к старой версии, Боттас остался на новой (как показал результат гонки – зря). Да и с шинами у команды Тото Вольффа было не все в порядке.

"Захлопывать калитку" не имело смысла, он бы все равно меня обогнал!" - сказал Хэмилтон про Ферстаппена

Но вот в чем разница между двумя ведущими топ-командами! Если Мерседесу сложности не помешали выступить достойно, Ferrari провалилась с грохотом на весь мир. После катастрофы Феттеля в квалификации, произошедшей по вине команды, вся надежда была на то, что победит Райкконен и не даст Хэмилтону в столь благоприятной ситуации взять максимум дивидендов. Но Ferrari Кими увезли в боксы из-за проблем с тем же элементом – турбонагнетателем. Возможно, поломки на двух машинах Скудерии были и разные, но очень уж подозрительно подобное совпадение. В итоге на Ferrari частично сработала победа Ферстаппена, но в любом случае отрыв Льюиса от Себастьяна в Малайзии вырос. И это при том, что на трассе, которую считали вроде бы неподходящей для Ferrari, ее скорость была удивительна. Если бы не злосчастные поломки, Феттель и Райкконен без труда завоевали бы победный дубль. Скудерия действительно сделала быструю и достаточно универсальную машину.

Более того, ее специально для Малайзии адаптировали, изменив форму верхнего воздухозаборника, увеличив его (а это не так-то просто, нужны дополнительные аэродинамические исследования). Но вот – посыпались поломки. Потом, возможно, выяснится, что виновата простенькая деталька, которую закупают у поставщиков, и вся партия оказалась бракованной. А может быть, в самом Маранелло не озаботились качеством своей продукции, как на то намекал Серджио Маркионне, обещавший кадровые перестановки. Обратите внимание – широкий шаг Феттеля сбился после летнего отпуска, словно бы его коллектив никак не может вернуться в рабочий ритм. Да и остается Ferrari (состоящая в основном из людей южного темперамента) командой эмоциональной. Ну не интересно итальянцам заботиться о качестве каких-то там деталей – им подавай великие задачи! Например, сделать самую быструю машину чемпионата. Сделали, а толку?

Когда Mercedes приехал в Малайзию, у него все шло не так. У Скудерии, наоборот, все было просто прекрасно. Результат развития событий мы видели. И, как довершение театра абсурда – столкновение Феттеля и Стролла после взмаха клетчатого флага. Для симметрии, так сказать. Один гонщик Скудерии выбыл из борьбы до старта, второй – после финиша. Одно для Скудерии позитивно – прорыв Феттеля заслуживает звания героического, не менее. Жаль, что он был прерван досрочно – в момент, когда Себастьян оказался в непосредственной близости от Риккьярдо. Рукой подать до подиума! Однако что-то помешало ему всерьез атаковать австралийца.

На пит-стопе Феттель получил новые сверхмягкие шины, остальные лидеры ехали первую половину дистанции на изношенных. Обратите внимание на измененный верхний воздухозаборник Ferrari

И это были не шины. Не знаю, откуда взялась версия с необходимостью экономить топливо, прошедшая сразу после финиша по информационным каналам, официально представители Ferrari об этом потом молчали, сваливая все на износ покрышек. Но тогда непонятен призыв Феттеля по радио: «Дайте же мне атаковать его!» Если ему перед этим передали приказ перевести двигатель в экономичный режим, то мозаика складывается логично. А по поводу шин – да, на Сепанге было жарко. Но у Феттеля перед стартом было четыре новых комплекта шин SuperSoft. А у главных соперников – ни одного. Конечно, в гонке с единственным пит-стопом четыре не нужны, но, подчеркиваю, он получил на двадцать седьмом круге новые покрышки. Ферстаппен, Хэмилтон, Риккьярдо, Боттас и многие другие стартовали на изношенном Суперсофте. И, несмотря на полные баки машин, не спешили в боксы. Перес, допустим, продержался на трассе тридцать кругов из пятидесяти шести. С чего это вдруг на Ferrari с полупустыми баками новые шины стремительно потеряли кондиции?

Хотя это вопрос непринципиальный. Так или иначе, и четвертое место – достижение. После такой гонки пилот чувствует себя на коне и готов творить чудеса одно за другим. Пожалуй, это главный фактор – способность Феттеля сейчас, отрешившись от неудач, сконцентрироваться на главной задаче. На победах. Но, похоже, малайские неприятности все-таки выбили немца из состояния профессионального равновесия. Об этом свидетельствуют его резкие комментарии по поводу Алонсо, не уступавшего дорогу. Да, гонщик Макларена замешкался. Но неужели именно отстающий на круг Фернандо виноват в том, что Феттелю не удалось атаковать Риккьярдо?

Утомленные Сепангом. Гонка в Малайзии требует повышенной выносливости и отличной физической формы

А действия Феттеля после аварии? Рядом были две машины, медицинская и пейс-кар – специально приехали на место происшествия, чтобы забрать пилота. Но Себастьян сел верхом на Sauber и поехал на боковом понтоне. Он что, не знал, что такие действия прямо запрещены? Что за это судьи могут его наказать? Понимаю ностальгические чувства всех тех, кто словно бы вернулся лет на пятнадцать-двадцать назад, когда подобные «такси» были в порядке вещей. Но сейчас Феттель мог получить за это штрафные баллы или еще более суровое наказание. Он поступил эмоционально, как настоящий представитель Ferrari. Между тем другой немец, великий Шумахер, наоборот, прививал Скудерии своей эпохи тевтонскую аккуратность. И сделал из нее великую команду. Удастся ли это Феттелю – большой вопрос.

Нет, ничего еще не решено. Mercedes жалуется на проблемы. Ferrari SF70H в последней версии показала себя настолько универсальной машиной, что победить может на любой трассе из оставшихся. Разумеется, не покладая рук, помогать лидеру своей команды должен Райкконен – отнимать очки у Хэмилтона он способен. И, самое главное, в дело вступает третья сила – Red Bull! Он прогрессирует на глазах, никто в Милтон-Кейнсе и не думает бросать развитие машины нынешнего года. По темпам прогресса Быки опережают соперников. Представляете, в какой форме Ферстаппен и Риккьярдо будут на последней гонке чемпионата? Между прочим, трасса в Абу-Даби в чем-то похожа на Сепанг: две длинные прямые, но при этом много поворотов, требующих достаточно высокой прижимной силы.

На этот раз представителей Ferrari на подиуме не было

В общем, у концовки сезона есть все основания стать непредсказуемой. Если, конечно, у Ferrari на следующем этапе будет все в порядке с надежностью. Об этом мы узнаем уже на этой неделе,  гонка на Сузуке пройдет восьмого октября. Японская трасса с ее замысловатой конфигурацией – не подарок для сегодняшних Мерседесов, хотя в прошлом году быстрее всех там были Росберг с Хэмилтоном. Кроме того, на Сузуке трасса довольно узкая. Инциденты там грозят столкновениями, вылеты – сходами.

Против Феттеля может сыграть штраф в пять позиций за внеплановую замену коробки передач после аварии. Он на Сепанге финишировал, так что права на досрочную замену коробки у него нет. И никого из судей не волнует, по какой причине ее сменили. А если коллегия стюардов все-таки войдет в положение и пойдет навстречу Скудерии, то Mercedes тут же опротестует это решение. И будет прав.

Гран При Малайзии. 1 октября, автодром Сепанг

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 1:30:01.290 1
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes +12.770 1
3 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +22.519 1
4 Себастьян Феттель Германия Ferrari +37.362 1
5 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +56.021 1
6 Серхио Перес Мексика Force India +78.630 1
7 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren + 1 круг 1
8 Лэнс Стролл Канада Williams + 1 круг 1
9 Фелипе Масса Бразилия Williams + 1 круг 1
10 Эстебан Окон Франция Force India + 1 круг 1
11 Фернандо Алонсо Испания МсLaren + 1 круг 1
12 Кевин Магнуссен Дания Haas + 1 круг 1
13 Ромен .Грожан Франция Haas + 1 круг 2
14 Пьер Гасли Франция Toro Rosso + 1 круг 1
15 Джолион Палмер Великобритания Renault + 1 круг 1
16 Нико Хюлкенберг Германия Renault + 1 круг 2
17 Паскаль Верляйн Германия Sauber + 1 круг 1
18 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 2 круга 1
Сход Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso электросистема  
DNS Кими Райкконен Финляндия Ferrari не стартовал, турбина  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 281
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari 247
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 222
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 177
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 138
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 93
7 Серхио Перес Мексика Force India 76
8 Эстебан Окон Франция Force India 57
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 48
10 Нико Хюлкенберг Германия Renault 34
11 Фелипе Масса Бразилия Williams 33
12 Лэнс Стролл Канада Williams 32
13 Ромен .Грожан Франция Haas 26
14 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren 13
15 Кевин Магнуссен Дания Haas 11
16 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 10
17 Джолион Палмер Великобритания Renault 8
18 Паскаль Верляйн Германия Sauber 5
19 Даниил Квят Россия Toro Rosso 4

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 503
2 Scuderia Ferrari Ferrari 385
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 270
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 133
5 Williams Martini Racing Mercedes 65
6 Scuderia Toro Rosso Renault 52
7 Renault Sport Formula 1 Team Renault 42
8 Haas F1 Team Ferrari 37
9 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 23
10 Sauber F1 Team Ferrari 5

Рекомендованные статьи