Мог ли Феттель выиграть после двух столкновений в Мехико?

Мог ли Феттель выиграть после двух столкновений в Мехико?
Автоспорт | 30 октября 2017
Фото: команды-участницы

На этот раз мои заметки будут очень субъективными. Смотрите, что получается! Радикальных изменений в уровне силовых установок ожидать вряд ли следует. По крайней мере, до введения очередного нового регламента. Это значит, что и через год, и через два Mercedes будет так же силен, пусть даже кто-то к нему подтянется (как подтянулась в этом году Ferrari – но, выясняется, недостаточно). Хэмилтон только что завоевал четвертый чемпионский титул, и у него отчетливо просматривается возможность в ближайшие годы завоевать пятый, шестой… Помните, как после семи титулов Михаэля Шумахера казалось, что к этому эпохальному результату в обозримом будущем никто даже не приблизится?

У Феттеля уже давно четыре титула – но о пополнении коллекции он пока может только мечтать. Нынче кажется, что не на ту лошадку он поставил. Не на ту, что на гербе города Штутгарта… Что будет в Ferrari в следующем году? После нынешнего провала не исключены оргвыводы, и в новом сезоне мы вместо продолжения борьбы Скудерии за титул можем получить очередной «реконструктивный период». Тех начальников, у кого в Ferrari точно получится, больше не позовешь – и Жан Тодт, и Росс Браун на куда более ответственных постах. Значит, опять какой-то неофит из «сопутствующего бизнеса», который гонки видел только из ложи паддок-клаба? Который год-другой будет входить в курс дела? Если так, то пятый и шестой титулы Льюису (при вялом сопротивлении Red Bull) обеспечены.

Четырехкратный! Хэмилтон торжествует после финиша

Как ни странно, даже проиграв титул, Себастьян Феттель может не допустить этих сомнительных перемен. Ему надо лишь выглядеть в последних гонках ничуть не хуже новоявленного чемпиона. Тогда Маурицио Арривабене сможет во время «разбора полетов» списать проигрыш на случайности: там столкнулся, здесь соприкоснулся и сломал, деталька турбины в автоклаве не пропеклась, свечу бракованную подсунули… Вы же видите, синьор Маркионне, когда все идет как надо, мы ничуть не слабее!

Работала ли гонка Ferrari в Мехико на эту оправдательную стратегию? Сомнительно – и дело тут не в «случайностях», которые на этот раз тоже были. После старта Гран При Мексики произошло сразу два инцидента с участием Себастьяна Феттеля. Хотя, казалось бы, именно он должен был избегать любых случайностей, любого риска. Но, с другой стороны, почему? Скажем прямо, шансы на продолжение борьбы за чемпионский титул у него были призрачными. А уж на то, чтобы в этой борьбе в итоге победить – и вовсе иллюзорными. Поэтому Себастьян повел себя на старте по-итальянски, не как осторожный стратег, а как гонщик, желающий выиграть и не собирающийся пропускать соперников вперед. Из трех участников этих двух инцидентов не пострадал только один – Макс Ферстаппен. Это везение для него было пропуском к победе, на которую никто более не покушался.

Наконец-то Йос Ферстаппен доволен докладом какого-то парня, присматривающего за той самой командой, где ездит его сын Макс*

* В этой шуточной подписи к снимку имеется в виду Кристиан Хорнер и команда Red Bull. В руках у Хорнера космическая авторучка (предположительно). 

И вообще возникало такое ощущение, что впереди пелотона ехали слегка равнодушные, всем довольные «гоночные академики». Боттас: «К сожалению, соперничать с Максом сегодня было невозможно». Почему, собственно? У тебя машина Mercedes, на которой стоит лучший мотор чемпионата. Впереди тебя такой же второй пилот своей команды, как и ты. Почему ему априори должна достаться победа?

Райкконен: «Когда я оказался третьим, я бы мог попытаться преследовать Боттаса, но он был уже далеко…» Рискну предположить, что если бы Эстебану Окону чуть больше повезло со стратегией, на подиуме был бы именно он. А Кими сетовал бы на то, как быстра Force India на этой трассе. Интересно, Райкконену все равно, кто руководит Скудерией? Контракт у него есть, поэтому «новой метлы» он не боится. Но Кими даже самых малюсеньких гирек на чашку оправдательных весов Арривабене в Мехико не бросил.

Может быть, это последние мгновения, когда реальная борьба за титул для Феттеля еще продолжается

А Феттель? Он старался, очень. Как и Хэмилтон. Казалось, все события мексиканской гонки как раз и сосредоточились в руках этих двух парней. Один потерял на старте со своим пробитым колесом на 40 секунд больше и все время отставал. Но ему и не надо было никуда торопиться, в бой Хэмилтона гнал адреналин без пяти минут чемпиона, а вовсе не турнирные расклады. Второй должен был догнать и обогнать почти всех, заняв хотя бы второе место. А был ли у Феттеля вообще такой шанс? Давайте прикинем.

Вот он направляется в боксы менять поломанное переднее антикрыло. Вместе с этим ему снимают стартовый комплект шин UltraSoft и ставят Soft. Консервативный, надежный вариант. Который, наверное, позволил бы Себастьяну доехать до финиша без пит-стопа. Если бы у него стояла такая задача – добраться до финиша, не усердствуя в атаках и экономя ресурс шин. Но задача-то стояла совсем другая! Ехать максимально быстро, обгонять, болтаться в потоке «грязного воздуха» за спиной соперников, в котором покрышки изнашиваются интенсивнее!

Один из тех, кого пришлось обгонять Феттелю - Кевин Магнуссен. После фиаско команды Haas в квалификации он неожиданно финишировал в очковой зоне

Перед стартом кроме самых жестких шин с желтым ободком в распоряжении Феттеля было три комплекта использованного Ультрасофта, один новый и… один комплект шин SuperSoft. Вот его-то и следовало ставить во время экстраординарного пит-стопа на первом круге. В той ситуации нужно было рисковать, осторожная стратегия все равно не давала ничего. Она не давала даже того «красивого поражения», после которого можно уезжать с трассы с высоко поднятой головой. Повторяю, самому Феттелю себя упрекнуть не в чем – разве что в неосторожности после старта. А вот его команда могла бы сработать более четко. Так, чтобы предоставить гонщику возможность хотя бы догнать Боттаса и вступить с ним в поединок. Ферстаппена, конечно, поймать было уже невозможно, но вот на второе место при везении Феттель мог бы рассчитывать.

Да, никто заранее не знал, что Хартли остановит свою загоревшуюся Toro Rosso (эх… как была Minardi, так и осталась – вот что хочется сказать по поводу этой команды). Что место остановки не будет совсем уж неудобным, чтобы был повод выпускать пейс-кар. Но и не настолько удачным, чтобы помахать желтыми флагами и на этом успокоиться. Помеха в гонке будет ровно такая, чтобы активировали режим виртуального автомобиля безопасности, и все без потерь произвели свой пит-стоп, который для Феттеля (и для Хэмилтона тоже) стал вторым.

Второй пит-стоп Феттеля, на котором он наконец-то избавился от плохо работавших шин Soft. Лучше бы их вообще не ставили!

Да, заранее такого не предугадаешь. Но… в случае такого развития событий у обутой в SuperSoft на первой остановке Ferrari был бы хороший шанс. Поэтому на такой или примерно такой ход событий и надо было надеяться. А если бы понадеялось – а возможности заехать лишний раз в боксы не случилось бы? Ну да, тогда проиграли бы. Но ведь и так проиграли – вряд ли Феттелю было так уж важно это самое его четвертое место в гонке.

Ferrari была похожа на боксера, который в последнем раунде явно проигрывает сопернику по очкам. Ему надо оставить осторожность, попытаться решить бой нокаутом – а он продолжает академично боксировать, как учили в спортшколе. Если хотите, Скудерии в Мексике не хватило итальянского характера. Или я что-то не понимаю в этом самом характере? Раз уж проигрывать, так с музыкой, с грохотом, чтобы это поражение запомнили – вот какими мне представляются люди с Апеннин! Немец Феттель на этот раз предстал большим итальянцем, чем коренные жители Италии, работающие в Маранелло.

На подиуме призеры сражались азартнее, чем в самой гонке

А вот затея поставить тот же Soft на том же первом круге Хэмилтону была, напротив, совершенно справедливой. Потому что от него прорыва никто не ждал. Его обгоны, его красивейший поединок с Фернандо Алонсо – все это были факультативные задачи, которые гонщик поставил себе сам. И Тото Вольффу не имело смысла рисковать – просто потому что о его профпригодности в межсезонье никто вопроса не поставит, он всем все давно доказал. Вольфф и его подчиненные четко, по-немецки трудились весь сезон – и сейчас они пожинают плоды.

Гран При Мексики. Мехико, автодром имени братьев Родригес, 29 октября

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 1:36:26.552 1
2 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +19.678 1
3 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +54.007 1
4 Себастьян Феттель Германия Ferrari +70.078 2
5 Эстебан Окон Франция Force India + 1 круг 1
6 Лэнс Стролл Канада Williams + 1 круг 1
7 Серхио Перес Мексика Force India + 1 круг 2
8 Кевин Магнуссен Дания Haas + 1 круг 1
9 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes + 1 круг 2
10 Фернандо Алонсо Испания МсLaren + 1 круг 1
11 Фелипе Масса Бразилия Williams + 1 круг 1
12 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren + 1 круг 1
13 Пьер Гасли Франция Toro Rosso + 1 круг 1
14 Паскаль Верляйн Германия Sauber + 2 круга 1
15 Ромен .Грожан Франция Haas + 2 круга 2
Сход Карлос Сайнс-мл. Испания Renault рулевое управление  
Сход Маркус Эриксон Швеция Sauber подвеска  
Сход Брендон Хартли Новая Зеландия Toro Rosso мотор  
Сход Нико Хюлкенберг Германия Renault рекуператор  
Сход Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull рекуператор  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 333
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari 277
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 262
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 192
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 178
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 148
7 Серхио Перес Мексика Force India 92
8 Эстебан Окон Франция Force India 83
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso/Renault 54
10 Лэнс Стролл Канада Williams 40
11 Фелипе Масса Бразилия Williams 36
12 Нико Хюлкенберг Германия Renault 34
13 Ромен .Грожан Франция Haas 28
14 Кевин Магнуссен Дания Haas 19
15 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren 13
16 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 11
17 Джолион Палмер Великобритания Renault 8
18 Паскаль Верляйн Германия Sauber 5
19 Даниил Квят Россия Toro Rosso 5

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 595
2 Scuderia Ferrari Ferrari 455
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 340
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 175
5 Williams Martini Racing Mercedes 76
6 Scuderia Toro Rosso Renault 53
7 Renault Sport Formula 1 Team Renault 48
8 Haas F1 Team Ferrari 47
9 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 24
10 Sauber F1 Team Ferrari 5

Рекомендованные статьи