Погода против Ferrari и судьи против Ферстаппена на Гран При США
То, что сценарий гонки был написан еще до старта, очевидно. Борьба за победу еще шла, а оператор, не получивший четких инструкций, уже показал в телетрансляции золотые шиповки с автографом. Обувь самого быстрого (без применения технических средств) землянина Усэйна Болта лежала рядом с мерседесовской кепкой – получалось, о победителе было известно заранее? Так и вышло – Хэмилтон выиграл, а Болт вручил ему свои блестящие беговые туфли.
Те, кто писал этот сценарий, долго не думали. Ферстаппена не пустили на подиум, потому что по местным меркам он еще несовершеннолетний и не может нарушать закон, отхлебывая шампанское на глазах у зрителей. Риккьярдо сочли за благо убрать из гонки досрочно. Если бы стал призером, наверняка затеял бы распитие из золотых шиповок – и испортил бы дорогостоящий подарок Болта. А Боттас? Ему не до спортивных успехов, он осваивает новое амплуа «сытый финн, недавно подписавший очередной контракт», чтобы в будущем подменить в этой роли Райкконена.
Вот и осталось из шести гонщиков топ-команд трое, из которых сформировали состав на подиум: тот же Райкконен и два претендента на победу в чемпионате. А почему сценаристы отдали победу Хэмилтону? Все просто – в предварительном конкурсе на лучшее изображение победного жеста Болта он смотрелся гармоничнее Феттеля.
Как бы ни старался Хэмилтон, до Болта ему далеко, ведь бегун с Ямайки был чемпионом мира одиннадцать раз!
Учитывая историю с коварным графитом и космическими карандашами, официально заявляю: все вышесказанное является шуткой. События гонки не срежессированы, любые совпадения случайны, в тексте вербально демонстрируются сцены потребления спиртных напитков, имеются противопоказания, желающим возразить необходимо проконсультироваться со специалистом. А если без шуток, то в благотворительный день, посвященный борьбе с онкологическими заболеваниями, надо было не фиолетовую маркировку шин в розовый цвет перекрашивать, а поинтересоваться, полезно ли для здоровья призеров пить шампанское из карбоновых бутылок. Беспокойно как-то за цвет мирового автоспорта.
Разумеется, сценарии гонок пишутся заранее, но это делают в командах. У каждой сценарий свой и даже не один: всегда есть «план Б». В Ferrari вряд ли планировали действовать так, чтобы в итоге поздравления с победой от бывшего президента США Билла Клинтона принимал Хэмилтон. Что же помешало Скудерии все-таки одержать победу в гонке, в которой у ее лидера, вопреки опасениям, ничего не сломалось?
Лучший момент гонки для Ferrari: Хэмилтон отжимает Феттеля подальше от оптимальной траектории входа в первый поворот, но Себастьян все равно протискивается вперед и выходит в лидеры
Себастьян Феттель сделал все, что мог. Трижды. Первый раз – когда после старта в жесткой и напряженной борьбе вырвал у Хэмилтона первую позицию. Второй – когда показал фантастическую скорость после первого пит-стопа. Скорость, благодаря которой он оказаться непосредственно позади своего оппонента после того, как сам Льюис вернулся на трассу с пит-лейна. Третий раз – когда, поставив SuperSoft на дополнительном пит-стопе, сумел, обогнав Боттаса (Райкконен, разумеется, пропустил его без боя), приблизиться к лидеру. Но этого было недостаточно, чтобы атаковать и обогнать Хэмилтона. Почему? Дистанция гонки оказалась коротковата?
Нет, дело не в этом. Ferrari SF70H – быстрая и при этом достаточно универсальная машина. А Mercedes F1 W08 EQ Power+? Машина тоже быстрая, но при этом капризная. Не все трассы ей подходят, да и с настройками шасси периодически возникают проблемы (хотя для второй половины сезона это менее характерно). Видимо, сложно машину дорабатывать – несколько новинок после опробования были сданы в архив. Одна из актуальных проблем инженеров Мерседеса – как обеспечить достаточный прогрев шин, их быстрый выход на рабочую температуру. Но если трасса подходящая – то Mercedes в скорости Ferrari превосходит.
Близок локоть, а не укусишь: Феттель преследует Хэмилтона
Разумеется, о всех слабых местах машины соперников в Ferrari знают – и пытаются эти знания использовать в планировании стратегии. Да вот только многие нюансы поведения мерседесовской машины сложно предсказать заранее даже самим подопечным Тото Вольффа – не говоря уже об их соперниках из Маранелло. Можно глубокомысленно вглядываться в схему техасской трассы, разглядывая скоростные повороты и делая вывод, что тут хороши будут болиды Red Bull (так и вышло, кстати). Но предсказание уровня выступлений Мерседеса – наука сродни гаданию на кофейной гуще. В последнем квалификационном заезде они будут быстрее всех – да, такие прогнозы делать легко и безопасно. А в гонке…
Рискну предположить – будь в Остине чуть иная погода, исход гонки также мог бы быть другим. Утренний дождь, смывший с асфальта накопившийся за уик-энд слой резины, делающий его менее шероховатым. И солнце, нагревшее этот асфальт до температуры порядка 36 градусов. Вот факторы, которые сработали против Скудерии, свели на нет стратегию Ferrari. Сломали сценарий, который начал реализовывать Феттель, когда стало ясно, что его героизм на старте пропал зря. Лидерство Себ потерял, на ультрамягких шинах он уступал по скорости Хэмилтону. Более того, ему самому сзади угрожал Боттас, отстоявший на старте свою третью позицию от жесткого прессинга Риккьярдо. И тогда Себастьян довольно рано заехал на пит-стоп. Чтобы свежие шины Soft как следует прогрелись к моменту, когда поедет в боксы его основной соперник.
Как и Макс Ферстаппен, Нико Хюлькенберг получил мотор Renault новой модификации. Но испытать его толком не смог, быстро выбыв из борьбы в гонке
Похоже, ближе к концу сезона новый штаб Скудерии наконец-то научился разбираться в нюансах гоночной стратегии. У Ferrari все получилось – и у боксов заминок не было, и «желтые» шины заработали, Феттель сразу поехал быстрее всех остальных. Скудерия заставила соперников понервничать, решая, когда зазывать на смену шин Хэмилтона – его «виртуальное» преимущество начало стремительно таять. Льюис вернулся в гонку на непрогретых покрышках Soft – а Себастьян уже у него на хвосте! Идеальный момент для атаки. В Ferrari все продумали четко, учли, что с прогревом самых жестких шин из привезенных сюда Pirelli у Мерседеса могут быть сложности. Но самой атаки, по сути, не вышло, хотя все условия для нее были созданы. Почему? А потому что, вопреки ожиданиям, покрышки Хэмилтона вошли в рабочий режим очень быстро – и он спокойно воспользовался своим преимуществом в скорости. Тут-то и сыграл свою роль абразивный и достаточно прогретый асфальт.
Кими Райкконен в борьбе с Эстебаном Оконом
Дополнительный пит-стоп Феттеля на 39 круге можно назвать жестом отчаяния. Но, с другой стороны, и рациональные причины надеяться на успех у итальянцев все еще были. В Ferrari, как и в других командах, слушают чужие радиопереговоры. На капитанском мостике Скудерии слышали, что на клиентских машинах с моторами Mercedes экономили топливо. Можно было предполагать, что ближе к финишу запас бензина в баках Хэмилтона будет критически мал, а шины изношены. Тото Вольфф после финиша признался, что в боксах Мерседеса и сами не понимали, хватит ли Хэмилтону ресурса шин до финиша. Хватило! И топливо тоже не пришлось экономить. А главное – в этот день Mercedes просто был быстрее Ferrari, и никакими усилиями гонщиков и стратегическими уловками этого не исправить.
Без скандала американский Гран При не обошелся. Как и почти год назад в Мексике, Макса Ферстаппена выгнали из комнаты для призеров перед церемонией награждения. После этого и сам Макс, и его отец Йос разразились эмоциональными комментариями в адрес судей. Ситуация неоднозначная и гораздо более обидная, чем в прошлом сезоне. В прошлый раз Макса не пустили на подиум за опасные действия, угрожающие другим гонщикам. На этот раз – за обгон, который мог бы стать одним из красивейших моментов всего чемпионата. Да и сам нынешний Ферстаппен за год радикально изменился, вы заметили? В нем не осталось почти ничего от нагловатого, убежденного в собственной исключительности подростка, который всегда прав. Повзрослел.
Макс Ферстаппен опережает Даниила Квята
Но судьи все-таки правы. Ферстаппен опередил Райкконена, выехав с трассы четырьмя колесами – точка. Иное решение в данной ситуации неправомерно. Сам Макс ссылался на то, что сейчас судьи более либеральны, прощают выезды за пределы трассы. И даже вспомнил, как в этой же гонке Боттас, выехав на обочину, не пустил его вперед. Но одно дело – просто выезд, а другое – обгон с выездом. В последнем случае стюарды бдительны и неумолимы. Переса наградили пятисекундным штрафом за неправильный обгон Грожана в Спа. Палмер получил пятисекундный штраф за аналогичный эпизод с Алонсо в Монце. Почему в данном случае должно быть исключение? Из-за красоты обгона? Даже если забит очень эффектный гол, при положении «вне игры» футбольный судья его не засчитает.
И последнее, что нужно сказать по поводу гонки в Техасе. Комментировать нюансы действий пилотов Toro Rosso после решения о том, что в Мексике выступят Гасли и Хартли, попросту не хочется. Разница в уровне выступлений Квята и Хартли в США была видна любому болельщику. Ясны и причины, по которым новозеландец пока «не тянет» - для дебюта он проехал неплохо. Не исключено, что, освоившись в Формуле-1, он тоже сможет завоевывать очки и ездить так же, как и Квят. А может, и не сможет. Это неважно. Важно то, что на сегодня гонщик Формулы-1 Хартли по всем параметрам уступает гонщику Формулы-1 Квяту. В соревнованиях спортпрототипов картина, вероятно, была бы иная, но мы-то обсуждаем именно Формулу-1!
Брендон Хартли и Даниил Квят в Остине
Российский гонщик качественно сделал свою работу, насколько это было возможно на такой машине. Ни в кого не врезался, не вылетел с трассы, не стал из вредности притормаживать прорывавшегося вперед Ферстаппена. Руководители, которые после этого предпочли оставить в составе не его, а Хартли, руководствуются неспортивными принципами – вот и все. Комментировать это решение и пытаться найти в нем какую-то логику у меня нет никакого желания.
Через неделю нас ждет гонка на фантастической мексиканской трассе. Решится ли в ней судьба чемпионского титула? Скорее да, чем нет. Как бы нам ни хотелось протянуть интригу вплоть до самого финала.
Гран При США. Остин, автодром Circuit of the Americas, 22 октября
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:33:50.991 | 1 |
2 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | +10.143 | 2 |
3 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | +15.779 | 1 |
4 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +16.768 | 2 |
5 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | +34.967 | 2 |
6 | Эстебан Окон | Франция | Force India | +90.980 | 1 |
7 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Renault | +92.944 | 1 |
8 | Серхио Перес | Мексика | Force India | + 1 круг | 1 |
9 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | + 1 круг | 1 |
10 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | + 1 круг | 1 |
11 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | + 1 круг | 2 |
12 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | + 1 круг | 1 |
13 | Брендон Хартли | Новая Зеландия | Toro Rosso | + 1 круг | 2 |
14 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | + 1 круг | 1 |
15 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | + 1 круг | 1 |
16 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | + 1 круг | 2 |
Сход | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | рекуператор | |
Сход | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | мотор | |
Сход | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | последствия столкновения | |
Сход | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | силовая установка |
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 331 |
2 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 265 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 244 |
4 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 192 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 163 |
6 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 123 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 86 |
8 | Эстебан Окон | Франция | Force India | 73 |
9 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso/Renault | 54 |
10 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 36 |
11 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | 34 |
12 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | 32 |
13 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 28 |
14 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 15 |
15 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | 13 |
16 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 10 |
17 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | 8 |
18 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | 5 |
19 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 5 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки |
---|---|---|---|
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 575 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 428 |
3 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 315 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 159 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 68 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 53 |
7 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 48 |
8 | Haas F1 Team | Ferrari | 43 |
9 | McLaren Honda Formula 1 Team | Honda | 23 |
10 | Sauber F1 Team | Ferrari | 5 |