Берлинский этап обострил ситуацию в электроформуле
В столице Германии прошел очередной, восьмой этап первенства FIA Formula E. Берлин был предпоследним городом, который принимал электроформулу в текущем сезоне – увы, июньские заезды в Москве из-за организационных нестыковок пришлось отменять, а замену им найти не успели. Финал, как и в прошлом году, будет состоять из двух гонок в Лондоне. И там, кстати, не все так просто: местные жители выступают против проведения в парке гонок, пусть даже и «электрических». Что касается немецкого этапа, то в этом сезоне он переехал почти что в центр Берлина из знаменитого аэропорта Темпельхоф. Предыдущее место действия, в принципе, устраивало почти всех, но в дело вмешалась политика – власти устроили там большой лагерь для беженцев, и организаторам спортивного шоу пришлось искать новую арену…
Изначально переговоры шли с Нюрнбергом, чтобы задействовать парковочную площадку, на которой обычно прокладывают трассу легендарного Норисринга, но там консенсус найден не был, и в итоге остановились на более-менее подходящем расположении в Берлине. Изначальный вариант трассы был как две капли воды был похож на старую картинговую трассу в Таллине, но в итоге один из «отростков» укоротили, а на прямой добавили ходовую шикану. Если для картингистов в 60-х такая конфигурация казалась излишне простой, то нынешние гонщики за рулем 900-килограмовых болидов, обутых в гражданские шины, вряд ли были того же мнения. В оправдание современникам можно сказать, что для ознакомления с характером автодрома у них было всего 90 минут тренировок и скоротечная сессия квалификации. Отсюда и большое число разворотов и всевозможных инцидентов с отрыванием передних антикрыльев.
А еще трасса на Александерплатц заставляла гонщиков рисковать: протискиваться с ювелирной точностью буквально впритирку со стеной, либо проходить шпильку чуть ли не по-раллийному, с заносом. Кроме того, было тряско – после небольших ударов об ограничительные столбики в шикане из-за постоянных вибраций отваливались детали переднего антикрыла, прикрывающие колеса. В заезде сразу нескольким гонщикам были показаны черно-оранжевые флаги – так судьи сигнализируют о том, что техническое состояние машины вызывает угрозу для безопасного проведения гонки, и пилот обязан свернуть на пит-лейн, чтобы механики произвели ремонт.
К особенностям трассы можно отнести и расположение стартовой позиции, которая находилась снаружи прямой, ведущей к шпильке. Ясно, что обладатель поула при одинаково хорошем старте будет под угрозой «торпедирования» со стороны противника, стартовавшего вторым и следующего внутри. Отчасти из-за этого победителю квалификации Жану-Эрику Верню (DS Virgin) не удалось устоять против разящей атаки Себастьена Буэми (e.dams Renault). Вернь тут же отыгрался, но Буэми оказался не лыком шит – швейцарец уже не первый год выступает за рулем гибридов в FIA WEC и ему легче строить тактику расхода электроэнергии, чем французу. Вот и на этот раз Себастьен, зная о том, что на кону чемпионство и рисковать не нужно, спокойно пропустил агрессивную контратаку Жана-Эрика. Однако для поддержания высокого темпа Верню приходилось тратить больше энергии, и, когда тенденция с расходом «топлива» стала очевидной, Буэми пошел в решающее наступление. Швейцарец нашел крохотную брешь между машиной соперника и отбойником, с ювелирной точностью на торможении опередив соперника.
Вскоре на второе место вышел Даниэль Абт (Abt Audi), а вот его напарник и лидер чемпионата Лукас ди Грасси активных действий не предпринимал, явно делая ставку на стратегию пит-стопа. Бразилец вообще часто шел накатом, экономя энергию, так как ехавшие впереди него Вернь и Николя Прост двигались плотной группой, а лезть в их сражение Лукас не стал – велика была вероятность попасть под горячую руку, да и для маневра сразу против двух соперников тут просто не было места. Перед сменами электроболидов, кстати, Вернь заигрался в оборону, промахнулся на торможении, срезал шикану, окончательно доломав себе переднее антикрыло, и чиркнул по отбойнику. К счастью для француза, сразу после этого нужно было уже сворачивать на пит-лейн, и много времени он на этом инциденте не потерял.
Ди Грасси, заводской гонщик Audi, в итоге наэкономил электричества на лишний быстрый круг и «пересидел» Верня на трассе. По ходу второй половины гонки казалось, что Абт вот-вот пропустит ди Грасси вперед: в эфир даже выдали ненавязчивое сообщение «он быстрее тебя». Однако бразилец не стал обгонять немца, после финиша объяснив это своим принципиальным неприятием так называемой командной тактики.
Напарник Верня Сэм Берд мог бы вмешаться в распределение мест на подиуме, но судьи проявили повышенную принципиальность, заставив британца заезжать на внеплановый пит-стоп для замены переднего оперения машины – один из обтекателей держался непрочно. Интересно, что на машине Ника Хайдфельда (Mahindra) антикрыло тоже трясло, но немцу черно-оранжевый флаг не показывали. И за счет внеплановых пит-стопов соперников, а также стабильности машины на торможении, благодаря чему были повержены Майк Конвей и Лоик Дюваль, экс-пилот Формулы-1 выбрался с последнего ряда на седьмое место на финише. Ну а среди тех, кто был вынужден из-за решения судей совершать внеплановый пит-стоп, были и представители первых чемпионов Формулы-Е из китайской команды Nextev, реально претендовавшие на очки.
В итоге перед финалом в Лондоне двух претендентов на титул разделяет всего один зачетный балл, а исход поединка между ди Грасси и Буэми будет решен в самом начале июля. Впрочем, уже сейчас понятно, что наиболее удачной в плане техники в этом сезоне оказалась концепция с одним мотором и небольшой КПП. При этом в Renault не стали развивать тему сотрудничества с Magneti Marelli, чьи специалисты готовят узлы KERS для Формулы-1. Вместо этого была выбрана фирма Zytek, которая в свое время разработала одну из лучших систем рекуперации кинетической энергии в гонках Гран При для команды McLaren. На французском элетектроболиде установлен один мотор-генератор, работающий с двухступенчатой КПП Sadev, управление которой осуществляется не с помощью подрулевых лепестков, а (как в старые-добрые времена «Профессора» Проста) ручкой справа от пилота.
На машине команды Abt-Audi используется небольшой мотор-генератор и трехступенчатая КПП Hewland. Такой выбор обеспечивает более гибкие настройки на квалификацию и гонку (в основном заезде уровень электроэнергии меньше на 30 кВт и составляет 170 кВт). В целом, конструкции двух претендентов на титул отличаются от техники конкурентов малым весом (особенно от перегруза страдает двухмоторный китайский электроболид), но из-за плотной компоновки порой испытывают проблемы с перегревом электрооборудования. В любом случае, в Лондоне должно быть жарко, так как именно там определится первый победитель по-настоящему открытого соревнования конструкторов электромобилей класса Formula E.
Чемпионат FIA Formula E
Положение после восьми этапов
Личный зачет
Место | Гонщик | Страна | Электромобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Лукас ди Грасси | Бразилия | Abt Schaeffler FE01 | 141 |
2 | Себастьен Буэми | Швейцария | Renault Z.E. 15 | 140 |
3 | Сэм Берд | Великобритания | Virgin DSV-01 | 82 |
4 | Жером д'Амброзио | Бельгия | Venturi VM200-FE-01 | 64 |
5 | Николя Прост | Франция | Renault Z.E. 15 | 62 |
6 | Стефан Сарразан | Франция | Venturi VM200-FE-01 | 59 |
7 | Даниэль Абт | Германия | Abt Schaeffler FE01 | 50 |
8 | Лоик Дюваль | Франция | Venturi VM200-FE-01 | 48 |
9 | Ник Хайдфельд | Германия | Mahindra M2Electro | 47 |
10 | Робин Фряйнс | Голландия | Spark SRT_01E | 45 |
Командный зачет
Место | Команда | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | e.DAMS-Renault | Франция | 202 | |
2 | Audi Sport ABT | Германия | 191 | |
3 | DS Virgin Racing | Великобритания | 119 | |
4 | Dragon Racing | США | 112 | |
5 | Mahindra Racing | Индия | 73 | |
6 | Venturi | Монако | 64 | |
7 | Andretti Formula E | США | 49 | |
8 | Aguri | Япония | 24 | |
9 | Nextev TCR | Китай | 14 |