Берлинский этап обострил ситуацию в электроформуле

Берлинский этап обострил ситуацию в электроформуле
Автоспорт | 23 мая 2016
Фото: FIA Formula E

В столице Германии прошел очередной, восьмой этап первенства FIA Formula E. Берлин был предпоследним городом, который принимал электроформулу в текущем сезоне – увы, июньские заезды в Москве из-за организационных нестыковок пришлось отменять, а замену им найти не успели. Финал, как и в прошлом году, будет состоять из двух гонок в Лондоне. И там, кстати, не все так просто: местные жители выступают против проведения в парке гонок, пусть даже и «электрических». Что касается немецкого этапа, то в этом сезоне он переехал почти что в центр Берлина из знаменитого аэропорта Темпельхоф. Предыдущее место действия, в принципе, устраивало почти всех, но в дело вмешалась политика – власти устроили там большой лагерь для беженцев, и организаторам спортивного шоу пришлось искать новую арену…

Изначально переговоры шли с Нюрнбергом, чтобы задействовать парковочную площадку, на которой обычно прокладывают трассу легендарного Норисринга, но там консенсус найден не был, и в итоге остановились на более-менее подходящем расположении в Берлине. Изначальный вариант трассы был как две капли воды был похож на старую картинговую трассу в Таллине, но в итоге один из «отростков» укоротили, а на прямой добавили ходовую шикану. Если для картингистов в 60-х такая конфигурация казалась излишне простой, то нынешние гонщики за рулем 900-килограмовых болидов, обутых в гражданские шины, вряд ли были того же мнения. В оправдание современникам можно сказать, что для ознакомления с характером автодрома у них было всего 90 минут тренировок и скоротечная сессия квалификации. Отсюда и большое число разворотов и всевозможных инцидентов с отрыванием передних антикрыльев.

Декорации трассы в Берлине оказались не самыми впечатляющими и запоминающимися

А еще трасса на Александерплатц заставляла гонщиков рисковать: протискиваться с ювелирной точностью буквально впритирку со стеной, либо проходить шпильку чуть ли не по-раллийному, с заносом. Кроме того, было тряско – после небольших ударов об ограничительные столбики в шикане из-за постоянных вибраций отваливались детали переднего антикрыла, прикрывающие колеса. В заезде сразу нескольким гонщикам были показаны черно-оранжевые флаги – так судьи сигнализируют о том, что техническое состояние машины вызывает угрозу для безопасного проведения гонки, и пилот обязан свернуть на пит-лейн, чтобы механики произвели ремонт.

В начале сезона казалось, что американская команда Dragon Racing, выступающая на «клиентских» машинах Venturi, сможет навязать борьбу лидерам, однако все испортила нестабильность результатов

К особенностям трассы можно отнести и расположение стартовой позиции, которая находилась снаружи прямой, ведущей к шпильке. Ясно, что обладатель поула при одинаково хорошем старте будет под угрозой «торпедирования» со стороны противника, стартовавшего вторым и следующего внутри. Отчасти из-за этого победителю квалификации Жану-Эрику Верню (DS Virgin) не удалось устоять против разящей атаки Себастьена Буэми (e.dams Renault). Вернь тут же отыгрался, но Буэми оказался не лыком шит – швейцарец уже не первый год выступает за рулем гибридов в FIA WEC и ему легче строить тактику расхода электроэнергии, чем французу. Вот и на этот раз Себастьен, зная о том, что на кону чемпионство и рисковать не нужно, спокойно пропустил агрессивную контратаку Жана-Эрика. Однако для поддержания высокого темпа Верню приходилось тратить больше энергии, и, когда тенденция с расходом «топлива» стала очевидной, Буэми пошел в решающее наступление. Швейцарец нашел крохотную брешь между машиной соперника и отбойником, с ювелирной точностью на торможении опередив соперника.

Буэми на старте опередил Верня, но тот вскоре отыгрался, попутно растрачивая электроэнергию

Вскоре на второе место вышел Даниэль Абт (Abt Audi), а вот его напарник и лидер чемпионата Лукас ди Грасси активных действий не предпринимал, явно делая ставку на стратегию пит-стопа. Бразилец вообще часто шел накатом, экономя энергию, так как ехавшие впереди него Вернь и Николя Прост двигались плотной группой, а лезть в их сражение Лукас не стал – велика была вероятность попасть под горячую руку, да и для маневра сразу против двух соперников тут просто не было места. Перед сменами электроболидов, кстати, Вернь заигрался в оборону, промахнулся на торможении, срезал шикану, окончательно доломав себе переднее антикрыло, и чиркнул по отбойнику. К счастью для француза, сразу после этого нужно было уже сворачивать на пит-лейн, и много времени он на этом инциденте не потерял.

Ди Грасси, заводской гонщик Audi, в итоге наэкономил электричества на лишний быстрый круг и «пересидел» Верня на трассе. По ходу второй половины гонки казалось, что Абт вот-вот пропустит ди Грасси вперед: в эфир даже выдали ненавязчивое сообщение «он быстрее тебя». Однако бразилец не стал обгонять немца, после финиша объяснив это своим принципиальным неприятием так называемой командной тактики.

Пока ди Грасси и Буэми (справа) решали свои задачи в чемпионате, немцы Даниэль Абт и Рене Раст работали на публику. Первый не пропустил вперед напарника, а второй, после внепланового пит-стопа, демонстрировал высокий темп и претендовал на лучший круг в гонке

Напарник Верня Сэм Берд мог бы вмешаться в распределение мест на подиуме, но судьи проявили повышенную принципиальность, заставив британца заезжать на внеплановый пит-стоп для замены переднего оперения машины – один из обтекателей держался непрочно. Интересно, что на машине Ника Хайдфельда (Mahindra) антикрыло тоже трясло, но немцу черно-оранжевый флаг не показывали. И за счет внеплановых пит-стопов соперников, а также стабильности машины на торможении, благодаря чему были повержены Майк Конвей и Лоик Дюваль, экс-пилот Формулы-1 выбрался с последнего ряда на седьмое место на финише. Ну а среди тех, кто был вынужден из-за решения судей совершать внеплановый пит-стоп, были и представители первых чемпионов Формулы-Е из китайской команды Nextev, реально претендовавшие на очки.

Возможность наконец-то набрать очки команда Nextev потеряла из-за внеплановых пит-стопов: на этом фото у китайского электроболида уже отсутствует один из обтекателей переднего антикрыла

В итоге перед финалом в Лондоне двух претендентов на титул разделяет всего один зачетный балл, а исход поединка между ди Грасси и Буэми будет решен в самом начале июля. Впрочем, уже сейчас понятно, что наиболее удачной в плане техники в этом сезоне оказалась концепция с одним мотором и небольшой КПП. При этом в Renault не стали развивать тему сотрудничества с Magneti Marelli, чьи специалисты готовят узлы KERS для Формулы-1. Вместо этого была выбрана фирма Zytek, которая в свое время разработала одну из лучших систем рекуперации кинетической энергии в гонках Гран При для команды McLaren. На французском элетектроболиде установлен один мотор-генератор, работающий с двухступенчатой КПП Sadev, управление которой осуществляется не с помощью подрулевых лепестков, а (как в старые-добрые времена «Профессора» Проста) ручкой справа от пилота.

В Лондоне решится, какая конструкция более удачна: Renault Z.E. 15 или Abt Schaeffler FE01

На машине команды Abt-Audi используется небольшой мотор-генератор и трехступенчатая КПП Hewland. Такой выбор обеспечивает более гибкие настройки на квалификацию и гонку (в основном заезде уровень электроэнергии меньше на 30 кВт и составляет 170 кВт). В целом, конструкции двух претендентов на титул отличаются от техники конкурентов малым весом (особенно от перегруза страдает двухмоторный китайский электроболид), но из-за плотной компоновки порой испытывают проблемы с перегревом электрооборудования. В любом случае, в Лондоне должно быть жарко, так как именно там определится первый победитель по-настоящему открытого соревнования конструкторов электромобилей класса Formula E.

Чемпионат FIA Formula E
Положение после восьми этапов
Личный зачет

Место Гонщик Страна Электромобиль Очки
1 Лукас ди Грасси Бразилия Abt Schaeffler FE01 141
2 Себастьен Буэми Швейцария Renault Z.E. 15 140
3 Сэм Берд Великобритания Virgin DSV-01 82
4 Жером д'Амброзио Бельгия Venturi VM200-FE-01 64
5 Николя Прост Франция Renault Z.E. 15 62
6 Стефан Сарразан Франция Venturi VM200-FE-01 59
7 Даниэль Абт Германия Abt Schaeffler FE01 50
8 Лоик Дюваль Франция Venturi VM200-FE-01 48
9 Ник Хайдфельд Германия Mahindra M2Electro 47
10 Робин Фряйнс Голландия Spark SRT_01E 45

Командный зачет

Место Команда Страна Очки
1 e.DAMS-Renault Франция 202
2 Audi Sport ABT Германия 191
3 DS Virgin Racing Великобритания 119
4 Dragon Racing США 112
5 Mahindra Racing Индия 73
6 Venturi Монако 64
7 Andretti Formula E США 49
8 Aguri Япония 24
9 Nextev TCR Китай 14

Рекомендованные статьи