Даешь перемены! Подводим итоги сезона Формулы-1

Фото: команды-участницы

Формула-1 завершила очередной цикл. И последний сезон незадолго до серьезных перемен ярко высветил все худшее, что накопилось в Королевских гонках.

В следующем сезоне в ­Формуле-1 все будет по-другому. Изменится внешний облик (а значит, и ­аэродинамика) гоночных автомобилей, ширина шин, производители получат большие возможности по совершенствованию моторов. Первая страница эпохи гибридных двигателей (начавшейся в 2014 году) будет перевернута. И название этой главы — эра Мерседеса.

До сих пор апогеем тотального ­преимущества одной команды был 1988 год, когда Айртон Сенна, Ален Прост и коллектив McLaren Honda выиграли пятнадцать гонок из шестнадцати возможных. В этом году Нико Росберг, Льюис Хэмилтон и Mercedes добились за 21 этап девятнадцати побед. Но главная печаль: еще до старта первой гонки по результатам тестов было ясно, что чемпионская корона опять уедет в Штутгарт. Каковы условия на трассах, погода, какие шины привезли на этап поставщики из Pirelli — все это в конечном счете оказывалось неважным. Что, естественно, не делало Формулу-1 интереснее.

Самый странный подиум чемпионата: спустя три с лишним часа после финиша Гран При Мексики Даниэль Риккьярдо (справа) узнал от судей о том, что он третий призер гонки. Позировать с кубком Риккьярдо позвал и своего партнера Макса Ферстаппена, который третьим пересек линию финиша

Борьба шла во втором и третьем эшелонах: там обгонов и успешных оборонительных действий было предостаточно. Совсем уж скучных гонок не было, и за это спасибо расширенным возможностям в области шинной стратегии. Теперь от самих команд и гонщиков зависит, сколько именно комплектов шин из трех предложенных фирмой Pirelli составов они привезут на Гран При, сколько оставят на гонку и как будут использовать. И кто будет сильнее в конкретный момент на трассе — машины топ-команд на самых жестких и медленных покрышках или середняки на мягких и быстрых шинах? Таких ярких схваток по ходу сезона было немало. При этом нарушения спортивного принципа не произошло: в статистическом итоге результат все равно оказывался в пользу сильнейших.

Выезды за пределы трассы по собственной воле и вытеснение туда соперников в ходе борьбы стали камнем преткновения для судей. Штрафовали виновных избирательно, и это почти всегда вызывало недоумение у членов команд и болельщиков

Если правила использования шин способствовали повышению увлекательности Гран При, то новые квалификационные установки оказались неудачными. Квалификация «с выбыванием», скоропалительно утвержденная за три недели до старта сезона, эффектно выглядела лишь на бумаге, а на деле получилась откровенно скучной. Опробовав новинку на Гран При ­Австралии, команды единодушно выступили за возвращение к прошлогоднему формату. И хотя в FIA пытались затянуть это дело, предлагая некие промежуточные варианты, уже на третьем этапе чемпионата в Шанхае ­«старые» квалификации вернулись.

Важнейшее событие нынешнего сезона: обозначились перспективы ухода власти в Формуле-1 из рук британца Берни Экклстоуна. Полномочия многолетнего хозяина Большого цирка предстоит принимать команде американца Чейза Кэри (слева)

Вообще вопрос правил (и их применения) был в этом сезоне особенно острым. Например, поначалу до предела были ужесточены ограничения на ­радиопереговоры, а нескольких пилотов даже оштрафовали за подсказки из боксов. Однако уже в середине чемпионата все ограничения были полностью сняты!

С регламентацией борьбы на трассе произошла противоположная история. Гонщики жалуются, что сейчас обгоняющий и особенно препятствующий обгону пилот связан слишком подробными ограничениями, что выхолащивает борьбу. Вместе с тем действия 18-летнего на момент старта сезона Макса Ферстаппена неоднократно признавались его соперниками слишком опасными. В конце концов правила еще более ужесточили, специально оговорив неприемлемость изменения траектории в зоне торможения, чем славился Ферстаппен. Но по иронии судьбы первым пострадавшим от ужесточения правил стал не Макс, а опытный экс-чемпион мира Себастьян Феттель!

Рокировка Даниила Квята (слева) и Макса Ферстаппена стала одним из самых обсуждаемых событий первой половины чемпионата. А во второй говорили об успехах Ферстаппена и его слишком агрессивном пилотаже

Гран При Мексики, на котором это произошло, стал апофеозом странных судейских решений: третье место в этой гонке дважды переходило из рук в руки! Сначала по дороге на подиум комиссары оштрафовали Макса Ферстаппена за выезд за пределы трассы. А уже после награждения судейская кара настигла его «преемника» Себастьяна Феттеля — и через три часа после финиша экс-чемпион мира был вынужден отдать врученный ему кубок Даниэлю Риккьярдо! Красят ли подобные истории Королевские гонки? Ответ очевиден…

А еще многие современные правила написаны достаточно туманно, поэтому толкуют их в разных гонках ­по-разному. К тому же излишняя строгость спортивных законов дает простор для их избирательного применения. Например, в регламенте записано, что обгоняемый пилот обязан оставить конкуренту место для обгона. Этого избегают в каждом втором случае, и очень часто вытесненный соперник в результате выезжает на обочину. Но карают за это лишь изредка, назначая виновных по непонятному принципу. Похоже, что и в самих правилах, и в работе судей тоже надо многое менять.

Эффективная шинная стратегия оказывалась ключом к успеху во многих гонках

Очевидно, над этим придется задуматься новым владельцам Формулы-1 — американской корпорации Liberty Media. Но ставленники новой метлы говорят не об изменениях в правилах (которые, видимо, пока не очень понимают), а об увеличении числа Гран При. Которых и так слишком много! Ведь кризисные времена заставили почти все команды сократить персонал, оставшиеся специалисты работают на износ, а гонок в этом сезоне было больше, чем когда-либо в истории Формулы-1…

Так что оптимизм, с которым я смотрю на будущее чемпионата мира, пожалуй, будет очень умеренным.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи