Это большой спорт, парень! Нельзя просто так взять и…
Если бы старина Берни сдал полномочия не сейчас, а гораздо раньше, году в двухтысячном – Сильвестр Сталлоне все-таки снялся бы в фильме про Формулу-1 (вместо которого в реальности получился провальный Driven). А если бы американский фильм про F1 появился, там обязательно была бы такая сцена на подиуме, какую разыграли в Бахрейне Хэмилтон и Боттас. Где маститый пилот хлопает по плечу товарища-неофита, которому не дали с ним побороться. Мы не слышали, что Льюис говорил финскому коллеге. Но наверняка что-то кинематографическое. Например: «Нельзя просто так взять и ворваться в ряды победителей!» Или, например, такое: «Нам только кажется, что рулим именно мы. Это большой спорт, парень! Все решают большие боссы в больших кабинетах!»
Паскаль Верляйн вернулся в Sauber после травмы и пропуска двух Гран При. Он тринадцатый в квалификации и одиннадцатый в гонке на самой слабой машине чемпионата. Феноменально!
Вроде бы Валттери пока не завсегдатай подиумов, должен бы радоваться и призовому месту. А реакция финна после гонки говорит том, что участь ассистента его не устраивает. Это хорошо! Но нельзя просто так взять и начать бороться с Хэмилтоном, если ты с ним в одной команде. Валттери сначала должен доказать руководству Мерседеса свое право на эту борьбу. Как показал Гран При Бахрейна, основные события которого вы уже знаете, пока у Боттаса такого права нет. Да, он выиграл в квалификации. Мог ли он победить в гонке? Разумеется, нет – из-за шинных проблем: с избыточным давлением на первом отрезке и слишком большим износом сверхмягких покрышек на втором. Плюс заминка на пит-стопе. Но одно дело проиграть в честной борьбе, совсем другое – по приказу из боксов из нее самоустраниться.
Парни на розовых машинах порадовали – после провальной квалификации Force India снова в очках! Особенно удивляет постоянство Окона, третий раз подряд занимающего десятое место
Самое обидное, что жертва была напрасной – и Хэмилтон бросить вызов Феттелю в итоге не смог. Лидер Мерседеса нарушил правила при заезде на пит-лейн, сознательно придерживая Даниэля Риккьярдо. Его оштрафовали, поэтому никакой борьбы за победу в Гран При Бахрейна не вышло – как раз этих пяти секунд и не хватило, чтобы перед финишем оказаться на обозримом расстоянии от Феттеля. Как ни удивительно, но достаточно много мнений, осуждающих действия судей – дескать, все так делают, за что же штрафовать Льюиса? Да и интригу по определению победителя испортили. Давайте разбираться.
Есть виды спорта, в которых нарушать правила очень сложно – к примеру, шахматы (помните, чем это кончилось для Остапа Бендера?). А есть те, в которых джентльменское следование духу и букве правил вроде бы признак хорошего тона – но успех порой приносит обратное. Так называемые маленькие спортивные хитрости. К примеру, в штрафной площадке от легкого касания руки соперника с криком валится на землю крепкий футболист, которого в ином случае с ног не собьешь и ударом кулака. Хитрость? Все это понимают – и зрители, и соперники, и даже судья, который, тем не менее, вынужден ставить пенальти. Поэтому что формально касание было, правила нарушены.
На старте Хэмилтон из-за пробуксовки уступил вторую позицию Феттелю – на снимке видно, как Ferrari будущего победителя выходит вперед
Но есть и виды спорта, где в порядке вещей нарушать правила – по-другому ты просто не будешь конкурентоспособным! Формула-1 и шахматы в этом смысле находятся на разных полюсах, удалены друг от друга на максимально возможное расстояние. Даром что шахматная и гоночная стратегии одинаково непостижимы для наших с вами умов, а флаг на финише такой же клетчатый, как доска для фигур. Но шахматные правила исчерпывающие, в них нет двусмысленностей или недосказанности. А в гонках? От пилота, допустим, требуется встать на нужном месте стартовой решетки. Но в правилах не написано, что он должен ставить машину перпендикулярно нанесенной на асфальте отметке. Это разумеется само собой! Но если гонщик поступает по-другому, то наказывать его вроде как не за что.
А технический регламент нарушать, выискивая в нем «белые пятна» и «серые зоны», считается чуть ли не доблестью, показателем качества работы конструкторских штабов команд. Нельзя, например, просто так взять и измерить гибкость днища во всех возможных точках. В процедуре измерения описаны две точки. Правила читают не только судьи, но и конструкторы – причем они самые внимательные читатели. Вас же не удивляет, что автомобильные фирмы учитывают стандартные процедуры испытаний или краш-тестов при планировании характеристик дизельных двигателей или зон деформации кузова? Так и здесь – конструкторы будут думать над тем, как использовать недостатки системы измерений. Пока правила не изменены – можно только ворчать на тех, у кого слишком гибкое днище. Это так же бессмысленно, как сетования «а чего он криво встал на старте?»
Дважды за вечер Боттас по приказу из боксов без борьбы пропускал Хэмилтона
Но совсем другое дело, когда на глазах у миллионов телезрителей ты не даешь сопернику проехать на пит-лейн. Зрители-то ладно, им потом можно рассказать «я нажал на лимитатор, а когда увидел, что мешаю Дэну, попытался посторониться». Но к судьям-то твоя телеметрия попадает раньше, чем в боксы команды! Им сразу было видно, что Мерседес Хэмилтона снизил скорость гораздо ниже лимита для пит-лейна автодрома Сахир. Льюис подставился, как не слишком умелый защитник, давший нападающему соперника повод упасть, а судье – назначить пенальти. И самое главное, шитая белыми нитками хитрость Хэма была так же бессмысленна, как самопожертвование его партнера. Он не с Риккьярдо боролся в этой гонке, тот был объективно медленнее! Что мы и увидели буквально сразу же после рестарта.
На роковом для себя пит-стопе Хэмилтон пропустил вперед Риккьярдо, но сразу же после рестарта восстановил статус-кво
В общем, у пилотов Мерседеса был повод грустить на подиуме. Боттас не улыбался вовсе, Хэмилтон изредка старался это делать. Зато Феттель радовался за троих! На его стороне в этот вечер были собственное мастерство, мощность мотора и характерная для Ferrari SF70H бережливость к шинам, важная на абразивном асфальте Сахира (о гибкости днища умолчим, тут пусть скажут свое слово технические делегаты FIA). А еще на стороне Себастьяна была удача, без которой остальные факторы могут и не сработать.
Ferrari снова организовала ранний визит в боксы для Феттеля, но, в отличие от Гран При Китая, это не привело его к поражению
Когда его зазвали на ранний пит-стоп, а после этого случилось почти невероятное в Бахрейне появление автомобиля безопасности, хотелось ущипнуть себя за руку. Дежавю? Это еще Китай или уже следующая гонка? Впрочем, мы уже привыкли к оригинальностям в тактике красных машин. Видимо, если ты работаешь в Маранелло, нельзя просто так взять и сделать выводы из провала на предыдущем Гран При. Надо обязательно еще раз попробовать провальный вариант – а вдруг сработает? Сработало!
Боттас на подиуме: и чему радуется этот человек в красном?
Феттель и сам удивился, когда оказался впереди всех поехавших «переобуваться» под пейс-каром. Что ж, надо привыкать к неожиданностям – и победителю, и всем нам. Нынешняя Формула-1 гораздо более непредсказуема, чем прошлогодняя. Интересно, не снивелирует ли преимущество Ferrari «самый гладкий в мире» асфальт в Сочи? Вряд ли тесты, на которые остались команды после Гран При Бахрейна, помогут как-то смоделировать российские условия.
Гран При Бахрейна. Автодром Сахир, 16 апреля
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 1:33:53.374 | 2 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | +6.660 | 2 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | +20.397 | 2 |
4 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | +22.475 | 2 |
5 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | +39.346 | 2 |
6 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | +54.326 | 2 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | +62.606 | 2 |
8 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | +74.865 | 2 |
9 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | +80.188 | 2 |
10 | Эстебан Окон | Франция | Force India | +95.711 | 2 |
11 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | + 1 круг | 1 |
12 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | + 1 круг | 2 |
13 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | + 1 круг | 2 |
14 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | сход, классифицирован | 2 |
Сход | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | коробка передач | |
Сход | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | авария | |
Сход | Лэнс Стролл | Канада | Williams | авария | |
Сход | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | тормоза, авария | |
Сход | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | электроника | |
DNS | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | не стартовал |
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 68 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 61 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 38 |
4 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 34 |
5 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 25 |
6 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 22 |
7 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 16 |
8 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 14 |
9 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | 10 |
10 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 4 |
11 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 4 |
12 | Эстебан Окон | Франция | Force India | 3 |
13 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | 2 |
14 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 2 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки |
---|---|---|---|
1 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 102 |
2 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 99 |
3 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 47 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 17 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 16 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 12 |
7 | Haas F1 Team | Ferrari | 8 |
8 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 2 |