Весна на формульной улице. Шанхайские надежды новой Формулы-1

Фото: команды-участницы

Кажется, смотреть Формулу-1 становится все интереснее! Квалификация в Шанхае была хороша. Китайская гонка тоже оказалось напряженной и богатой на события. Прошло два этапа чемпионата, а мы пока не можем с уверенностью сказать, форму какой команды в этом году будет носить чемпион мира. По-моему, это уже достижение. И хотя бы за это можно благодарить новые правила. А уж Т-образные предкрылки, которые странно выглядят, угрожающе вибрируют и периодически отламываются, мы как-нибудь переживем.

В Китае, как и везде, болеют прежде всего за Ferrari, но у любого гонщика тут найдутся свои персональные поклонники

Правда, первые гонки так и не дали четкого ответа, насколько сложнее стали на новых машинах обгоны. Гран При Китая показал, что обгонять в принципе можно, причем даже рискованно, на внешнем радиусе в «улитке». При этом некоторые особо одаренные пилоты начинают чувствовать аэродинамическое воздействие от едущих впереди машин, даже не приблизившись к ним на расстояние атаки. В общем, новый регламент пока таит нераскрытые загадки – но кто сказал, что это плохо?   

Серхио Перес, перед стартом сезона посаженный командой на строгую диету, в двух гонках подряд набрал очки. Теперь Чеко делится с прессой ожиданиями о том, насколько будет увеличена его ежедневная порция

Скажем, повышенная стойкость шин, которую еще в прошлом году анонсировали поставщики. Каюсь, мне это очень не понравилось – казалось, что возможности для стратегических игр на трассах Формулы-1 сведутся к нулю. Описать стратегию для лидеров почти на все автодромы можно заранее. Старт на наиболее мягком составе (том, на котором проехали лучший круг второго отрезка квалификации) и один пит-стоп с «переобуванием» в следующий по степени жесткости комплект шин. Всё!

Реальность, как и всегда, оказалась сложнее нашего представления о ней. Да, сейчас шины ведут себя стабильнее. Но при этом есть множество других факторов – к примеру, различна индивидуальная способность каждой машины быстро вывести покрышки на рабочую температуру. На остывшей после дождя китайской трассе это было важно. Занявший последнее место Маркус Эрикссон, проехавший практически всю дистанцию на шинах Soft, жаловался, что его Sauber так и не смог нормально прогреть покрышки. А у лидеров это выходило эффективно. Причем SuperSoft, вроде бы гораздо более подходящий в прохладных условиях, не показал значительного преимущества. Лучшее время круга на сверхмягких шинах показал Райкконен – 1.36,003. Оно не только уступает лучшему времени гонки, показанному Хэмилтоном. Феттель, партнер Кими, тоже был быстрее его. А ведь и Феттель, и Хэмилтон после перехода на слики всю дистанцию проехали на шинах Soft!

В сложных условиях начала гонки лучше других проявил себя Макс Ферстаппен, совершивший на первом круге множество обгонов

Резюме – даже новые шины не предполагают упрощенного подхода и арифметических действий, ясных и неофитам. Планирование стратегии и тактики по-прежнему останется сложным делом, хорошие специалисты для которого имеются не в каждой команде. И не такие уж эти шины «вечные», эффективность они все-таки утрачивают после определенной дистанции и в определенных условиях. В чем, кстати говоря, и коренились предфинишные проблемы Ферстаппена с невозможностью догнать кругового, вызвавшие его несколько истерическую реакцию с требованиями вмешательства дирекции гонки. Риккьярдо потом сказал, что как только он начинал приближаться к Максу, у него начинались те же самые проблемы.   

Радует, что пилоты сразу адаптировались к новым условиям начала гонки, при которых больше зависит от них самих, а не от автоматики и предварительных установок. На старте не образуется никакой кучи-малы, промахнувшихся со сцеплением и пробуксовкой немного. Да, «провалился» на последнее место Сайнс – но чего же еще было ждать в его ситуации? Он вообще герой, стартовал на сликах по влажной трассе и при этом не выбыл из борьбы на первом же круге, добрался до финиша и завоевал очки. В общем, от привыкания к новым машинам можно переходить к тому, ради чего чемпионат проводится. К выяснению, кто сильнее.

Валттери Боттас, допустив ошибку перед самым уходом пейс-кара с трассы, потерял множество позиций и выбыл из борьбы за призовые места. О способности финна конкурировать с лидером команды мы пока можем только догадываться


Вопрос этот сейчас стоит гораздо острее, чем раньше. Радость не только для зрителей, но и для пилотов! Все-таки чемпионат с единственной командой, которая безоговорочно лидирует, оставляет ощущение искусственности. Нынешнее первенство – настоящее! И Хэмилтон, и Феттель явно вдохновлены этим фактом. После финиша обоих прошедших гонок по призерам было видно, что реальная борьба за победу (причем не с товарищем по команде) радует их больше, чем сама победа. Потому что второму месту каждый радовался не меньше, чем первому. Да, пусть они и великие пилоты, миллионеры, обладатели большого числа чемпионских титулов. Но кроме того, они еще и спортсмены, которые выступают ради спортивной борьбы. Они еще достаточно молодые, азартные люди, которым интересно отвечать на новый вызов. Так что нынешний чемпионат обещает быть интересным и для нас, и для его участников – жаль, если эти обещания не сбудутся.

Мог ли Хэмилтон победить в Австралии? Все-таки еще раз повторю: вопреки мнению руководства Мерседеса, мог. Мог ли Феттель победить в Китае? Да запросто! Если в первом случае налицо стратегическая промашка команды, то во втором не стоит обвинять капитанский мостик Ferrari. Замена шин во время режима виртуального автомобиля безопасности – рискованное, но смелое решение, потенциально ведущее к красивой победе! Кто же мог знать, что одолженный в Sauber собственный тест-пилот испортит родной Скудерии всю малину?

Призеры гонки, довольные накалом борьбы, покидают кокпиты машин

Дело не только в том, что Джовинацци разбил машину в очень неподходящий момент. Он ее еще и в очень неподходящем месте разбил! Прямо в начале стартовой прямой, что вынудило пейс-кар проводить пелотон по пит-лейну. То есть для всех соперников Феттеля были созданы максимально благоприятные условия. Они почти не теряли времени на своих заменах шин! Если бы пелотон нормально двигался по старт-финишной прямой, их временные затраты на заезд к боксам были бы больше. Разумеется, бедняга Антонио не виноват, просто его опыта не хватило, чтобы управлять не самой простой машиной в тяжелых условиях. Он по-прежнему остается одним из самых перспективных юниоров – и не исключено, что когда-нибудь выйдет на старт гонки Формулы-1 в красном болиде.

Феттель пытался исправить ситуацию и обогнать всех тех, кто был впереди него. Борьба доставила удовольствие не только зрителям, но и гонщикам! Это было заметно и по послегоночному общению призеров, с улыбкой обсуждавших только что завершившиеся события. Как-то прибавилось в Формуле-1 спонтанности и человечности, вы не находите? Словно бы дети расшалились после отъезда из дома строгого дядюшки, долгое время гостившего у них в доме.

Себастьян, Льюис и "тот парень"

Человечным был даже тот неловкий момент, не вошедший в официальную стенограмму послегоночных пресс-конференций – когда победитель забыл имя третьего призера! Ферстаппен подсказал Хэмилтону достойный выход – звать его просто «тем парнем». Ведь это же не сознательный троллинг «того парня», правда? Льюис был настолько сосредоточен на своем поединке с Феттелем, что фамилии всех остальных у него просто из головы выпали. Вероятно, он и имени своего партнера в тот момент не вспомнил бы, тем более что оно не слишком простое.

И не беда, что поединок двух претендентов на победу был виртуальным и выражался он лишь в том, что Хэмилтон и Феттель на последних кругах ехали быстро и следили за скоростью друг друга по докладам из боксов. Рано или поздно Формула подарит нам и настоящую схватку за победу на последних кругах – колесо в колесо! То, о чем болельщики и мечтают.

А уже через неделю нас ждет этап в Бахрейне.  

Гран При Китая. Автодром Шанхай, 9 апреля

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы*
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 1:37:36.158 2
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari +6.250 2
3 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +45.192 2
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +46.035 2
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +48.076 2
6 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +48.808 2
7 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso +72.893 1
8 Кевин Магнуссен Дания Haas + 1 круг 2
9 Серхио Перес Мексика Force India + 1 круг 3
10 Эстебан Окон Франция Force India + 1 круг 2
11 Ромен .Грожан Франция Haas + 1 круг 3
12 Нико Хюлкенберг Германия Renault + 1 круг 2
13 Джолион Палмер Великобритания Renault + 1 круг 1
14 Фелипе Масса Бразилия Williams + 1 круг 3
15 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 1 круг 1
Сход Фернандо Алонсо Испания МсLaren привод  
Сход Даниил Квят Россия Toro Rosso гидравлика  
Сход Стоффель Вандорн Бельгия McLaren топливная система  
Сход Антонио Джовинацци Италия Sauber авария  
Сход Лэнс Стролл Канада Williams авария  

*без учета проездов за пейс-каром по пит-лейну

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Себастьян Феттель Германия Ferrari 43
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 43
3 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 25
4 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 23
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 22
6 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 12
7 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 10
8 Фелипе Масса Бразилия Williams 8
9 Серхио Перес Мексика Force India 8
10 Кевин Магнуссен Дания Haas 4
11 Даниил Квят Россия Toro Rosso 2
12 Эстебан Окон Франция Force India 2

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 66
2 Scuderia Ferrari Ferrari 65
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 37
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 10
5 Scuderia Toro Rosso Renault 12
6 Williams Martini Racing Mercedes 8
7 Haas F1 Team Ferrari 4

Рекомендованные статьи