Оптимистичное поражение. В гостях у лучшей команды

Оптимистичное поражение. В гостях у лучшей команды
Автоспорт | 5 октября 2018
Фото: команды-участницы

Чем занят руководитель команды Формулы-1 за несколько часов до старта гонки? Наверное, проводит совещания, в очередной раз проверяет готовность механиков и инженеров, беседует с гонщиками о важности предстоящих событий? На Гран При России руководитель Renault Сирил Абитебул в моторхоуме команды смотрел гонку Формулы-2. И оживленно обсуждал с Аленом Простом подвиги своего тест-пилота Артема Маркелова, обгонявшего одного соперника за другим на «необгонной» сочинской трассе.

Правда, когда начался дождь, Абитебул тут же поспешил в боксы – очевидно, погодные условия потребовали какого-то вмешательства в естественный ход событий. Возможно, если бы не осадки, Сирил болел бы за Маркелова вплоть до финиша. Ведь главный признак грамотного руководителя – дела у подчиненных одинаково хорошо движутся и в его присутствии, и в его отсутствие. Пока идет гонка «младшей» серии, механикам на пит-лейне все равно не удастся в очередной раз отрепетировать пит-стоп. А в боксах рутина подготовки машин к старту идет своим чередом.

Именно Сирил Абитебул, ставший в конце 2014 года управляющим директором Renault Sport F1, проанализировал возможность выкупа коллектива, участвующего в чемпионате мира. Так началось возрождение команды Renault, имеющей славные автоспортивные корни. Теперь Сирил руководит командой, которую, по сути, сам и создал

Возможность посмотреть изнутри на работу команды Renault подоспела вовремя. Как прекрасно известно нашим читателям, в этом году на сайте АР публикуются оценки пилотам и командам за каждый Гран При – а через каждые пять гонок подводятся промежуточные итоги. Так вот – после пятнадцати гонок Renault лидировала по оценкам, опережая Ferrari и Mercedes, а также Red Bull, лучший в середине сезона. Как же так вышло? Ведь в Кубке конструкторов команда идет на четвертом месте.

Отличительная особенность Renault в нынешнем сезоне – команда почти не ошибается! Ни одной «ужасной гонки» (с оценкой «минус три»), которых не избежали топ-коллективы, у Renault не случилось. Откровенно неудачных уик-эндов оказалось лишь два, Австрия и Венгрия, – у конкурентов они бывали куда чаще. Вот и получилось, что, исходя из оценки командной работы, коллектив из Энстоуна лучший – несмотря на свои не самые удачные мотор и шасси, которыми сегодня располагает.

Артем Маркелов — один из самых перспективных гонщиков в окрестностях Формулы-1. Не исключен вариант, что именно в Renault он станет боевым пилотом и партнером Даниэля Риккьярдо

Но визит в Сочи стал третьей гонкой в сезоне, которая команде не удалась. Стратегическая ошибка для обоих пилотов и ноль очков в копилку – вот ее итог. Однако для понимания пути развития коллектива посмотреть именно такой уик-энд было полезнее, чем тот, в котором все прошло гладко и Хюлькенберг с Сайнсом заработали очки.

Ведь как развивались события в Сочи? Во втором отрезке квалификации ни один из гонщиков Renault не выехал на трассу и не показал результат. Глядя на итоги гонки, такое решение можно было бы признать ошибочным. Но гораздо важнее то, почему в Renault так поступили. Кто-то из российских журналистов, вместе со мной приехавших в гости к команде, пошутил: они так устали в пятницу от разговоров с нами, что в квалификации решили отдохнуть!

На самом деле сыграла свою роль конкретная сочинская ситуация с большим числом судейских штрафов. Сразу пятеро пилотов передвигались на последние ряды стартовой решетки. Это позволило, даже не выходя в финальный заезд, начать гонку с хороших позиций. А перед стартом выбирать тип шин – опция, которая при выходе в финал недоступна.

Другое дело, что ставка не сыграла: обстоятельства гонки сложились против парней на желтых машинах. Да и скорость их на российском асфальте была не очень высока. Но сами по себе такие рискованные действия говорят о многом. Прежде всего – о том, что Абитебул и его подчиненные работают не по шаблону и ищут нестандартные выходы из сложных ситуаций. По чистой скорости выиграть у принципиального соперника (а им Сирил называет Haas, оспаривающий у Renault четвертое место в Кубке конструкторов) было нельзя, поэтому решили попытаться применить рискованную стратегию.

Цель Renault в нынешнем сезоне — отстоять четвертое место в Кубке конструкторов от притязаний конкурентов из Haas

Второй вывод из работы Renault в Сочи – у нынешнего руководства команды есть большой кредит доверия. Только его наличие позволяет выбирать небанальные действия, позволяющие рассчитывать на успех, но в случае неудачи дающие повод обвинить тебя в некомпетентности. Не ошибается тот, кто ничего не делает, – истина старая, однако от этого не менее верная! А учиться рисковать лучше сейчас, когда на кону четвертое командное место, а не Кубок конструкторов или чемпионский титул. Поражение в Сочи оптимистично, оно показывает: команда живет не столько сегодняшним днем, сколько завтрашним. Кстати говоря, и совершенствование нынешней машины уже прекращено, все творческие силы в Энстуоне переключились на шасси следующего сезона.

Станет ли Renault топ-командой? Шансы очень велики. Сейчас в коллективе говорят о шестилетней программе пребывания в Формуле-1. Плановое хозяйство, почти советская пятилетка! Но срок этот определен не решениями какого-нибудь «пленума» или «президиума» акционеров, а простой логикой.

Известен трехлетний цикл развития команды в F1. В первый год руководство, исходя из поставленных задач, присматривается к нужным специалистам и ведет с ними переговоры. На второй эти специалисты срабатываются и создают новую машину. И только на третий год становятся видны плоды их работы. Как раз сейчас идет третий сезон новейшей истории Renault в Формуле-1.

Результаты? Они налицо. Автомобильная компания купила команду Lotus, находившуюся в тяжелейшем положении, из-за нехватки денег персонал базы в Энстоуне сокращался, спортивные результаты падали. Три года назад команда была аутсайдером, сейчас она борется за репутацию «лучшей из остальных». И имеет хорошие шансы сохранить четвертое место в Кубке конструкторов, чему, разумеется, способствовал досрочный «сход с дистанции» команды Force India. Что ж, один из козырей заводского коллектива – надежное финансирование, чего «индусы» были лишены — и после продажи своей команды все очки за первую половину сезона потеряли.

В следующем сезоне Нико Хюлькенбергу придется доказывать свое право на продление контракта с командой на 2020 год

Но каждый следующий шаг будет даваться Renault все труднее. В соперниках будут уже не Haas и Force India, а Ferrari и Mercedes! Впереди новый трехлетний цикл, и ключевая фигура, приглашенная именно сейчас, – не конструктор и не инженер, а гонщик. Даниэль Риккьярдо!

Ясно, что контракт с этим гонщиком потребовал больших финансовых затрат. Ясно и другое: Дэн – топ-пилот с нереализованными амбициями, и в Формуле-1 он не зарабатывает деньги, а мечтает побеждать и в итоге стать чемпионом. Если австралиец согласился на переход в Renault, значит, он видит в команде чемпионский потенциал, который, вероятно, должен реализоваться в 2020 году. И в этом будет велика роль самого Риккьярдо, знающего, как работает топ-команда. Не случайно контракт Даниэля рассчитан именно до 2020 года.

Ален Прост всегда готов дать пилотам Renault ценный совет

А еще у Renault есть Ален Прост! В разговоре с ним я спросил, насколько ему помогает сейчас его опыт руководителя команды Prost. Четырехкратный чемпион мира улыбнулся и ответил, что у него была маленькая команда, сейчас больше людей приезжает на Гран При, чем у него работало в целом! Но принципы работы коллективов тогда и сегодня одинаковы, и прежние ошибки Проста-руководителя не повторятся. А ведь у Алена в багаже еще и выступления за лучшие команды своего времени – за McLaren и Williams, в те годы определявшие погоду на формульном Олимпе! Так что советы Проста не просто полезны – они бесценны.

Итак, через два года будет ясен итог всего нынешнего пути развития коллектива. Именно тогда от Риккьярдо и его партнера (которым, возможно, по-прежнему будет Хюлькенберг, но гарантий этого нет) ожидается борьба за подиумы и даже за победы. А в 2021 году нас ждет глобальная смена регламента. Для всех игра начнется с нуля. И вскоре после ее начала будет ясно, насколько хорошо инженеры Renault подготовились к переменам. Тогда-то, очевидно, и будет принято решение о продолжении программы работы французской компании в Формуле-1.

Выступления команды Renault после ее возвращения в Формулу-1

Год Гонщики Очки Место в Кубке конструкторов
2016 Кевин Магнуссен, Джолион Палмер 8 9
2017 Нико Хюлькенберг, Джолион Палмер, Карлос Сайнс-мл. 57 6
2018 (после 16 этапов) Нико Хюлькенберг, Карлос Сайнс-мл. 91 4

Рекомендованные статьи