Прощай, Williams! Пять причин, по которым Сироткину не стоит сильно расстраиваться
Как и ожидалось, британский коллектив Williams сообщил о том, что у него в следующем сезоне произойдет полная cмена состава. Пару Джорджу Расселлу, о контракте с которым было объявлено ранее, составит польский ветеран Роберт Кубица. Таким образом, места в Формуле-1 для Сергея Сироткина не остается: составы всех команд де-факто укомплектованы. На Гран При Абу-Даби Сироткин проедет в составе команды Williams последнюю гонку.
Вплоть до последнего момента вокруг Уильямса ходили разные слухи. В частности, поговаривали, что Кубица займет место Квята в Ferrari, перейдет в Скудерию на должность тест-пилота или пилота развития. Но, по большому счету, насчет перспектив Сироткина все было уже ясно после подписания Расселла. О многом говорила риторика, которой молодого протеже Мерседеса встречали в Уильямсе. Один из основных тезисов приветственных речей: нам нужен гонщик, с которым мы свяжем судьбу надолго, вокруг которого будет строиться команда. То есть второе место, если вслушиваться в слова Клэр Уильямс, априори предназначено человеку временному, скорее всего, взятому на один сезон. Таковых в окрестностях команды находилось двое: Кубица и Эстебан Окон.
Сироткин, весь сезон выкладывавшийся ради туманных перспектив, к числу временщиков явно не принадлежал. Стало быть, на него в команде и не рассчитывают. Так и вышло: в первый день последнего Гран При сезона команда расставила все точки над i.
Почему Сергею не стоит сильно расстраиваться? Почему это расставание в какой-то мере позитивный фактор для его карьеры, а продолжение работы не привело бы ни к чему хорошему? Этому есть как минимум пять причин.
1. Команда Williams не заслуживает доверия с точки зрения прогресса. В нынешний сезон она вступала с большими амбициями. Быстро стало ясно, что машина никуда не годится. Была принята программа ее модернизации, о которой Сироткин с большим оптимизмом говорил еще в начале лета. Можно было гадать, сработает эта программа более или менее эффективно. Но в результате она не сработала вообще никак – Williams остается на прежних позициях.
2. Команда Williams не заслуживает доверия с точки зрения перспектив. Единственный повод для оптимизма – то, что у нее по-прежнему лучшая силовая установка, Mercedes. Но, как показал нынешний сезон, сама по себе мощность мотора не обеспечивает даже конкуренции с середняками. Нет никаких свидетельств того, что конструкторский коллектив Уильямса понимает, в чем состояли ошибки нынешнего сезона, и готов их исправить в будущей машине.
3. Команда Williams не заслуживает доверия с финансовой точки зрения. Лишившись в следующем году титульного спонсора, она неотвратимо столкнется с проблемой дефицита средств. А результаты не способствуют формированию очереди из рекламодателей, желающих вложить деньги в некогда сильный коллектив. Не секрет, что одной из причин подписания Кубицы (помимо естественного привлечения внимания к команде, в которой выступает гонщик с такой сложной судьбой) стали деньги спонсоров поляка.
4. Команда Williams не заслуживает доверия с моральной точки зрения. Меньше года назад в Москве в присутствии десятков российских журналистов Пэдди Лоу заявил, что контракт у Сироткина многолетний и команда связывает с ним свое будущее. Теперь примерно те же слова говорятся о Расселле. Сироткин сделал в этом сезоне многое, результатами его работы воспользуются другие люди. А какой благодарности дождался он от Клэр Уильямс? Формального «спасибо», которое было адресовано также и Лэнсу Строллу.
5. Команда Williams не заслуживает доверия как спортивный коллектив. Даже если абстрагироваться от состояния машины, Williams в течение сезона показал себя с наихудшей стороны, и прежде всего по отношению к Сироткину. Чего стоит хотя бы опоздание с прекращением работ на стартовой прямой в Монако! Эта ошибка не позволила Сергею блеснуть в единственной гонке, в которой его машина была конкурентоспособной. Множество странных стратегических и тактических решений говорит либо о недостаточном профессионализме коллектива, либо, возможно, о предвзятости по отношению к российскому пилоту.
Роберт Кубица заслуживает уважения за то, что сумел вернуться в автоспорт после тяжелой травмы. Но главная причина для того, чтобы посадить его в кокпит, не в спортивной, а в финансовой области
Одновременно с объявлением команды о том, что Кубица заменит Сироткина, последовал комментарий Бориса Ротенберга. Из него следует, что коллектив SMP Racing принял решение «не участвовать в чемпионате мира Формулы-1 в рамках совместного проекта с командой Williams Martini Racing». Причина – разочарование в уровне команды и недостаточный прогресс ее машины. Значат ли эти слова, что инициатором разрыва контракта была именно российская сторона? Даже если это не так, Ротенберг прав в главном: Сергей не слишком много потерял, оставшись без дальнейшей работы с Уильямсом.
Главное Сироткин сделал: он заявил о себе как о достаточно перспективном гонщике Формулы-1. Он сохранил лицо даже в столь неблагоприятных условиях, выиграл у партнера в квалификациях. Думается, люди, которые принимают решения в командах Формулы-1, отметили и участие Сироткина в работе инженерного штаба команды – пусть эта работа и не была особенно удачной.
Жаль только, что как минимум следующий сезон Сироткину придется пропустить. Сейчас ему нужно срочно подыскивать хороший вариант продолжения карьеры. Может быть, Ferrari пригласит его на место Квята? С этой позиции, как мы убедились, можно вернуться в состав участников чемпионата мира!