Аплодисменты Мерседесу и новые вопросы к Ferrari: послесловие к Формуле-1 в Баку
После завершения Гран При Азербайджана можно поговорить о Мерседесе, который в очередной раз оказался на высоте. В том числе не только в спортивном и техническом, но и в моральном плане: команда предоставила своим пилотам возможность самим решить в честной борьбе, кто сильнее. На этот раз сильнее оказался Боттас. По чистой скорости в квалификации он Хэмилтона превзошел, а в силе характера как минимум ему не уступил, отказавшись притормаживать в послестартовой борьбе.
Ведь такое сражение (да еще и в Баку, где рядом с траекторией вовсе не обочины, а отбойники) сродни лобовой атаке истребителей времен Второй мировой войны. Конечно, тут на кону стоит не собственная жизнь, а всего лишь успех в гонке. Но в остальном обстоятельства схожие. Кто проявит слабость характера, тот проиграет! В воздушном бою слабак отворачивал — и тут же его самолет оказывался прошит пулями и снарядами противника. В сражении на трассе неуверенному в себе гонщику достаточно чуть снизить скорость — и соперник тут же вырывается вперед. А вот если оба сильны духом до бесстрашия (или, говоря другими терминами, одинаково лишены инстинкта самосохранения), то случится столкновение — что в воздухе, что на автодроме.
И, наконец, если оба обладают безошибочным ощущением дистанции и виртуозно управляют своей техникой, то они каким-то шестым чувством понимают, когда упорство ни к чему хорошему не приведет. Прост и Сенна сражались друг с другом именно так — избегая столкновений в ситуациях, когда, казалось, избежать их невозможно. Разумеется, кроме случаев, когда контакт был нужен кому-то из них по соображениям турнирного характера…
Это высший класс борьбы на трассе — и именно его продемонстрировали Боттас и Хэмилтон в Баку. Для кого как, а для меня такой вот «необгон» Хэмилтона — более интересное зрелище, чем многие обгоны. Потому что происходящее было круто замешано на психологии. Льюис видит Валттери чаще, чем любого из гонщиков Формулы-1, обедает с ним в одном моторхоуме, ходит на одни и те же командные брифинги. Изучить партнера он успел от и до. Причем не только того, прежнего, прошлогоднего Боттаса, но и новейшую «версию 2.0», презентация которой была проведена самим Валттери в межсезонье. Наверное, Хэм очень хорошо понимает, принципиальный шаг вперед эта новая версия финского пилота — или так, легкий фейслифтинг.
Но все мы неидеальны. Любой человек, поднявшись на некую высоту, может потом с нее рухнуть. У каждого, в том числе и у высокопрофессиональных, лучших в мире гонщиков, случаются моменты откровенной потери контроля над своими собственными действиями. Моменты, когда эти самые действия происходят без всякого вмешательства не только разума, но даже и наработанных гонщицких рефлексов (да, это про Риккьярдо в Баку!).