Гран При Китая: опоздания на старт и схватка за поул-позицию
Квалификация тысячного этапа Формулы-1, который пришелся на Гран При Китая, полностью оправдала ожидания зрителей и выдалась захватывающей. Даже несмотря на то что пара гонщиков в ней не участвовала вообще, а несколько участников финала допустили в своей последней попытке судьбоносные ошибки.
Пожалуй, главной командой-неудачником свободных заездов стала Toro Rosso. Сначала Даниил Квят пропустил половину второй тренировки из-за замены силовой установки Honda. Потом на последних минутах третьей сессии его партнер Алекс Албон выехал на искусственную траву за пределами трассы и, решив не сбрасывать скорость, полностью потерял контроль над машиной. Потерявший управление болид оказался разбит настолько серьезно, что сразу же появились сомнения относительно его ремонтопригодности — подозревали даже трещину в монококе. Сам Албон в аварии не пострадал, несмотря на сработавший датчик критических перегрузок, — во всяком случае, врачи медицинского центра отпустили его без проблем. А вот сроки восстановления его машины казались слишком большими, речь об участии Алекса в квалификации даже не шла.
Alfa Romeo Антонио Джовинацци вроде бы была к выезду на трассу почти готова, пилот занимал место в кокпите, механики трудились вокруг. Но в итоге Альфа молодого итальянского гонщика из-за каких-то проблем с силовой установкой так и осталась в боксах. Таким образом, если учесть двоих не участвовавших в квалификации и двух гонщиков команды Williams, которые заведомо не претендуют на выход в следующую стадию, первый заезд должен был назвать имя лишь еще одного неудачника. Им стал Лэнс Стролл (Racing Point), который пока не показывает себя достойным преемником Эстебана Окона, уступившего ему место в розовой машине. В этом сезоне Стролл, несмотря на более сильную команду, дальше первого заезда пока так и не проходил.
Тысячный этап Формулы-1 сопровождается множеством сопутствующих мероприятий. В частности, Дэймон Хилл продемонстрировал в деле Lotus 49, на котором выступал еще его отец Грэм Хилл
Начало полуфинала квалификации тут же выделило тех, кто считает себя топ-пилотами. Таковых нашлось пятеро: Макс Ферстаппен и все гонщики Мерседеса и Ferrari. У них не было никаких сомнений относительно собственного попадания в финал — и на первую попытку они выехали на более медленных шинах Medium. И, что характерно, заняли первые пять мест, опередив всех остальных, использовавших более мягкий и скоростной Soft!
Характерно, что в группу премьеров не попал Гасли, несмотря на свое пребывание в топ-команде. А лучшее время в первой попытке показал Боттас, что никого не удивило. Валттери блистал на свободных заездах — да и в первом заезде квалификации превзошел время своего партнера Хэмилтона (и всех остальных, разумеется, тоже). А во второй попытке полуфинала Боттас фактически самоустранился от борьбы. Он решил использовать Soft, очень хорошо проехал первый отрезок трассы. И тут же притормозил, испугавшись, что перебьет собственный результат — и лишится важного в стратегическом плане старта на шинах Medium (напомню, что все участники финала стартуют в гонке на том комплекте покрышек, на котором туда пробились). Его время тут же перебил Хэмилтон, в который раз напомнив, что вторая попытка в каждом заезде квалификации потенциально быстрее первой. Но четверо участников финала эту истину почему-то забыли…
К сожалению, Даниилу Квяту для преодоления полуфинального барьера не хватило совсем чуть-чуть скорости. Но его одиннадцатое стартовое место в стратегическом плане выгодное. Во-первых, он первый на решетке, кто может перед стартом выбирать себе шины. Во-вторых, если не будет штрафов, то начинать гонку россиянину нужно будет с чистой стороны стартовой прямой, что в Шанхае важно.
К сожалению, Даниил Квят в финал квалификации не попал
Финал квалификации подарил непредсказуемые и драматичные события. Учитывая, что Ferrari на китайской трассе явно отстает от Мерседеса, претендентами на поул-позицию выглядели только два пилота. Было также очень интересно, как выступит Шарль Леклер, который на предыдущем Гран При знатно пошумел, а вот в Китае долго не мог найти с машиной общего языка (к тому же потеряв часть тренировочного времени из-за проблем с техникой). Все выглядело так, что при удаче Ферстаппен вполне может Леклера опередить. В свою очередь на позицию не блиставшего Гасли могли покуситься гонщики Renault, попавшие в финальный заезд вдвоем.
Первая попытка — и снова впереди Боттас! Но отставание Хэмилтона от него было просто микроскопическим — всего семь тысячных секунды. Было ясно, что решающей станет последняя попытка, к которой надо как следует подготовиться. А это значит — выехать в последний момент, но не слишком поздно, чтобы не нарваться на клетчатый флаг. Прогреть шины как следует. И выбрать на трассе выгодную позицию, чтобы на быстром круге не упираться в соперников.
Многие из пилотов, выехав из боксов, притормаживают, чтобы отпустить машину, находящуюся впереди. Это обычная практика. Но на сей раз несколько гонщиков замедлились слишком сильно — и Себастьяну Феттелю пришлось их обгонять. В итоге он успел уйти на быстрый круг до окончания времени квалификации, а вот они — уже нет. При этом Ферстаппен еще и начал жаловаться на соперника по радио — вместо того чтобы поспешить к старт-финишной линии. Интересно, а чего бы Макс хотел? Чтобы Феттель смирно плелся у него в хвосте и вместе с ним не успел бы на последнюю попытку? В коментарии после провала Макс с негодованием ссылался на то, что Феттель притормозил его. Но почему тогда Себ сам успел начать круг?
Ситуации, когда кто-то из гонщиков опаздывает на старт своего быстрого круга, не успевая начать его до окончания сессии, нередки. Но когда таких неудачников в финале квалификации сразу четверо — это удивительно! Сорвали свою вторую, самую важную, попытку Ферстаппен, Гасли, Магнуссен и Грожан. Причем со стороны гонщиков Хааса эта ошибка была фатальной, поскольку они еще и первую попытку заканчивать не стали — и таким образом оказались в финале вообще без времени. Впрочем, в драме финала квалификации надо будет разобраться подробнее и выслушать всех участников событий. Например, у команды Haas все это может быть и неуклюжей тактической хитростью. Возможно, руководство Хааса решило сэкономить мягкие шины, а обогнать других финалистов оно не надеялось (на тренировках их пилоты высокой скорости не показывали). Но тогда зачем Грожану с Магнуссеном вообще надо было начинать обе свои попытки?
Приз за победу в квалификации Валттери Боттасу вручил глава FIA Жан Тодт
Впрочем, проблемы неудачников финала быстро забылись, когда Хэмилтон показал лучшее время на первом секторе трассы. Шедший по дистанции вслед за ним Боттас ответил отличным вторым сектором. Когда Льюис пересек линию финиша (без улучшения результата), стало ясно, что его партнер в любом случае будет на поул-позиции. Но Валттери закончил быстрый круг, улучшил свое время и в итоге опередил Хэмилтона на 0,023 секунды. Леклер прыгнул выше головы, показав третий результат (причем сам он этим кругом был недоволен и потом сознался в ошибке). Но монегаска тут же поставил на место (уточним: на четвертое место) товарищ по команде, перекрывший его время.
Итак, с поул-позиции тысячный Гран При Формулы-1 начнет Валттери Боттас! И начнет его финн, между прочим, в ранге лидера чемпионата. Благодаря новым правилам и одному очку за лучшее время круга в австралийской гонке он опережает Хэмилтона в личном зачете первенства.
Значит, перезагрузка, о которой сам финн говорил зимой, все-таки произошла? И мы теперь видим перед собой настоящего нацеленного на победу «Боттаса 2.0»? Сейчас самый момент посмеяться над теми, кто не верил в Боттаса и считал его неспособным действовать с позиции силы. Но пока смеяться не будем: кто знает, какой результат принесет гонка? Чтобы увидеть ее в прямом эфире, надо включить канал Матч! в девять утра. Ну а тот, кто считает воскресное утро идеальным временем для сна, сможет посмотреть повтор на канале Матч! Арена в 13.00
Результаты квалификации
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время |
---|---|---|---|---|
Третий заезд | ||||
1 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 1:31.547 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:31.570 |
3 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 1:31.848 |
4 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | 1:31.865 |
5 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:32.089 |
6 | Пьер Гасли | Франция | Red Bull | 1:32.930 |
7 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Renault | 1:32.958 |
8 | Нико Хюлькенберг | Германия | Renault | 1:32.962 |
9 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 1:33.150 (Q2) |
10 | Ромен Грожан | Франция | Haas | 1:33.156 (Q2) |
Второй заезд | ||||
11 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 1:33.236 |
12 | Серхио Перес | Мексика | Racing Point | 1:33.299 |
13 | Кими Райкконен | Финляндия | Alfa Romeo | 1:33.419 |
14 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | МсLaren | 1:33.523 |
15 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | 1:33.967 |
Первый заезд | ||||
16 | Лэнс Стролл | Канада | Racing Point | 1:34.292 |
17 | Джордж Рассел | Великобритания | Williams | 1:35.253 |
18 | Роберт Кубица | Польша | Williams | 1:35.281 |
NC | Антонио Джовинацци | Италия | Alfa Romeo | без времени |
NC | Алекс Албон | Таиланд | Toro Rosso | без времени |