Гонщики никуда не торопятся: скандальная квалификация в Монце
В последнее время использование слип-стрима для разгона во время квалификации вошло в моду. Некоторое преимущество в скорости этот прием действительно обеспечивает. Однако желание применить его приводит к неожиданным последствиям — что и аукнулось участникам финального заезда Гран При Италии. Возможно, это была самая скандальная квалификация за все время существования Формулы-1! Ведь из десяти участников финала вторую попытку смог совершить только один…
Впрочем, в Формуле-3 подобная квалификация только что состоялась — перед решающей попыткой никто не торопился разгоняться, чтобы конкуренты не воспользовались им как «трамплином» для ускорения. Но там-то юнцы, которые не очень хорошо просчитывают последствия своих действий, а здесь — лучшие пилоты мира!
Не будем торопиться и мы, ведь до финала в квалификации произошло немало интересных событий, которые начались еще до ее старта. Прежде всего, по соображениям безопасности в знаменитом скоростном повороте Параболика убрали внешний поребрик, не дававший расширять траекторию. В гонке Формулы-3 (в которой, кстати, победил наш Роберт Шварцман) одна из машин на этом поребрике взлетела в воздух — и от серьезных травм гонщика спас только «обруч» Halo. После ликвидации поребрика судьи напомнили о необходимости соблюдения границ трассы и пообещали строго наказывать за выезды — именно в Параболике они дают преимущество в скорости.
Тем не менее на тренировке несколько пилотов были замечены в пересечении белой линии всеми четырьмя колесами. Были такие случаи и в квалификации — но существенного влияния на ход событий они не оказали. Феттеля, например, за выезд во втором отрезке квалификации судьи простили, поскольку телевизионные картинки со всех камер не позволили однозначно утверждать, что Себастьян правила нарушил. А вот Алекса Албона лишили результата, показанного в первой сессии с нарушением, — но в полуфинал он все равно прошел. В отличие от своего партнера Макса Ферстаппена…
Ферстаппен на трассу не торопился: из-за замены компонентов силовой установки он (как и Гасли с Норрисом) все равно стартовать будет из последних рядов. Но хотя бы раз показать быстрый круг стоило — и Макс все-таки поехал… как раз в тот момент, когда сломалась машина у Серхио Переса, которую тот остановил на обочине трассы. Красные флаги, очень быстрая эвакуация — но круг Ферстаппена все равно был испорчен. А когда Макс выехал во второй раз, уже его мотор повел себя нештатно, потеряв мощность. В результате Ферстаппен не показал вообще никакого времени и был допущен на старт гонки по решению стюардов. Компанию неудачников, состоящую из него, Переса и двух пилотов Уильямса, дополнил Ромен Грожан.
Во втором отрезке пошла жесткая и напряженная борьба. Достаточно сказать, что напарников из Alfa Romeo разделила всего пара тысячных долей секунды — но Джовинацци в финал не попал, а вот Райкконен прошел. Лучше бы, правда, он этого не делал… В числе других в финал не попали и оба гонщика Toro Rosso — но при этом Квят (которому помешал показать хорошее время трафик) все-таки опередил Гасли.
Финальный заезд был прерван серьезной аварией Райкконена: его болид вылетел с трассы и врезался в барьер. Сработал датчик опасной перегрузки, поэтому финского пилота отправили в медицинский центр для осмотра врачами. Машина была серьезно повреждена, в ней как минимум заменят коробку передач, что уже ведет Кими к штрафу в пять позиций.
После того как квалификация возобновилась, все пилоты рванули на трассу, чтобы проехать второй быстрый круг (а для кого-то он должен был стать первым и единственным). Рванули... и замедлились. Тут-то и случилась та самая коллизия с нежеланием гонщиков торопиться к старту. Первым ехал Нико Хюлькенберг — он сделал вид, что случайно срезал поворот, что стало поводом пропустить вперед соперников.
Но и остальные гонщики тоже не хотели оставаться впереди! В велосипедных гонках подобный тактический прием называется сюрплясом — порой спортсмены даже замирают на месте, балансируя на двух колесах. Правда, на трассе Формулы-1 не остановишься, к тому же время, отведенное на разгонный круг, стремительно истекало. Сообразив, что они сейчас опоздают на старт, гонщики бросились вперед на вполне боевой скорости — но в итоге почти все на старт быстрого круга опоздали!
Успели пересечь стартовую линию только двое — Леклер и Сайнс. Причем Шарль тут же бросил атаковать: у него и без того был лучший результат, автоматически обеспечивший поул-позицию. Ведь все остальные, приехав к старту, увидели взмах клетчатого флага… При этом у Албона и Стролла вообще никакого результата в финале не оказалось.
Да, поиск лучшего места для старта на быстрый круг обернулся конфузом для многих. Что будут делать судьи? Ведь почти каждый из участников финала в определенный момент времени ненормально замедлялся, наказывать можно многих! В Формуле-3 так и сделали, покарав одним или двумя штрафами «минус пять позиций» большую часть пелотона. Но судьи главной гонки уик-энда решили таких массовых экзекуций не проводить. Виновными в хаосе были признаны лишь трое — Хюлькенберг, Сайнс и Стролл. Их вызвали к стюардам, но вместо штрафов они получили лишь официальные предупреждения.
Таким образом, почти все финалисты квалификации сохранят свои позиции, а третий ряд будет состоять из двух гонщиков Renault. Вероятно, обладателю поул-позиции Леклеру с самого старта постарается дать бой его сосед по первой линии решетки Льюис Хэмилтон. Феттелю же придется доказывать, что его проигрыш Боттасу в квалификации был только досадным недоразумением. Разумеется, отдельным сюжетом будет возможный прорыв Ферстаппена из глубин пелотона куда-то в окрестности подиума. Дополнительную интригу гонке может придать дождь, вероятность которого синоптики оценивают достаточно высоко. В 15:50 по Москве на канале Матч! начнется прямая трансляция из Монцы.
Результаты квалификации
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время |
---|---|---|---|---|
Третий заезд | ||||
1 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | 1:19.307 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:19.346 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 1:19.354 |
4 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 1:19.457 |
5 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Renault | 1:19.839 |
6 | Нико Хюлькенберг | Германия | Renault | 1:20.049 |
7 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | МсLaren | 1:20.455 |
8 | Алекс Албон | Таиланд | Red Bull | 1:20.021 (Q2) |
9 | Лэнс Стролл | Канада | Racing Point | 1:20.498 (Q2) |
10 | Кими Райкконен | Финляндия | Alfa Romeo | 1:20.515 (Q2) |
Второй заезд | ||||
11 | Антонио Джовинацци | Италия | Alfa Romeo | 1:20.517 |
12 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 1:20.615 |
13 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 1:20.630 |
14 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | 1:21.068 |
15 | Пьер Гасли | Франция | Toro Rosso | 1:21.125 |
Первый заезд | ||||
16 | Ромен Грожан | Франция | Haas | 1:20.784 |
17 | Серхио Перес | Мексика | Racing Point | 1:21.291 |
18 | Джордж Рассел | Великобритания | Williams | 1:21.800 |
19 | Роберт Кубица | Польша | Williams | 1:22.356 |
DNF | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | без времени |