Переходящее третье место, стратегические изыски и судейские сумерки Формулы-1 в Мексике
В мексиканской гонке было все, чтобы она запомнилась достаточно ярким эпизодом чемпионата. Потрясающий энтузиазм публики, борьба, обгоны, интересные стратегические решения. Увы, все это затмила череда странных судейских решений, которые не дали появиться ощущению праздника, как после прошлогоднего Гран При Мексики.
Льюис Хэмилтон перетормаживает на стартовой прямой. После этого он совершит длительный кросс по траве, который судьи оставят без внимания - и это будет первая из странностей судейства Гран При Мексики
Если абстрагироваться от деятельности стюардов, можно вспомнить множество моментов красивой борьбы – причем как атакующих, так и оборонительных действий. Борьба идет на всех этажах, впереди, сзади и в середине пелотона. Ни о какой скуке речи и быть не может! Не покладая рук, работают даже те, кто, казалось бы, мог махнуть рукой на не очень удачный сезон и готовиться к следующему. С какой самоотверженностью пилоты Williams пытались отыграть у конкурентов из Force India хотя бы несколько очков, чтобы не потерять надежду опередить их в Кубке конструкторов! Особенно впечатляющим была эпическая оборона своих позиций, предпринятая Фелипе Массой против Серхио Переса и десятков тысяч зрителей на трибунах. И ведь отстоял свое место бразильский ветеран, не пропустил Чеко вперед!
В дебюте гонки пилоты команды Williams смотрелись на уровне Ferrari, но в итоге они опять выясняли отношения с конкурентами из Force India
А как старался в Мексике, например, многострадальный Sauber! Маркус Эриксон прыгнул выше головы, пробившись во второй фрагмент квалификации. И, казалось, потерял все шансы после столкновения с Верляйном на первом круге и заезда в боксы для ремонта. Но Маркус, получив на первом круге шины Medium, умудрился доехать на них до финиша, намного превысив рекомендованную Pirelli дистанцию! То же самое сделал и Джолион Палмер, но у Эриксона вышло лучше. Он финишировал одиннадцатым, остановившись буквально в шаге от заветного очка, которое могло бы увести его команду с последнего места в Кубке конструкторов. Как это ни парадоксально, но стойкость покрышек средней жесткости, помогавшая Маркусу, подвела его партнера и еще одного гонщика, претендовавшего на куда более впечатляющие результаты…
Гонщики команды Sauber в Мехико смотрелись достойно
К тридцать второму кругу гонки на трассе оставалось всего двое тех, кто еще не заезжал на пит-стоп. Sauber Фелипе Насра ехал на шинах Medium одиннадцатым, а Ferrari Себастьяна Феттеля, обутая в Soft, в гонке лидировала. Если бы все было так, как предполагали инженеры-шинники, перед этими двумя гонщиками открывались блестящие перспективы. Наср наверняка финишировал бы, заработав очки, а Феттель вполне мог бы претендовать на победу. Ведь всем тем, кто в боксах однажды побывал, по прогнозам надо было заезжать туда еще раз! И лидеру тоже предстоял один пит-стоп, так что впереди он бы мог удержаться.
На деле надежды и Феттеля, и Насра разбила погода. Хотя в день гонки над Мехико выглядывало солнышко, прогреть асфальт оно толком не успело. В результате после череды остановок в боксах гонщики начали наперебой жаловаться по радио, что их шины «не держат». Но это были временные трудности, связанные с тем, что самые жесткие для этого Гран При покрышки никак не хотели выходить на рабочую температуру. Зато, преодолев эти сложности, пилоты, остановившиеся для замены шин в районе двадцатого круга, оказались в комфортнейшей ситуации. Еще один пит-стоп, который по всем канонам им должны были запланировать, оказался просто не нужен! Соответственно, после своего визита на пит-лейн Феттель потерял все то преимущество, которое ему давала стратегия Ferrari, которая в кои-то веки была не только оригинальной, но и толковой! Только, опять-таки, не учитывала реальные условия соревнования, в которых применялась…
Себастьян Феттель празднует свое третье место. Как оказалось, зря...
В общем, после гонки в Мехико было что анализировать и что вспоминать. Но, как говаривал герой-разведчик в черной форме, «запоминается последняя фраза». Увы, после того театра абсурда, который заменил в Мехико церемонию награждения, Гран При останется в истории как еще одно подтверждение неэффективности судейской системы в современной Формуле-1. Претензии к стюардам Гран При Мексики можно разделить на две части. Во-первых, непоследовательные решения во время гонки, и, во-вторых, излишняя задумчивость после нее. Когда Ферстаппен, явно нарушивший правила в борьбе против Феттеля, по-хозяйски зашел в комнату ожидания для награждаемых, ощущение неправильности происходящего сгустилось в воздухе. При всем неоднозначном отношении к Ферстаппену в этот момент парня было жаль. Слишком жестоко вручить гонщику кубок, а потом отобрать его! Но тут стюарды со своим штрафом успели: Макса попросили удалиться и моральной травмы он не получил. Зато ее получил Феттель, у которого призовое место отобрали уже после церемонии награждения. Долго думали в судейской комнате! То, что голосование болельщиков признало Феттеля гонщиком дня, вряд ли стоит считать достойной компенсацией.
Хоть подержаться! Кубок за третье место у Даниэля Риккьярдо, но свою причастность к этому трофею демонстрирует еще один претендент
А вот неунывающий Даниэль Риккьярдо, которому в итоге досталось «переходящее третье место», отметил-таки этот праздник. Вместе с большой группой механиков Red Bull он уже в темноте вышел на подиум и повеселился там с кубком. А вот почему вместе с ним туда же поднялся Макс Ферстаппен и зачем он позировал фотографам, держась за не доставшийся ему приз, большой вопрос. Впрочем, в Формуле-1 с недавних пор есть пилот, которому можно больше, чем другим. Это сейчас, а что будет после смены регламента, если в будущем году Red Bull будет претендовать на титул?
Что же касается решений судей в ходе гонки, то можно было бы остановиться на них чуть подробнее, чем мы это сделали в нашем дайджесте. Но тема применения правил в этом сезоне стала такой острой, что, пожалуй, про это нужен отдельный обобщающий материал. Потому что главный упрек, который можно предъявить стюардам – непоследовательность их решений. Она была видна даже в ходе одной мексиканской гонки. А уж если сравнить то, как судьи наказывают пилотов на разных Гран При – субъективизм становится просто удивительным, не лезущим ни в какие ворота. Так что материал о проблемах судейства появится – вероятнее всего, на страницах одного из печатных номеров Авторевю.
Гран При Мексики. Автодром имени братьев Родригес, Мехико, 23 октября
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 1:40:31.402 | 1 |
2 | Нико Росберг | Германия | Mercedes | +8.354 | 1 |
3 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | +20.858 | 2 |
4 | Макс Ферстаппен * | Нидерланды | Red Bull | +21.323 | 1 |
5 | Себастьян Феттель * | Германия | Ferrari | +27.313 | 1 |
6 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | +49.376 | 2 |
7 | Нико Хюлкенберг | Германия | Force India | +58.891 | 1 |
8 | Валттери Боттас | Финляндия | Williams | +65.612 | 1 |
9 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | +76.206 | 1 |
10 | Серхио Перес | Мексика | Force India | +76.798 | 1 |
11 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | + 1 круг | 1 |
12 | Дженсон Баттон | Великобритания | McLaren | + 1 круг | 1 |
13 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | + 1 круг | 2 |
14 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | + 1 круг | 1 |
15 | Фелипе Наср | Бразилия | Sauber | + 1 круг | 1 |
16 | Карлос Сайнс-мл.* | Испания | Toro Rosso | + 1 круг | 1 |
17 | Кевин Магнуссен | Дания | Renault | + 1 круг | 2 |
18 | Даниил Квят * | Россия | Toro Rosso | + 1 круг | 2 |
19 | Эстебан Гутьеррес | Мексика | Haas | + 1 круг | 2 |
20 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | + 1 круг | 2 |
21 | Эстебан Окон | Франция | Manor | + 2 круга | 1 |
Сход | Паскаль Верляйн | Германия | Manor | столкновение |
*после учета штрафных санкций
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Нико Росберг | Германия | Mercedes | 349 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 330 |
3 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 242 |
4 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 187 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 178 |
6 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Toro Rosso/Red Bull | 177 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 85 |
8 | Валттери Боттас | Финляндия | Williams | 85 |
9 | Нико Хюлкенберг | Германия | Force India | 60 |
10 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 51 |
11 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 42 |
12 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | 38 |
13 | Ромен .Грожан | Франция | Haas | 29 |
14 | Даниил Квят | Россия | Red Bull/Toro Rosso | 25 |
15 | Дженсон Баттон | Великобритания | McLaren | 21 |
16 | Кевин Магнуссен | Дания | Renault | 7 |
17 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | 1 |
18 | Паскаль Верляйн | Германия | Manor | 1 |
19 | Стоффель Вандорн | Бельгия | МсLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Mercedes AMG F1 Team | Mercedes | 679 | |
2 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 427 | |
3 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 365 | |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 145 | |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 136 | |
6 | McLaren Honda Formula 1 Team | Honda | 74 | |
7 | Scuderia Toro Rosso | Ferrari | 55 | |
8 | Haas F1 Team | Ferrari | 29 | |
9 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 8 | |
10 | Manor Racing MRT | Mercedes | 1 |