Больше не значит лучше. Чем опасно расширение календаря Формулы-1?
71-й чемпионат мира Формулы-1, который пройдет в 2020 году, станет самым длинным в истории: участников и болельщиков ждут рекордные 22 гонки. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Идем на рекорд
За последние 15 лет динамика расширения календаря ведущего гоночного первенства планеты значительно ускорилась. Формула-1 четырежды обновила свой рекорд по количеству Гран При в одном сезоне: 18 в 2004-м, 19 в 2005-м, 20 в 2012-м и 21 в 2016-м. В следующем году будет достигнута новая веха — 22 этапа. Путем простых математических расчетов можно прийти к выводу, что сейчас в среднем каждые три года в Формуле-1 добавляется одна гонка.
Будь такая динамика все 70 лет проведения чемпионата мира, то календарь следующего сезона состоял бы из тридцати этапов. Чуть-чуть не хватало бы до высшего дивизиона американской серии сток-каров NASCAR с ее 36 этапами. Да, в первые три десятилетия календарь рос достаточно стремительно: на увеличение с изначальных семи гонок в 1950-м до семнадцати в 1977-м ушло 27 лет – по одной гонке за 2 года и 7 месяцев. Но следующего пополнения пришлось ждать 27 лет, до 2004-го, когда Формула-1 достигла пика популярности. Поэтому средний темп расширения календаря за первые 54 года получился куда скромнее, чем за последние полтора десятилетия.
Почему владельцы Формулы-1 так стремятся к расширению?
Изначально коммерческие владельцы чемпионата, американская корпорация Liberty Media, планировали остаться в 2020-м в рамках 21 Гран При. При этом из-за возвращения в календарь Нидерландов и включения нового этапа во Вьетнаме двум действующим гонкам не оставалось места. «Мы ценим сотрудничество с нашими партнерами. Но Формула-1 должна расти как спорт и бизнес, а для этого мы должны открывать новые локации. Мы не можем предоставить место в календаре всем», — заявил в мае этого года генеральный директор Формулы-1 Чейз Кэри.
Очевидными кандидатами на вылет являлись Испания, Мексика и Германия, контракты у которых заканчивались, а бюджета не было. В двух первых странах правительство урезало финансирование, а в третьей гонка вообще проходила исключительно при поддержке частных инвесторов, включая компанию Mercedes. Но буквально в последний момент, незадолго до публикации предварительной версии календаря в конце августа, промоутеры в Испании и Мексике все-таки заручились необходимым государственным субсидированием и… сохранили право на проведение Гран При. Не нашли финансирование на 2020-й только организаторы немецкого этапа.
Ситуация, пожалуй, как нельзя лучше подчеркивает причину расширения календаря. Ведь среднестатистический ежегодный взнос за проведение Гран При составляет 30 миллионов долларов. Да, выручку от продажи билетов на трибуны получают местные промоутеры, но каждый этап в среднем приносит коммерческим владельцам около 40—50 миллионов за счет рекламы на трассе, продажи ТВ-трансляций, торговли лицензионной сувенирной продукцией и реализации билетов на VIP-места. Так что формула проста: больше гонок — больше денег. Неудивительно, что в среднесрочной перспективе Liberty Media планирует проводить 25 Гран При в году.
Команды не против
Появление каждой дополнительной гонки в календаре Формулы-1, будь то 18-я, 19-я, 20-я или 21-я, сопровождалось одинаковой реакцией в паддоке. Пилоты заявляли, что готовы гоняться хоть каждую неделю. Команды же начинали жаловаться на усложнение логистики, повышение нагрузки на персонал, ограниченный ресурс моторов и коробок передач и прочие сопутствующие факторы. Но итог был всегда один: чемпионат становился длиннее.
По условиям нынешнего Договора согласия, Liberty Media могла расширить календарь до 22 гонок только при единодушном согласии всех команд, и это согласие было получено. «Мы должны позволить Liberty Media развивать бизнес, который заключается в росте Формулы-1. Если они смогли привлечь промоутеров гонок, мы должны поддержать их», — объяснил позицию большинства участников босс Mercedes Motorsport Тото Вольфф.
Но надо понимать, что команды, как и владельцы Ф1, зарабатывают деньги исключительно за счет гонок. И чем больше доход Формулы-1, тем больше их собственные барыши, ведь 50% прибыли чемпионата делится как раз между командами. Так, например, общий призовой фонд за 2018 год превысил миллиард долларов. Поэтому пока существует такая финансовая схема, календарь будет расти и расширяться без особых препятствий.
Раз в полторы недели
Сезон-2020 стартует 15 марта и завершится 29 ноября. Общая протяженность чемпионата составит 259 дней. Поделим на 22 и получим среднюю частоту проведения гонок — 11,5 дня, то есть каждые полторы недели. Конечно, это не сравнить с 7,5 дня в серии NASCAR, но все равно следить за серией весь сезон зрителям будет тяжело. Даже хардкорным фанатам, которые смотрят всё — от первой пятничной тренировки до подиума в воскресенье, — будет непросто. Ведь 22-й Гран При будет значить для них дополнительные семь часов, а суммарно за год они потратят на просмотры прямых трансляций 9,6 дня, или 2,62% своего времени бодрствования, если учитывать сон по восемь часов.
«Формула-1 должна оставаться чем-то особенным. Но при нынешнем календаре энтузиазм команд и болельщиков совсем не тот, что при 15 гонках в год. Сейчас все превратилось в рутину, так не должно быть», — считает руководитель команды Renault Сирил Абитебул.
Рядовых зрителей удержать у ТВ-экранов весь сезон от начала до конца будет еще тяжелее по той простой причине, что в выходные у них могут быть и более важные дела. А дальше уже включается психология: где одна пропущенная гонка, там и вторая, третья, четвертая — и в конце концов весь сезон. Зритель просто выпадает из ритма событий, а вернуться в него потом крайне тяжело. Лично мне, как болельщику серии NASCAR, прекрасно известна такая тенденция.
Плюс даже в этой американской серии с ее 13—14 победителями за сезон бывают проходные гонки, при просмотре которых зритель может просто переключить канал и найти что-то поинтереснее. В Формуле-1 с бесконечным доминированием команды Mercedes таких Гран При не меньше половины в сезоне. Так что пока количество этапов явно превышает качество.
В коня ли корм?
Если в финансовом плане с пользой от расширения календаря все понятно, то вот с точки зрения интереса публики все не так однозначно. Да, в идеале больше гонок должно означать больше зрителей у ТВ-экранов. Но за минувшие десять лет телеаудитория Формулы-1 сократилась почти на треть — с 600 миллионов человек в 2008-м (18 гонок) до 420 миллионов в 2018-м (21 гонка). Сказалось и доминирование в чемпионате одной команды (сначала Red Bull, а потом Mercedes), и переход на платные трансляции в Великобритании, Италии, Германии. Просто для сравнения: общая аудитория финала чемпионата мира по футболу 2018 года составила 1,12 млрд человек.
Так что расширение календаря — это совсем не то, что нужно для повышения популярности современной Формулы-1. Скорее, это не нужно вообще. Чем меньше гонок, чем больше ощущение какой-то эксклюзивности и зрелища, которое увидишь не каждый день (или — в нашем случае — не каждую неделю). Опять же, собирал бы чемпионат мира по футболу такую гигантскую аудиторию, если бы проходил не раз в четыре года, а ежегодно? Пожалуй, нет. Это нормально, потому что у любого продукта есть своя точка пресыщения. И Liberty Media сейчас очень рискует «перекормить» аудиторию Формулы-1…
Предварительный календарь Формулы-1 на 2020 год
Даты | Название этапа | Место проведения |
---|---|---|
13—15 марта | Гран При Австралии | Мельбурн |
20—22 марта | Гран При Бахрейна | Сахир |
3—5 апреля | Гран При Вьетнама | Ханой |
17—19 апреля | Гран При Китая | Шанхай |
1—3 мая | Гран При Нидерландов | Зандворт |
8—10 мая | Гран При Испании | Барселона |
21—24 мая | Гран При Монако | Монте-Карло |
5—7 июня | Гран При Азербайджана | Баку |
12—14 июня | Гран При Канады | Монреаль |
26—28 июня | Гран При Франции | Ле-Кастелле |
3—5 июля | Гран При Австрии | Шпильберг |
17—19 июля | Гран При Великобритании | Сильверстоун |
31 июля — 2 августа | Гран При Венгрии | Будапешт |
28—30 августа | Гран При Бельгии | Спа |
4—6 сентября | Гран При Италии | Монца |
18—20 сентября | Гран При Сингапура | Сингапур |
25—27 сентября | Гран При России | Сочи |
9—11 октября | Гран При Японии | Сузука |
23—25 октября | Гран При США | Остин |
30 октября — 1 ноября | Гран При Мексики | Мехико |
13—15 ноября | Гран При Бразилии | Сан-Паулу |
27—29 ноября | Гран При Абу-Даби | Абу-Даби |