Феттель и очки, или Как лидер команды Ferrari разбазарил шансы на титул

Фото: motorsport-magazin.com | rtl.de | zimbio.com | команды-участницы

За три этапа до конца сезона Формулы-1 Себастьян Феттель сохраняет лишь чисто математические шансы на победу в чемпионате. Немецкий гонщик Ferrari проигрывает 70 очков лидеру общего зачета Льюису Хэмилтону, а в розыгрыше осталось всего 75 баллов. А ведь борьба между двумя четырехкратными чемпионами могла бы идти в совершенно ином ключе, если бы один из них не допустил непозволительное для себя количество ошибок. Давайте их вспомним и вычислим потерянное Феттелем число очков…

С Ферстаппеном шутки плохи

Свой четвертый сезон в составе Ferrari Себастьян Феттель начал с двух побед подряд и на третий этап, в Китай, приехал с отрывом 17 очков от Льюиса Хэмилтона. В квалификации он еще раз подтвердил, что находится на подъеме, выиграв поул с отрывом в полсекунды от действующего чемпиона мира.

В гонке Себ лидировал на протяжении первых 20 кругов, но пропустил вперед пилота Mercedes Валттери Боттаса, «подрезавшего» его по тактике. Время и шансы отыграться у Себа были, учитывая преимущество Ferrari в скорости и отставание от финна, которое колебалось в пределах секунды. Но все изменил выезд машины безопасности — а если точнее, тактика команды Red Bull Racing, пилоты которой перешли на более мягкие шины и после рестарта полетели по трассе, обгоняя одного соперника за другим. На 42-м круге мимо Феттеля, который во второй части гонки немного отстал от Боттаса, проехал Даниэль Риккьярдо. А спустя два круга его атаковал в 14-м повороте Макс Ферстаппен, но неудачно — произошло столкновение. Обоих пилотов развернуло, вдобавок машина Феттеля получила серьезные повреждения днища. И хотя немец смог продолжить гонку, финишировал он только восьмым.

Виновным в инциденте был признан гонщик Red Bull Racing, который за свою неосмотрительную атаку получил десятисекундный штраф. Но сейчас, глядя сквозь призму всего сезона-2018, кажется неудивительным, что пострадавшим от его действий стал именно Феттель. Будь немецкий пилот чуть аккуратнее с непредсказуемым и вечно агрессивным Максом, то остался бы в топ-5 и заработал бы на восемь очков больше.

Шанхай: восьмое место (4 очка) вместо четвертого (12)

Атака без необходимости

На городской трассе в Баку команда Ferrari, как и на трех первых этапах сезона, была быстрейшей в квалификационных заездах и гонке. В субботу Себастьян Феттель впервые со своего последнего чемпионского сезона с Red Bull Racing в 2013-м взял третий поул подряд, а в воскресенье он лидировал всю первую половину дистанции и к своему пит-стопу на 30-м круге оторвался от ближайшего конкурента на десять секунд. Если бы оставшиеся 20 кругов обошлись без выезда машины безопасности, то четырехкратный чемпион мира одержал бы легкую победу. Но столкновение пилотов Red Bull Racing и последующий режим желтых флагов перевернул все с ног на голову. Лидировавший, однако еще не останавливавшийся Валттери Боттас очень вовремя заехал на пит-стоп и по возвращении на трассу остался впереди Феттеля.

Обладатель поула был настроен предельно решительно и на рестарте за четыре круга до финиша бросился в атаку. Но она оказалась чересчур агрессивной и поспешной! В итоге немец заблокировал колеса на входе в первый поворот, проворонил апекс и пропустил вперед Льюиса Хэмилтона, напарника Кими Райкконена и гонщика команды Force India Серхио Переса. Да, он не мог знать, что через круг на машине Боттаса взорвется правое заднее колесо. Но без этой оптимистичной атаки Феттель выиграл бы. А так на «оквадраченных» шинах он не прошел даже Переса в сражении за подиум.

Баку: четвертое место (12 очков) вместо победы (25)

Двойной удар

Удивительно, но самая длинная серия чистых выступлений Феттеля в нынешнем сезоне — это всего три Гран При! Она пришлась на Испанию, Монако и Канаду, где четырехкратный чемпион мира финишировал четвертым (проигрыш бронзы по тактике), вторым и первым соответственно. Причем, выиграв в Монреале, он вернул себе инициативу в чемпионате и на следующий этап, во французский городок Ле-Кастелле, приехал с отрывом в один балл от Льюиса Хэмилтона. Надо признать, что шансов удержать пальму первенства в те выходные у него не было, поскольку весь уик-энд его британский визави находился в своей лиге — как, собственно, и вся команда Mercedes. Оставалось только минимизировать потери, но езда в академическом стиле, видимо, не для Феттеля. В первом повороте после старта гонщик Ferrari заблокировал колеса и протаранил ехавшего вторым Валттери Боттаса, сломав себе переднее антикрыло. Вдобавок Феттель получил еще и пять штрафных секунд, которые отбыл по ходу второго пит-стопа. Гонка была безнадежно испорчена: немцу пришлось наверстывать упущенные позиции, но добрался он лишь до пятого места, проиграв Хэмилтону разом 15 очков. При этом в тот уик-энд Себ мог рассчитывать максимум на третье место — с Боттасом за серебро, учитывая доминирование машин марки Mercedes на французской трассе, ему побороться вряд ли бы удалось.

Поль-Рикар: пятое место (10 очков) вместо третьего (15)

По всей строгости правил 

Исход гонки в Шпильберге был предопределен для Феттеля еще накануне в квалификации. В глупейшей ситуации немец схлопотал три штрафные позиции на стартовой решетке. Причиной тому была непреднамеренная блокировка Карлоса Сайнса на последней минуте второго сегмента. Находясь на траектории, Себ сбросил скорость и при этом не увидел гонщика Renault в зеркалах заднего вида, а предупреждения с командного мостика Ferrari почему-то не поступило. И хотя Сайнсу эта блокировка не помешала пройти в финал, стюарды проявили максимальную жесткость по отношению к Феттелю. 

В результате в воскресенье Себ стартовал шестым, а не третьим. Скорость машин трех ведущих команд в тот день была примерно одинаковой, так что, как нарочно, результат на финише зависел напрямую от стартовой позиции. Да, Феттель все-таки поднялся на подиум, но исключительно за счет поломок машин у Даниэля Риккьярдо, Валттери Боттаса и Льюиса Хэмилтона. А ведь без штрафа он должен был стартовать как раз за гонщиками Мерседеса и впереди Макса Ферстаппена и Кими Райкконена, которые в итоге разыграли между собой победу на Гран При Австрии.

Шпильберг: третье место (15 очков) вместо победы (25)

Психологический нокдаун

Точкой невозврата для Себастьяна Феттеля в 2018 году стал домашний этап на Хоккенхаймринге. Победа на трассе, расположенной всего в 50 километрах от его родного городка Хеппенхайм, могла бы придать четырехкратному чемпиону мира огромный положительный импульс и направить его психологический настрой в нужное русло. Кроме того, двумя неделями ранее он выиграл на территории Льюиса Хэмилтона — в Сильверстоуне. Поэтому на своем поле было важно не дать британцу возможность устроить реванш. И по ходу уик-энда все шло к тому, что Феттель завершит это локальное противостояние со счетом 2:0.

Квалификация и большая часть гонки прошли под диктовку немца, тогда как Льюис после поломки машины в субботу был вынужден прорываться с 14-го места на стартовой решетке. К концу дистанции диспозиция была такой: Феттель лидировал с отрывом пять секунд от Кими Райкконена, а Хэмилтон шел четвертым в 15 секундах позади. При таком раскладе на финише немец, возглавлявший на тот момент чемпионат, должен был увеличить свой отрыв с восьми до 21 балла. Но уехал он из Хоккенхайма с отставанием в 17 очков!

Моросящий дождик за 15 кругов до клетчатого флага сыграл злую шутку с лидером. В медленном повороте Sachs, который посуху проходится на скорости 120 км/ч, Феттель поскользнулся, пролетел через узкую гравийную ловушку и ударился о барьер безопасности. Небольшая ошибка привела к катастрофическим последствиям — и это на глазах 70 тысяч зрителей, ждавших первой победы своего гонщика на Хоккенхаймринге с 2006 года! А еще одним ударом для деморализованного Феттеля стал триумф Хэмилтона, вышедшего на первую позицию на хаотичных последних кругах. Если Себ действительно психологически сломался в этом сезоне, то произошло это именно на Гран При Германии…

Германия: сход (0 очков) вместо победы (25)

Отсутствие командной субординации

В Монце у Себастьяна Феттеля было все, чтобы порадовать тиффози и принести Ferrari первую с 2010 года победу в ее домашнем Гран При. Машина SF71H была быстра с самого начала уик-энда: немец лидировал во второй и третьей тренировках, был лучшим в двух первых сегментах квалификации. Но в ключевой момент он обнаружил, что команда не собирается работать на него! Дело в том, что на Гран При Италии была очередь Феттеля ехать впереди в третьем сегменте квалификации и разгонять напарника Кими Райкконена в воздушном мешке. Учитывая положение в чемпионате, было бы логично поменять их местами, ведь на скоростной Монце эффект слип-стрима дает преимущество до 0,3 секунды на круге. Но на командном мостике Ferrari не стали перестраивать тактику. Поул в итоге достался Райкконену, а Феттель стал вторым и по окончании сессии был заметно раздражен. «Этот поул должен был достаться мне», — сказал немецкий гонщик позже.

Раздражение Себа было отчасти понятно: команда не только не оказала ему поддержки в разгар борьбы за поул, но и серьезно осложнила задачу на начало гонки. Было очевидно, что немцу придется бороться на первом круге не только с Льюисом Хэмилтоном, но и с собственным напарником. По крайней мере выглядело бы странно, если бы Кими уже в первом повороте ушел в сторону. Да финн и не думал этого делать, поскольку на тот момент знал, что не останется в Ferrari на следующий сезон.

Продолжалась эта тройная борьба в воскресенье лишь несколько поворотов. Не сумев опередить партнера по команде, Феттель оказался под атакой со стороны Хэмилтона, пропустил его на торможении, попытался контратаковать, но задел машину британца и потерял управление на выходе из шиканы. Как результат, разворот, потеря более десятка позиций и полный крах шансов на победу. По ходу прорыва Феттелю не удалось добраться даже до подиума, на верхнюю ступень которого в итоге поднялся его главный соперник в чемпионате.

Отчасти в таком удручающем исходе была виновата сама команда. В Скудерии не могли не знать, что их лидер будет на взводе после отказа помочь ему в квалификации, но зачем-то все равно спровоцировали его. Это нервное состояние немца и вылилось в разворот в повороте Roggia…

Монца: четвертое место (12 очков) вместо победы (25)

По привычному сценарию

Частые ошибки Себастьяна Феттеля, а также неожиданный спад скорости Ferrari в Сингапуре и Сочи сделали свое дело. К 17-му этапу сезона, проходившему в Японии, отставание немца от Льюиса Хэмилтона выросло до критичного уровня — 50 очков. Учитывая, что в розыгрыше оставалось 125 баллов, надежда еще теплилась, однако ошибаться больше было нельзя и при этом надо было надеяться на проблемы лидера команды Mercedes. «Один или лучше два схода наших соперников, и тогда все кардинально изменится. Я не желаю проблем Льюису, но кто знает, как сложатся оставшиеся Гран При», — заявил Феттель накануне Гран При Японии.

Что ж, одного из двух претендентов на титул действительно ждало фиаско на Сузуке — вот только не того, чьи проблемы могли бы возродить интригу в чемпионате. Хэмилтон доминировал весь уик-энд: возглавил все тренировочные заезды, выиграл поул с отрывом 0,2 секунды, а в гонке лидировал от старта до финиша. Ну а Феттель… Из-за провального решения Ferrari выехать на промежуточных шинах под моросящим дождиком в финале квалификации и собственной ошибки на единственном круге на сликах немец оказался лишь восьмым на стартовой решетке. Но это было только начало…

В воскресенье четырехкратный победитель Гран При Японии хорошо стартовал и к концу первого круга уже был четвертым за спиной Макса Ферстаппена. На восьмом круге в неудобном месте для обгона — «Ложке», где торможение заканчивается уже после входа в поворот, — немец атаковал голландца, однако неудачно: произошел контакт. А дальше все шло уже по привычному сценарию: разворот, потеря позиций, прорыв и финиш за пределами подиума при победе Хэмилтона.

Сузука: шестое место (8 очков) вместо третьего (15)

Тенденция, однако

Что Феттель ни делает, не идут дела… Наверное, именно так, перефразируя известную песню, можно описать весь сезон-2018 для четырехкратного чемпиона мира. И этап в техасском Остине окончательно подтвердил, что его проблемы в этом году неслучайны, — есть некая тенденция. Откуда она взялась? Дискуссии на эту тему, наверное, будут в числе главных в грядущее межсезонье. Потому что проблемы налицо: вне зависимости от условий на трассе, уровня прессинга и скорости машины, у Феттеля каждый раз все идет наперекосяк.

Посудите сами: при отставании 67 очков ему нечего было терять на Гран При США — можно было не думать о чемпионате и ехать в свое удовольствие, не рискуя и не испытывая давления. Но на первой же тренировке Себ превысил скорость под красными флагами и заработал три штрафные позиции на старте! Да, наказание было странным, учитывая, что проблема была даже не в скоростном режиме, а в том, что Феттель слишком долго сбрасывал скорость до установленной отметки — 27 секунд вместо десяти. Но ведь никто из остальных 19 пилотов не совершил такого проступка. Хуже всего, что штраф пришелся как раз на момент возращения Ferrari в форму. В квалификации Себ показал второе время и уступил всего 0,061 секунды Льюису Хэмилтону.

Однако, учитывая, каким непредсказуемым был сценарий гонки в Остине, даже при старте с пятой позиции Феттель мог легко одержать победу. Но выиграл, как мы знаем, второй пилот Ferrari Кими Райкконен. А Себастьян уже на первом круге, увы, отправился в фирменный для себя разворот на 180 градусов. На прямой между 11-м и 12-м поворотами он обогнал Даниэля Риккьярдо в сражении за четвертое место, но ошибся на выходе, попал под контратаку, а в следующем, 13-м повороте задел машину австралийца. Как и в большинстве предыдущих эпизодов, его оппонент избежал последствий, а сам немец растерял кучу позиций.

Интересно, что в сезоне-2018 Феттель ни разу после своих разворотов на первом круге не финишировал в итоге на подиуме. Американский этап не стал исключением: как и в Монце, Себ прорвался на четвертое место. А ведь если бы не разворот, то он вполне мог бы стоять на высшей ступени пьедестала вместо напарника по команде. Но самое главное — он мог бы отыграть разом десять очков у Хэмилтона, а если британец так и остался бы за Максом Ферстаппеном, то и все 13! Отставание в таком случае было бы 54 очка, а не 70 — а это уже, согласитесь, ощутимая разница. Но не судьба: в Мехико Льюису даже при победе Себа будет достаточно финишировать седьмым, чтобы закрыть вопрос с чемпионством.

Остин: четвертое место (12 очков) вместо победы (25)

Так сколько очков потерял Феттель?

С одной стороны, рассуждать на тему «А что было бы, если…» — занятие неблагодарное. С другой — четырехкратный чемпион мира, обладая едва ли не лучшей машиной в нынешнем сезоне, на ровном месте растерял уйму очков. У него не было технических проблем, как в концовке чемпионата 2017 года, его не выбивали с трассы, а команда почти не подводила по тактике в гонках и при работе на пит-стопах. И в том, что Феттель недобрал 94 очка, он может винить только себя. На счету Себа реально могло быть десять побед (по факту — пять), два вторых места, четыре третьих и два четвертых. При этом у лидера команды Mercedes было бы шесть побед (вместо нынешних девяти), шесть вторых мест, три третьих, одно пятое, одно шестое и один сход.

Итого Феттель после 17 этапов набирал бы 370 очков, а Хэмилтон — 321! Так что именно гонщик Ferrari, а не его конкурент из Мерседеса готовился бы сейчас к досрочной коронации на Гран При Мексики. Пятый титул в карьере и первый за рулем красной машины для Себастьяна Феттеля был более чем реален. Но увы и ах. Достанется победа в чемпионате другому четырехкратному чемпиону мира — более стабильному, спокойному и расчетливому…

Рекомендованные статьи