«Тонкий лед». Почему замена Гасли на Квята в Red Bull — это больше чем слухи

«Тонкий лед». Почему замена Гасли на Квята в Red Bull — это больше чем слухи
Автоспорт | 28 июня 2019
Фото: Red Bull

Редкий сезон Формулы-1 обходится без перетасовок в пелотоне. За последние 20 лет только шесть раз (в 1999-м, 2000-м, 2002-м, 2008-м, 2012-м и 2018-м) состав участников в первой и финальной гонках сезона был одинаковым. Кому-то не хватает спонсорских денег, чтобы завершить чемпионат, кто-то, как Ник Хайдфельд в 2005-м и Фелипе Масса в 2009-м, выбывает из строя из-за травмы. Но, безусловно, самая распространенная причина досрочного завершения участия в Королевских гонках — это слабые результаты. И сезон-2019 с высокой вероятностью не обойдется без перестановок по этой причине…

Пьер Гасли «мышей не ловит»

В нынешнем пелотоне можно выделить три слабых звена — это Роберт Кубица, Антонио Джовинацци и Пьер Гасли. Все трое вчистую проигрывают напарникам. Но если у двух первых есть «подушки» в виде спонсорской поддержки и национального фактора, то кресло под третьим шатается с самого начала года. На предсезонных тестах в Барселоне 23-летний новобранец Red Bull дважды разбил машину. Причем вторым инцидентом Пьер поставил под угрозу подготовку коллектива к Гран При Австралии: под списание пошли обновления для первой гонки чемпионата. И после Мельбурна суровый спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко открыто заявил, что из-за ошибки француза на тестах команда не нашла оптимальные настройки. Больше Гасли ни разу не попал в аварию, но тем не менее его место в команде висит на волоске.

Конечно, Red Bull Racing взяла Гасли на замену Даниэлю Риккьярдо не для того, чтобы он опережал и тем самым выводил новую звезду команды Макса Ферстаппена из зоны комфорта. Еще перед началом сезона руководитель коллектива Кристиан Хорнер дал понять, что француз по крайней мере на первых порах будет вторым номером. Но загвоздка в том, что по чистой скорости и результативности он не тянет даже на «второго»! За первые восемь гонок Гасли принес в копилку команды лишь 27% очков — 37 против 100 у Макса. Для сравнения: новичок Ferrari Шарль Леклер заработал для Скудерии 44% всех баллов, а второй номер Мерседеса Валттери Боттас — 45%. Если Ферстаппен неизменно финиширует в топ-5 с осени прошлого года, то Гасли за рулем машины Red Bull попал в первую пятерку только один раз, в Монако. Шесть из восьми гонок он закончил в очках, но в половине случаев без видимых проблем проиграл напарнику больше минуты на финише (1.09 в Австралии, 1.12 в Бахрейне, 1.03 в Китае, 1.06 во Франции). Да и в квалификациях его дела идут не лучшим образом: отставание Пьера от Макса на одном быстром круге варьируется в пределах 0,4—0,7 секунды. Лишь в квалификации в Монреале он опередил Ферстаппена — но только за счет того, что голландец попал под красные флаги в конце второго сегмента и не улучшил свое время.

В общем, Гасли проигрывает напарнику по всем параметрам неприлично много. По сути, он вообще не относится к когорте пилотов топ-команд. Единственный раз Пьер навязал конкуренцию кому-то из лидеров в Барселоне, когда после рестарта в конце гонки прессинговал Шарля Леклера в борьбе за пятое место. Однако в остальном — это совсем не уровень гонщика Red Bull Racing. Так откровенно слабо сезон за «Красных быков» начинал в последний раз только Марк Уэббер 12 лет назад: в первых восьми гонках сезона-2007 австралиец не поднялся выше седьмого места на финише. Но и команда тогда еще не боролась за подиумы и победы.

Даниил Квят на пике формы

Годичная пауза в гоночной карьере и работа тест-пилотом в Ferrari пошли на пользу Даниилу Квяту. Российский гонщик отдохнул после двух тяжелых лет в Toro Rosso, собрался с мыслями и, как любят отмечать его боссы, повзрослел. «Даниил очень вырос и стал гораздо лучше разбираться в технике. Опыт работы в Ferrari помогает ему добиваться хороших результатов сейчас», — говорит руководитель Toro Rosso Франц Тост.

Цифры говорят сами за себя. В Баку Даня впервые с 2016 года квалифицировался на третьем ряду стартового поля. В Монреале он третий раз подряд заработал очки (последний раз такое было в конце 2015-го). А седьмое место в Монако стало лучшим достижением Квята после подиума в Шанхае-2016 на машине Red Bull и вообще наивысшим за 59 гонок в составе Toro Rosso.

Впечатляет и боевой настрой 25-летнего российского пилота. Кто совершил пять из 21 обгонов в Барселоне? Квят. А его обгон Кими Райкконена по внешней траектории в четвертом повороте стал одним из главных украшений традиционно скучной гонки на каталонском кольце. Еще два успешных маневра по внешней траектории Даниил совершил в Канаде и Франции в борьбе с Кевином Магнуссеном, который всегда бескомпромиссен в сражении колесо в колесо. «Если мы говорим: «Боттас 2.0», — то как же тогда назвать нового, повзрослевшего Квята? Квят 3.0», — очень точно подметил один из западных фанатов в социальных сетях.

Да, Даниилу чуть не хватает стабильности в результатах, о чем говорят лишь десять очков и 14-е место в личном зачете. Но это скорее вопросы к не всегда и не везде быстрой машине и к промахам команды — как в Бахрейне, где в решающий момент квалификации ему поставили изношенные шины. Сам же российский гонщик делает все от него зависящее, чтобы получить заветный шанс пойти на повышение.

Надо ли возвращаться в Red Bull Racing, которая сейчас является территорией Макса Ферстаппена? Вопрос, конечно, спорный. Но в других топ-командах, Мерседесе и Ferrari, его не ждут, как и в сильнейших коллективах середины пелотона, Макларене и Renault. А бесконечно выступать за юниорскую дружину Red Bull не вариант. Квят уже и так побил рекорд по количеству гонок в составе Toro Rosso, и двигаться вперед в любом случае надо.

Других кандидатов на замену нет


В системе Red Bull Даниил Квят является единственной более-менее реальной альтернативой Пьеру Гасли. Ни один из десяти юниоров «Красных быков» не имеет необходимых 40 баллов для получения Суперлицензии. В любом случае даже относительно готовые к дебюту в Формуле-1 двукратный победитель Гран При Макао Дэн Тиктум, победитель гонок DTM Лукас Ауэр и действующий чемпион американской формульной серии IndyLights Патрисио О’Уорд вряд ли окажутся в главной команде Red Bull.

Есть еще, правда, новичок Toro Rosso Алекс Албон. Англо-тайский гонщик производит неплохое впечатление. В квалификациях он проигрывает Квяту с минимальным счетом 3:4 и уступает россиянину в среднем 0,066 секунды на круге. Да и в гонках прошлогодний бронзовый призер Формулы-2 заработал всего на три очка меньше напарника. Проблема только в том, что у австрийского концерна уже есть неудачный пример перевода неопытных гонщиков из Toro Rosso в Red Bull. Квят и Гасли не справились по разным причинам, даже имея за плечами целый сезон, а Албон впервые сел за руль машины Формулы-1 только в феврале этого года. «Перед переходом в топ-команду молодой пилот должен провести в чемпионате два—три года», — считает  Франц Тост.

Еще маловероятнее выглядит вариант с приглашением гонщика со стороны. Во-первых, это не в стиле Red Bull. А во-вторых, где найти свободного агента посередине сезона? Двукратный чемпион мира Формулы-1 Фернандо Алонсо, конечно, свободен после окончания суперсезона FIA WEC. Но это скорее из разряда фантастики. Если даже в «Инди-500» мотористы Хонды не захотели работать с испанцем после всей критики с его стороны в Макларене, то что уж говорить о возобновлении сотрудничества в Формуле-1.

Самый очевидный, логичный и легко реализуемый вариант — рокировка Гасли с Квятом. Конечно, нет гарантии, что размен непременно произойдет. Гасли еще может прибавить, адаптироваться к машине и шинам, но пока его результаты оставляют желать лучшего. Финиш на 11-м месте во Франции в прошлое воскресенье, позади обоих пилотов команд McLaren и Renault, свел на нет вроде наметившийся прогресс в нескольких предыдущих гонках. Отставание Red Bull от Ferrari на втором месте в Кубке конструкторов уже выросло до 61 очка. И вина в этом напрямую лежит на французском гонщике. Заработай он хотя бы в два раза больше баллов, и гандикап составлял бы 24 очка — цену одной победы.

Когда закончится терпение боссов Red Bull?

По ходу гоночного уик-энда Гран При Франции Хельмут Марко встретился с глазу на глаз с Николя Тодтом в моторхоуме Red Bull, что ожидаемо спровоцировало новую волну слухов о скорой замене Пьера Гасли Даниилом Квятом. Ведь с осени прошлого года именно менеджерская компания All Road Management, принадлежащая сыну президента FIA, занимается карьерой российского гонщика. Доктор Марко, понятное дело, все опроверг. «Мало ли с кем я общаюсь… Гасли закончит сезон с нами. Ему надо волноваться не об этих слухах, а о своей скорости», — прокомментировал австриец встречу с менеджером Квята.

С другой стороны, помнится, предпосылок для перевода Даниила Квята из Red Bull в Toro Rosso в мае 2016-го как таковых не было вообще. Всего за три недели до этого, в Шанхае, Даниил боролся с лидером Ferrari Себастьяном Феттелем и финишировал на подиуме. Но авария с тем же Феттелем и напарником Даниэлем Риккьярдо на старте в Сочи стала точкой невозврата. Именно подобных осечек Гасли стоит опасаться больше всего в своем нынешнем положении. Фигурально выражаясь, французский пилот сейчас ходит по очень тонкому льду — и одной ошибки окажется достаточно, чтобы этот лед треснул…

Рекомендованные статьи