Кто такой Пьер Гасли? Семь интересных фактов о новом гонщике Red Bull в Формуле-1

Фото: команды-участницы

В понедельник, 20 августа, команда Red Bull Racing объявила о приглашении Пьера Гасли в свой состав на сезон-2019. Именно 22-летний француз заменит Даниэля Риккьярдо, уходящего в Renault, и станет новым напарником Макса Ферстаппена. Кто такой Гасли и чем он привлек внимание руководства австрийской команды? 

Внук чемпионки по картингу 

Пьер Гасли родился 7 февраля 1996 года во французском городе Руан, известном в мире Формулы-1 по проведению Гран При в 50–60-х годах прошлого столетия. Его дедушка, отец и двое из четырех братьев занимались картингом. Причем отец Жан-Жак пошел дальше и пробовал свои силы в ралли и гонках на выносливость. Но наибольших успехов в автоспорте — по крайней мере до начала гоночной карьеры Пьера в 2006-м — добилась его… бабушка. В 1961-м Эвелин Гасли стала чемпионкой Нормандии по картингу! Так что Пьер может смело сказать кому-нибудь из соперников: «Да моя бабушка ездит быстрее!» 

Интересно, что сам Пьер ни разу не стал чемпионом в картинге. Конечно, и выступал он на более высоком уровне, но тем не менее ни в национальном, ни в международных первенствах Гасли не завоевал ни одного титула. Своего лучшего достижения картингист в третьем поколении добился в последнем сезоне перед уходом в Формулы, в 2010-м, когда Пьер взял серебро в юниорском чемпионате Европы. 

Не побеждал в молодежных сериях 1015 дней 

Удивительно, как по-разному могут складываться пути гонщиков перед Формулой-1. Если его будущий напарник Макс Ферстаппен дебютировал в Больших Призах после всего-навсего одного сезона в Европейской серии Ф3, то Гасли прошел горнило младших серий от и до, потратив на восхождение в общей сложности семь лет. За это время нормандец дважды стал чемпионом, выиграв Еврокубок Формулы Renault 2.0 в сражении с Эстебаном Оконом и Оливером Роулендом в 2013-м и вырвав титул у Антонио Джовинацци в главном молодежном первенстве GP2 в 2016-м. Но два этих триумфа в карьере молодого гонщика разделила беспрецедентно долгая победная «засуха»: с 28 сентября 2013 года и до 9 июля 2016-го француз не выиграл ни одной гонки! Однако нельзя сказать, что эти без малого три года были для него провальными. Совсем нет, в 2014-м Пьер стал вице-чемпионом мировой серии Renault, уступив только Карлосу Сайнcу, а год спустя завоевал три поула и четыре подиума по ходу дебютного сезона в GP2. Но с победами у Гасли почему-то совсем не клеилось. В итоге эта серия растянулась аж на 1015 дней.

Для сравнения: вся карьера Макса Ферстаппена в младших сериях длилась 294 дня, если учитывать первый и последний старт. А между последней победой голландца в «молодежках» и первой в Формуле-1 прошло 575 дней…

Уступил пол-очка чемпиону СуперФормулы

Не сумев найти место для своего подопечного после победы в GP2, руководство молодежной программы Red Bull отправило Пьера Гасли в японское первенство SuperFormula. Несмотря на статус национального чемпионата, это весьма серьезная гоночная серия с машинами, более-менее близкими по скорости к болидам Формулы-1. Так, например, в 2013-м на Сузуке лидеры японского турнира по времени круга были даже быстрее пилотов команд-аутсайдеров Marussia и Caterham в Ф1! Да и конкуренция в СуперФормуле на высоте, учитывая, что в квалификации два десятка участников зачастую разделяет всего одна секунда.

В начале сезона-2017 французский дебютант был нигде на фоне местных пилотов, лишь однажды финишировав в Топ-5. Но с четвертого этапа он заметно прибавил и одержал две победы подряд. А после второго места на шестом и предпоследнем этапе стал одним из главных претендентов на титул.

На финал сезона в Сузуке Пьер приехал с отставанием пол-очка от чемпиона 2015 года Хироаки Ишиуры. Такой минимальный гандикап был обусловлен особенностями системы начисления баллов в серии. Дело в том, что на сдвоенных этапах стандартное количество очков — 10-8-6-5-4-3-2-1 — делится на две гонки, что и приводит к половинчатым цифрам в зачете чемпионата.

Решающее сражение за титул обещало быть напряженным, но, к сожалению, не состоялось: из-за угрозы тайфуна обе гонки на Сузуке были отменены, а Ишиура автоматическим стал чемпионом. Гасли, к слову, все же мог отобрать корону у японца и повторить достижения таких звезд, как Ральф Шумахер, Том Коронель и Андре Лоттерер. Для этого ему требовалось выиграть пятничную квалификацию и заработать бонусный балл. Но на залитой дождем трассе протеже Red Bull показал только шестое время. Хотя тогда, конечно, еще никто не знал, что гоночный уик-энд на этом закончится и все решается здесь и сейчас.

Выступил в Гонке звезд «За рулем»

В феврале 2015 года участник молодежной программы Red Bull, тогда только готовившийся к дебюту в GP2, приехал в Россию в статусе приглашенного гостя на Гонку звезд «За рулем». В суперфинале на Центральном московском ипподроме французскому пилоту предстояло выступить на автомобиле Renault Logan против победителя соревнований, обладателя кузовного Кубка Европы ETCC Николая Карамышева.

По ходу трехкругового заезда 19-летний француз, впервые выступавший в зимних ледовых гонках, ничего не смог противопоставить пилоту из Курска и вчистую проиграл Карамышеву, но остался доволен таким опытом. «Мне очень понравилось», — поделился впечатлениями Гасли, получивший на подиуме в качестве презента фигурку Деда Мороза.

Единственный гонщик Ф1 с опытом участия в Формуле-E

К дебюту в Формуле-1 в конце сентября 2017-го Пьер Гасли стал одним из самых универсальных пилотов своего поколения, ведь за плечами у него был не только успешный опыт выступлений в Мировой серии Renault, GP2, СуперФормуле, но и в электрической серии Формула-E. В июле того года он получил приглашение на предпоследний этап сезона в Нью-Йорке. Команде Renault e.dams потребовалась замена в связи с пересечением американских соревнований с марафоном WEC на Нюрбургринге, участие в котором предпочел действующий чемпион Себастьен Буэми, которого Гасли и должен был заменить.

Учитывая, что до начала уик-энда в Бруклине он никогда не пилотировал электромобиль Формулы-E, справился Гасли достаточно неплохо. В субботу француз прорвался с 19-го места на старте на седьмое на финише. А в воскресенье, после четвертого времени в квалификации, новичок сражался за подиум, который упустил в последнем повороте, когда увлекся борьбой с Ником Хайдфельдом и Феликсом Розенквистом и разбил машину о стену. Тем не менее на трех колесах Гасли сумел пересечь финишную черту четвертым, повторив лучшее достижение своего напарника Николя Проста в сезоне-2016/2017.

Благодаря этому выступлению Пьер вписал свое имя в историю относительно молодой гоночной серии, существующей с 2014 года. Он стал первым и пока единственным, кто перешел в Ф1 после участия в Формуле-E. До него были только обратные переходы.

Четвертый гонщик Toro Rosso, финишировавший четвертым 

За 12 лет существования младшей команды Red Bull лишь четверо из ее 13 гонщиков финишировали выше пятой позиции, да и вообще в Топ-5.

Это неоднократно удавалось Себастьяну Феттелю в 2007-м и 2008-м, Максу Ферстаппену в Венгрии и США в 2015-м и Карлосу Сайнсу в 2017-м в Сингапуре. А в нынешнем сезоне в этот элитный клуб вошел и Пьер Гасли. Точно так же, как и Феттель на Гран При Китая — 2007, француз открыл счет очкам за рулем машины Toro Rosso с околоподиумной позиции, которую он занял после уверенного выступления на втором этапе сезона в Бахрейне. Разница только в том, что Феттель сделал это в шестой гонке за Toro Rosso, а Гасли — в седьмой.

Что касается средней финишной позиции Пьера в первых 17 гонках за STR, то он, как это ни удивительно, идет вровень с Феттелем — 11,7 против 11,8 у немца. Ферстаппен и Сайнс, правда, впереди — 9,3 и 10. Но в любом случае это очень неплохой показатель, учитывая весьма посредственный и даже, можно сказать, невзрачный дебют француза на Гран При Малайзии прошлого года: 15-е место на старте и 14-е на финише. Тогда казалось, что перспектив у него не так много, в том числе и из-за скорого перехода Toro Rosso на двигатели Honda.

Кстати, четвертое место на Гран При Бахрейна было особенным еще и потому, что Гасли принес японским мотористам лучший результат после их возвращения в Формулу-1 в 2015-м. Наверняка этот показатель так и останется лучшим до следующего года, когда на двигатели Honda также перейдет Red Bull Racing. Интересно, кто первым побьет этот результат за рулем машины RBR — Макс Ферстаппен или Пьер Гасли?

Стал пятым пилотом, пошедшим на повышение в Red Bull Racing

Для того чтобы заработать контракт с флагманской командой «Красных быков», Пьеру Гасли потребовалось 17 гонок. С одной стороны, это совсем немного. Переход Макса Ферстаппена, например, был согласован после 23 стартов голландца в Формуле-1, а Даниэлю Риккьярдо потребовался 31 Гран При, чтобы заполучить вожделенный контракт, о котором мечтает каждый гонщик Toro Rosso.

С другой стороны, повышение будущего четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля подтвердили в середине 2008-го, когда на счету немца, как и у Гасли сейчас, было 17 гонок, включая дебютный Гран При США в составе BMW-Sauber. Меньше стартов на момент официального заявления было только у россиянина Даниила Квята — 14. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о количестве гонок, которое пилотам Toro Rosso потребовалось, чтобы убедить боссов Red Bull в своей профпригодности. Лишь в одном из этих четырех случаев выходец из STR не оправдал ожиданий, и, к сожалению, это был как раз Квят.

Оправдает ли Гасли возложенные на него надежды? Потенциал у него определенно есть. Пока не хватает стабильности и опыта в Формуле-1, но в удачный для себя день Гасли бывает неудержим — мы видели это в нынешнем году в Бахрейне и Венгрии, где соперникам из середины пелотона гонщик Toro Rosso привез больше десяти секунд при одинаковой тактике пит-стопов. Хватит ли Гасли психологической выдержки? Он не сломался во время своей долгой беспобедной серии в младших категориях, а прессинг тогда был огромным, поскольку Пьер перестал выигрывать почти одновременно с включением в программу поддержки Red Bull. У француза есть опыт адаптации к самой разной технике, чем, например, не может похвастать Макс Ферстаппен. Так что в теории все у Гасли в Red Bull Racing должно быть хорошо. А как будет на практике, узнаем весной 2019 года.

Рекомендованные статьи