Глобальная реформа Формулы-1 от Берни: лекарство или троллинг?

Фото: formula1.com | команды-участницы

Утверждение технического и спортивного регламентов чемпионата мира на 2021 год перенесено на октябрь: FIA, Liberty Media и команды не успели к концу июня достичь согласия по ряду параметров. А пока переговоры и составление правил продолжаются, на арену вышел почетный президент Формулы-1 Берни Экклстоун, предложивший свой план действий. План интересный, но очень уж спорный…

Два в одном

Современная Формула-1 де-факто разделена на два класса — топ-команды и все остальные. В 70 последних гонках с 2016 года было всего четыре случая, когда кому-то удалось потеснить Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing с подиума. А в первых девяти Гран При сезона-2019 грозные «Серебряные стрелы» набрали вдвое больше очков, чем команды с четвертого по десятое место, вместе взятые, — 363 против 158. Для руководства чемпионата такое разделение — серьезная головная боль. И именно сокращение разрыва между лидерами и середняками — главная цель регламента 2021 года.

Но что предлагает Берни? Смириться с нынешним положением дел и не идти по пути уравнивания технических и финансовых возможностей. Суть предложения почетного президента Формулы-1 заключается в официальном разделении пелотона, причем не просто на два класса, а на два чемпионата — для конструкторов и команд — с разными правилами и разными титульными спонсорами.

Личный зачет для гонщиков по-прежнему был бы один. Но конструкторы, такие как Mercedes, Ferrari и Renault, самостоятельно строили бы шасси и двигатель, а остальные коллективы получали бы шасси условной Формулы-2 и двигатели по доступной цене, однако имели бы определенные привилегии.

«Ferrari и Mercedes останутся впереди, но остальные команды получат шанс конкурировать с ними при пятикратной разнице в бюджете», — считает Экклстоун.

Как Берни предлагает уравнять силы?

Ограничивать техническую свободу лидеров Берни Экклстоун не собирается. «Мы дадим возможность заводским коллективам гоняться так, как они хотят. Правила разработки машин останутся неизменными. Лидерам будет не на что жаловаться», — описывает 88-летний англичанин часть своего плана.

Но как тогда частники с бюджетом 70 млн долларов в год (такой предполагает сам Берни) должны соперничать с заводчанами, которые тратят по 350—400 миллионов? Первое предложение — разрешить командам менять шины и дозаправляться, в отличие от конструкторов. «При такой тактике можно будет ехать на секунду быстрее на круге».

Еще секунду Берни предлагает снимать за счет применения к «конструкторским» болидам весового балласта, как это сделано в кузовном Кубке мира WTCR. Проблема лишь в том, что эти меры абсолютно не соотносятся с Формулой-1, где за 70 лет истории подобных поблажек одним командам и осаживаний других не было. И кому, как не человеку, посвятившему жизнь Большим Призам и самому участвовавшему в Гран При в 1958-м, этого не знать.

В конце концов, политические реалии современной Формулы-1 таковы, что команды стеной встанут против таких условий конкуренции, равно как и болельщики. Впрочем, Экклстоун так не думает: «Зрителям нужны только захватывающие гонки, а зрелище мы обеспечим. Мне кажется, будет классно».

Примеры из истории

Схема разделения по принципу Берни существовала в чемпионате мира по мотогонкам MotoGP в 2012-м и 2013-м. Участники подкласса CRT строили бюджетные спортпрототипы и оснащали их двигателями на базе серийных. В первый сезон заявилось аж 12 команд и такие производители моторов, как Aprilia, Kawasaki, BMW. Но послабления в виде большего количества двигателей на сезон и увеличенной емкости топливного бака (и в целом большая техническая свобода действий) все равно не позволили частникам навязать борьбу заводским Хонде, Ducati и Ямахе, да и их сателлитам тоже. Техническая пропасть была слишком огромной: разница в скорости байков MotoGP и CRT на прямых иногда достигала 40 км/ч, а во времени на круге — четырех секунд.

Да и что ходить за примерами далеко — взять минувший «суперсезон» в чемпионате мира по гонкам на выносливость, где частники с негибридными спортпрототипами LMP1 проигрывали заводским экипажам команды Toyota на гибридной технике по несколько кругов на финише. И послабления в ограничениях на расход топлива ничего толком не дали: на финише суточного марафона в Ле-Мане разрыв составил шесть кругов, что на кольце Сарт эквивалентно 20 минутам. Неудивительно, что при таком безнадежном отставании от заводчан российская команда SMP Racing решила свернуть программу в чемпионате мира...

Подобная картина будет и в Формуле-1: «ширпотребное» шасси никогда не станет конкурентом выверенному до мелочей уникальному болиду заводской команды. Что уж говорить о модернизации по ходу сезона, за счет которой «топы» отыгрывают за сезон по две—три секунды на круге…

Берни просто шутит?

Главный вопрос к предложенной глобальной реформе Экклстоуна: а как же быть командам, которые гордятся своей независимостью, но не строят двигатели и, следовательно, по его схеме не попадают под статус конструктора? Получается, что чемпионы прошлых лет — Red Bull, McLaren и Williams — должны будут ездить на стандартных шасси? Куда им тогда девать свои гигантские технические ресурсы и персонал по 500—600 человек, если инженерам не придется строить машины?

Но подождите говорить о том, что на старости лет Берни выжил из ума. Во-первых, не нужно забывать, что на нынешних владельцев Формулы-1 он затаил обиду из-за достаточно бесцеремонного отказа от его услуг в начале 2017-го и перевода в почетные наблюдатели. А во-вторых, его предложение в принципе не имеет веса. «Я по-прежнему являюсь сотрудником Формулы-1, но занимаю непонятную должность. Никто не спрашивает моего мнения», — сказал бывший управляющий Больших Призов.

Так зачем тогда Берни вообще предложил этот план? Не только ради того, чтобы напомнить о себе. Стоит отметить два момента в его высказывании: возможность привлечения новых конструкторов и команд благодаря существованию двух чемпионатов. При этом новичкам не придется тратить много средств. «Я бы предоставил им машины и двигатели и выделил бы бюджет в размере 30 миллионов долларов», — предлагает Берни.

В этой фразе и кроется ключ к разгадке посыла 88-летнего англичанина: с разделением на два чемпионата/класса Формула-1 получит участников, которым не придется строить машины и нанимать лучших технических специалистов. Фактически Экклстоун предложил избавиться в чемпионате мира от частных конструкторов. Ну а что делать, если они сегодня не в состоянии конкурировать с заводскими? Хороший подкол для американских владельцев Формулы-1, пытающихся уравнять баланс сил в пелотоне…

Рекомендованные статьи