Что наступивший год готовит болельщикам Формулы-1?
Новый год — это новый сезон, новые надежды и интриги. Что интересного ждет фанатов главного гоночного первенства мира в 2019-м?
Перетасованные до неузнаваемости составы команд
Если вы по каким-то причинам не следили за Формулой-1 последние несколько лет, а в 2019-м решили вновь пополнить ряды болельщиков, то готовьтесь к большим сюрпризам. В результате всех потрясений на рынке пилотов в прошлом году составы команд изменились на 70% по сравнению с 2016-м, на 65% по сравнению с концом 2017-го и на 60% относительно 2018-го! На своих местах остались лишь восемь гонщиков: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Валттери Боттас (Mercedes), Себастьян Феттель (Ferrari), Макс Ферстаппен (Red Bull), Нико Хюлькенберг (Renault), Серхио Перес (Racing Point), Кевин Магнуссен (Haas) и Ромен Грожан (Haas). А ведь в 2018-м, по сравнению с финальной гонкой предыдущего сезона, место «прописки» сохранили ни много ни мало 18 пилотов!
Лишь чемпионский Mercedes и команда Haas не расстались ни с одним из своих гонщиков. Сменили состав на все сто процентов коллективы McLaren (Карлос Сайнс и Ландо Норрис), Sauber (Кими Райкконен и Антонио Джовинацци), Toro Rosso (Даниил Квят и Алекс Албон) и Williams (Джордж Рассел и Роберт Кубица). Ну а еще четыре команды обновили линейку гонщиков наполовину: Шарль Леклер отныне будет выступать за Ferrari, Пьер Гасли — за Red Bull, Даниэль Риккьярдо — за Renault, а Лэнс Стролл — за конюшню Racing Point, прежде известную как Force India. И, безусловно, за каждым из этих переходов скрывается своя отдельная интрига, которая добавит красок новому сезону.
Насколько столь грандиозная встряска пелотона скажется на раскладе сил среди команд? Первое представление об этом мы с вами получим на официальных предсезонных тестах, которые традиционно для современной Формулы-1 пройдут в виде двух четырехдневных сессий в Барселоне — с 18 по 21 февраля и с 26 февраля по 1 марта.
Возвращение Роберта Кубицы длиной в восемь лет
Долго и трудно польский гонщик Роберт Кубица шел к возвращению в Формулу-1 после своей жуткой аварии на итальянском ралли Ronde di Andora в феврале 2011-го.
Еще каких-то пару лет назад казалось, что его время безвозвратно ушло, да и подвижность травмированной правой руки не восстановилась до конца. Но Роберт — не из тех, кто сдается. Ни вежливый отказ Renault после тестов в середине 2017-го, ни проигрыш в борьбе за место в Williams на сезон-2018 не остановили и не сломили поляка. Спустя год Кубица таки получил вожделенный контракт боевого пилота и 17 марта в австралийском Альберт-Парке вернется на стартовое поле впервые с Гран При Абу-Даби — 2010.
Срок долгий, но отнюдь не рекордный: голландец Ян Ламмерс в 1992-м возвратился в Большие Призы спустя 9 лет 9 месяцев и 23 дня после предыдущей гонки. Итальянец Лука Бадоер не стартовал в Гран При 9 лет, 9 месяцев и 20 дней. Так что Кубица со своими 8 годами, 4 месяцами и 3 днями будет в этом списке третьим. И, к сожалению, в истории еще не было положительных примеров успешного возвращения после такой долгой паузы в карьере. Если взглянуть на статистику, то после трех—четырех лет перерыва у пилотов уже мало что получалось — даже у Михаэля Шумахера.
Нарушит ли Кубица эту не очень радостную статистику? Вопросов и сомнений — вагон и маленькая тележка. В первую очередь это касается физических ограничений, ведь сам поляк признает, что задействует лишь на 30% правую руку при пилотировании. Добавьте к этому глубочайший кризис в команде Williams и наличие молодого талантливого напарника Джорджа Рассела под боком. Даже одного из этих факторов было бы достаточно, чтобы поставить под сомнение перспективы, а тут все и сразу. Поэтому если провалит Кубица свое возвращение — никто не удивится и не раскритикует его. А если Роберт свернет горы вопреки всем сомнениям, то что ж, честь ему и хвала!
«Окрыляющий» Red Bull и «управляющая мечтой» Honda теперь вместе
В свой юбилейный, 15-й год в Формуле-1 команда Red Bull Racing вступает, преисполненная амбициями и надеждами на новое техническое партнерство. Ведь впервые после клиентских моторов Cosworth, Ferrari и Renault «Красные быки» все же заполучили в свое распоряжение заводской двигатель! Безусловно, такое событие можно было бы оценивать как огромный успех, если бы не одно но — это силовая установка Honda, от которой совершенно непонятно, чего ожидать.
На примере команды McLaren пару лет назад мы видели, как улетели в трубу сто миллионов долларов инвестиций Хонды и насколько в целом помог коллективу из Уокинга статус эксклюзивного партнера японцев. Red Bull Racing же, наоборот, после начала турбоэры в 2014-м оставалась единственной командой, побеждавшей с клиентскими двигателями. Так в какую сторону качнется маятник с Хондой? Станет лучше или хуже?
Toro Rosso, обкатывавшая весь сезон-2018 двигатели из Сакуры для сестринской команды, осталась примерно на том же уровне — где-то в середине средней группы, недосчитавшись 20 очков по сравнению с 2017-м из-за неопытности пилотов и регулярных штрафов на стартовом поле. В стане Red Bull Racing, конечно, настроены оптимистично и даже заявляют о намерении включиться в чемпионскую гонку уже в 2019-м. Но в Макларене тоже много чего говорили — и, увы, ни одно из этих обещаний в жизнь не воплотилось.
Пока даже непонятно, на каком уровне находится Honda. По одним прикидкам, силовые установки из Страны восходящего солнца уступают лишь 20 л.с. Мерседесу и Ferrari и на 30 л.с. впереди Renault. По другим — японцы по-прежнему ощутимо проигрывают всем остальным поставщикам двигателей. Так что «окрылит» ли Red Bull Honda и поможет ли Red Bull Хонде «управлять мечтой», сказать наверняка пока невозможно. Сработает ли новый тандем, станет более-менее понятно только после выезда машины RB15 на первую тестовую сессию в Барселоне.
Доработанная аэродинамика машин
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как в Формуле-1 дорабатывают регламент на аэродинамику. Только за последние десять лет конфигурация машин в первенстве мира дважды менялась кардинально — в 2009-м и 2017-м. А в среднем через два—три года после этого технические требования ощутимо корректировались.
Понятно, что такой высокотехнологичный вид спорта, как Ф1, не стоит на месте и просто обязан идти в ногу со временем. Но в большинстве случаев регламент на аэродинамику меняется не от хорошей жизни, а в попытке решить пресловутую проблему с воздушными завихрениями, которые не позволяют пилотам вплотную преследовать впередиидущую машину. И пока, надо признать, оптимального решения найдено не было, за исключением применения искусственной системы DRS.
Попытка номер N будет в 2019-м. Переднее антикрыло в ширине увеличится на 200 мм и станет выше на два сантиметра, при этом количество вертикальных плоскостей снизу будет ограничено до двух с каждой стороны от носового обтекателя. Заднее антикрыло увеличится в ширину на 100 мм и на 200 мм в высоту, а также будет выдаваться назад на два сантиметра больше. При этом зазор между его верхней и нижней плоскостями при открытии DRS будет составлять не 65 мм, а 85 мм, за счет чего эффективность системы, по некоторым прогнозам, должна вырасти на 25—30%. Одновременно будет запрещено использование аэродинамических элементов вокруг воздухозаборников тормозов, а боковые дефлекторы уменьшатся в высоте на 15 сантиметров.
В теории все эти меры должны помочь облегчить преследование соперника и, значит, обгоны. Но что будет на практике? Скептицизма среди руководителей и инженеров команд, в принципе, предостаточно. Так что чудес ждать, наверное, не стоит. К тому же это своего рода эксперимент технической рабочей группы, которая пытается определить направление глобальных изменений регламента в преддверии сезона-2021.
Впрочем, определенная встряска в раскладе сил в связи с вышеперечисленными переменами все же возможна. Конечно, вряд ли Williams, как BrawnGP в 2009-м, найдет чудо-решение и вдруг окажется среди претендентов на титул. Но локальные изменения — в лидирующей и средней группах пелотона — вполне реальны.
Новые названия и маркировка шин
Забудьте названия Superhard, Hypersoft, Ultrasoft, Supersoft! С 2019-го в обиходе Формулы-1 будут лишь три наименования шин — Hard (белые ободки), Medium (желтые) и Soft (красные). Расширив до максимума линейку составов в 2018-м, а маркировку — до всех цветов радуги, шинные монополисты из Pirelli наконец-то поняли, что для болельщиков смысла в таком огромном разнообразии нет. И правда, зачем им эта лишняя информация, если на отдельно взятом Гран При в распоряжении пилотов и команд все равно априори есть только жесткий, средний и мягкий составы?
Все это вовсе не означает, что общее количество типов жесткости резины в Ф1 урезано до трех. На 2019 год Pirelli омологировала пять составов, которые будут обозначаться кодом с цифрой от одного до пяти — от самого жесткого компаунда до самого мягкого. Но эта информация будет фоновой, чисто для команд и хардкорных фанатов. А на главном плане во время любого Гран При отныне только Hard, Medium и Soft.
Самый долгий сезон в современной истории
Юбилейный, 70-й сезон Королевских гонок не будет рекордным по числу этапов. Как и в 2018-м, в календаре значится 21 Гран При, но продлится чемпионат аж до 1 декабря. С одной стороны, финал в Абу-Даби пройдет лишь на неделю позже, чем в прошлом году, но с другой — впервые с 1963-го (и всего четвертый раз в истории) сезон в Формуле-1 закончится календарной зимой. А в сочетании с тем, что старт будет на неделю раньше, чем годом ранее, по протяженности (259 дней) нынешнее первенство наряду с сезоном-2015 будет самым длинным после 1980-го, когда между первой и последней гонкой было 266 дней.
Объясняется такой график при неизменном количестве этапов двумя факторами. Во-первых, в начале чемпионата промоутерам Формулы-1 было важно выгадать дополнительную неделю между гонками, чтобы провести торжественные мероприятия, приуроченные к 1000-му Гран При, который должен состояться 14 апреля в Китае. А во-вторых, мало кто в паддоке остался в восторге от пяти этапов за шесть недель летом 2018-го. Так что в 2019-м гонки в Ле-Кастелле, Шпильберге, Сильверстоуне, Хоккенхайме и Будапеште пройдут в течение семи недель. Причем больше не будет никаких экспериментов с тремя Гран При подряд: уж слишком экстремальным показался такой график командам.
Развязка эпопеи с контрактом Сильверстоуна
В продолжение календарной темы можно отметить, что в 2019-м заканчиваются контракты на проведение гонок в Барселоне, Монце, Мехико и Сильверстоуне. И если в Испании, Италии и Мексике настроены оптимистично по поводу продления договоров с промоутерами чемпионата мира, то с этапом в Англии пока ничего не ясно. Дело в том, что Гран При в Сильверстоуне — единственный в Формуле-1, организаторы которого не получают дотаций от правительства страны. Британский автомобильный клуб (BRDC) своими силами поддерживает этап на плаву, в том числе и ценой финансовых потерь. Несмотря на ежегодно высокую посещаемость (140,5 тысячи болельщиков в день гонки и 340 тысяч за весь уик-энд в 2018-м), чистый убыток организаторов за последние шесть лет составил 66 миллионов долларов. Связано это в том числе и с высоким взносом в FOM, который растет с каждым годом на пять процентов и в 2018-м составил 21,5 млн. Поэтому пока непонятно, что будет дальше.
В Сильверстоуне сетуют на невозможность дальнейшей работы в таких условиях и говорят, что проживут без гонки Ф1, а боссы Liberty Media сохраняют невозмутимость и указывают на альтернативы, в том числе на городскую гонку в Лондоне. Возможно, что это своеобразная политическая игра. А может, стороны и на самом деле не стремятся к компромиссу. Как бы там ни было, надеемся на лучшее. Ведь будет очень странно и грустно, если в свой юбилейный год Формула-1 потеряет трассу, на которой 70 лет назад началась ее история…
Трудоустройство Фернандо Алонсо
Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо ушел из Больших Призов, но в новом году мы о нем еще не раз услышим. Во-первых, испанец не закрыл двери окончательно и допускает возможность возвращения в 2020-м. Во-вторых, в январе он проедет суточный марафон «24 часа Дайтоны», в мае попробует со второй попытки выиграть «500 миль Индианаполиса», а в июне вместе с напарниками по команде Toyota постарается второй раз подряд победить в «Ле-Мане» и завоевать титул чемпиона WEC.
Ну а во второй половине 2019-го Алонсо предстоит определиться с дальнейшими планами — будет ли это возвращение в Формулу-1, переход на полное расписание в чемпионат IndyCar или, быть может, дебют в ралли-рейде Дакар, о возможности которого в последнее время активно пишут испанские СМИ.
Погоня Льюиса Хэмилтона за рекордами Михаэля Шумахера
Завершив сезон-2018 двумя победами, Льюис Хэмилтон продемонстрировал, что даже в ранге пятикратного чемпиона мира он не собирается расслабляться. Да и какие могут быть проблемы с мотивацией, если до еще недавно казавшихся вечными рекордов Михаэля Шумахера британцу уже рукой подать? Нет и доли сомнения, что Льюис будет главным фаворитом в борьбе за титул в 2019-м. Предпосылок к утрате лидирующих позиций у команды Mercedes вроде как нет. Новая машина станет логическим развитием болида W09, выигравшего шесть из восьми последних гонок 2018 года. А сама команда крепко спаяна и лишена внутренних дрязг — в отличие от Ferrari, где зоны влияния вот уже несколько месяцев не могут поделить руководитель и технический директор. При этом в «Серебряных стрелах» будет идеальный баланс между пилотами, поскольку Валттери Боттасу четко указали на его место в прошлом сезоне и в этом плане уже ничего не изменится.
Ferrari в 2019-м — это пока тайна за семью печатями. Неизвестно, как отразится на психологическом настрое Себастьяна Феттеля приход молодого талантливого Шарля Леклера. А если в Скудерии еще и разгорится внутрикомандная борьба, то у Мерседеса с его четким разделением на первый и второй номера будет дополнительное превосходство. В этом плане Red Bull Racing с ее лидером Максом Ферстаппеном куда опаснее для подопечных Тото Вольффа — если, конечно, шасси RB15 «поедет» с мотором Honda. Кого-то еще — Renault с Даниэлем Риккьярдо или Sauber с Кими Райкконеном — мы, понятное дело, в лидирующей группе пока не ждем. Так что есть вероятность, что новый год пройдет под знаком превосходства Льюиса Хэмилтона и Мерседеса. По крайней мере, букмекеры сейчас оценивают перспективу победы британского гонщика в три раза выше, чем шансы его главного конкурента в минувшем сезоне, Себастьяна Феттеля.
Интерактивный сервис F1 TV в России?
В 2018-м владельцы Формулы-1 запустили сервис потоковых трансляций F1 TV. Увы, из-за жестких контрактных условий с телевещателями, в том числе и с «Матч ТВ» в России, охват интерактивного формата оказался достаточно ограничен и составил лишь 60 стран. Причем на всем постсоветском пространстве эта услуга была доступна только в Украине и Азербайджане.
Однако в ноябре в Liberty Media заявили, что работают над расширением географии и ведут переговоры с телекомпаниями. Так, например, при прямом содействии местного телевещателя Ziggo Sport, имеющего эксклюзивные права на трансляции Ф1, в 2019-м цифровой сервис будет запущен на родине Макса Ферстаппена, в Голландии.
Известно, что переговоры боссов Liberty Media с руководством «Матч ТВ» начались еще в первой половине прошлого года. И на пресс-конференции, посвященной Гран При России — 2018, было обещано, что F1 TV придет к нам не позднее, чем в 2020-м, а может, даже и в этом году! Так что держим руку на пульсе событий и готовим свои гаджеты…