Шаг назад ради двух вперед, или Что даст Сергею Сироткину возвращение в Renault
В предпоследний день зимы команда Renault и программа развития российского автоспорта SMP Racing подтвердили то, о чем заговорили инсайдеры еще две-три недели назад — Сергей Сироткин возвращается в коллектив из Энстоуна. В грядущем сезоне 23-летний москвич будет официальным резервистом и в случае необходимости заменит за рулем болида R.S.19 Даниэля Риккьярдо или Нико Хюлькенберга. Хорошо это или плохо — оказаться на подхвате после года в роли боевого гонщика Формулы-1?
Почему выбор пал на Renault?
В заводской команде французского концерна Сергей Сироткин провел два года, 2016-й и 2017-й, по ходу которых он выступил в двух тестовых заездах и шести пятничных тренировках. Москвичу было комфортно в коллективе, особенно с такой достаточно щедрой программой для тест-пилота. А команда Renault, в свою очередь, была очень довольна работой Сергея и качеством фидбэка при взаимодействии с инженерами.
Что не менее важно, сотрудничество компании с российским гонщиком имело большой стратегический смысл, учитывая значимость отечественного рынка для Renault. В маркетинговом плане и для программы SMP Racing была выгодна работа с командой, представляющей одного из крупнейших в мире автопроизводителей. Одним словом, в плюсе были все.
Но ближе к концу 2017-го стало очевидно, что при наличии контрактов у Карлоса Сайнса и Нико Хюлькенберга место боевого гонщика Сергею в команде Renault в ближайшей перспективе не светит. Тут как раз и подвернулся вариант с коллективом Williams. Да, союз Сироткина с некогда успешной командой Фрэнка Уильямса получился провальным и мимолетным, а альтернативы на сезон-2019 на стартовой решетке для москвича не нашлось. И поэтому, когда в начале февраля появились слухи, что Renault ведет переговоры с представителями SMP Racing, стало очевидно, что в Энстоуне снова готовы открыть двери для Сергея. Символично, что в итоге ради россиянина команда даже подвинула прошлогоднего резервиста, участника собственной гоночной академии Джека Айткена, переведя британца в ранг тест-пилота. Хотя очки для получения суперлицензии у 23-летнего гонщика из Лондона были.
Чем будет теперь заниматься Сироткин?
Ни в официальном заявлении Renault, ни в пресс-релизе SMP Racing подробностей программы работы россиянина по ходу сезона представлено не было. Но совмещение обязанностей в Формуле-1 с выступлением в чемпионате мира по гонкам на выносливость не должно отразиться на присутствии Сироткина в боксах Renault. Из семи этапов WEC в 2019-м лишь два — «1000 миль Себринга» 15 марта и «4 часа Сильверстоуна» 1 сентября — пересекутся с Гран При Формулы-1. Получается, Сергей не сможет подстраховать Риккьярдо и Хюлькенберга только в Австралии и Бельгии, где эту обязанность на себя возьмет Джек Айткен. Но на остальных 19 Гран При москвич будет в полном распоряжении команды.
Если судить по прошлому опыту сотрудничества с Renault, то, скорее всего, Сергей проведет несколько сессий свободных заездов. Уж на домашнем Сочи Автодроме — наверняка. А вот будет ли Сироткин участвовать в тестах по ходу сезона — большой вопрос. Дело в том, что два из четырех дней команды обязаны отдавать молодым пилотам, проехавшим не больше двух гонок в Формуле-1. Понятно, что Сергей с 21 Гран При за плечами в эту категорию не попадает. Подвинет ли команда ради него Риккьярдо или Хюлькенберга в Бахрейне в начале апреля или Венгрии в августе? Далеко не факт. В индивидуальных шинных испытаниях Renault наряду с Haas в этом году по известным только ей причинам не участвует. По сути, россиянину «грозят» разве что коллективные тесты Pirelli в Абу-Даби по окончании сезона. Надо признать, не густо. Но при этом у Сироткина хотя бы будет гоночная практика в чемпионате WEC, поскольку после 2017-го Сергей зарекся весь год сидеть на скамейке запасных.
Стал ли Сергей ближе к возвращению в гонки Формулы-1?
На встрече с прессой в паддоке Барселоны, где в эти дни проходит вторая серия предсезонных тестов, Сергей выразил надежду, что возвращение в Renault поможет ему достичь главной цели — в ближайшем будущем снова оказаться на стартовом поле. «Надеюсь, что этот небольшой шаг назад позволит мне совершить большой прыжок вперед», — заявил российский гонщик.
Однако надо понимать одну вещь: как таковая работа резервистом едва ли поможет Сергею достигнуть поставленной цели. Если вдруг, конечно, что-то не случится с Даниэлем Риккьярдо или Нико Хюлькенбергом. Год назад, оценивая перспективы Даниила Квята в Ferrari, мы приводили статистику, согласно которой в среднем в год на повышение из неосновного состава идут всего один-два гонщика. С другой стороны, еще меньше пилотов переходят в Формулу-1 из гонок на выносливость, где, как уже говорилось, Сироткин будет выступать в этом году. За последние два десятилетия можно вспомнить разве что Алана Макниша в 2002-м и Брендона Хартли в 2017-м.
Поэтому то, что Сироткин не ушел с головой в WEC и остался на виду в Формуле-1 — возможный ключ к его возращению в пелотон. Да, места в Renault на ближайшие два года застолблены за Риккьярдо и Хюлькенбергом, а попадание в одну из топ-команд — удел мечтаний. У середняков пока тоже предостаточно своих кандидатов. Но ситуация в составах меняется очень быстро, и потому главное — быть в гуще этих событий. Оставаясь в паддоке, Сироткин и его окружение будут иметь возможность оперативно реагировать на новые веяния. Ведь в Уильямсе Сергея тоже никто не ждал в конце в 2017-го, а он взял и оставил не у дел Роберта Кубицу, долгое время считавшегося фаворитом на вакантное место.