«Доля позитива в море негатива». Чем хорошим запомнится дебютный сезон Сироткина в Ф1?

Фото: команды-участницы

Первый и в обозримом будущем единственный сезон россиянина Сергея Сироткина в Формуле-1 получился разочаровывающим. По-настоящему проявить себя 23-летнему дебютанту за рулем безнадежной машины Williams FW41 было крайне затруднительно. Поэтому в большинстве Гран При москвичу приходилось бороться лишь с напарником Лэнсом Строллом и собственной техникой. Но несколько проблесков в этом царстве тьмы все-таки было…

Рывок в Хоккенхайме

Первая половина чемпионата получилась абсолютно провальной для третьего российского пилота Формулы-1 и некогда славной команды Williams. Новая аэродинамическая концепция машины не работала еще с зимних тестов, и в апреле на Гран При Азербайджана Сироткин «обрадовал» болельщиков, сказав, что на устранение проблем уйдет как минимум 15 недель. Так что раньше конца лета прогресса от команды Williams можно было не ждать. А когда в середине июля в Сильверстоуне внезапно обнаружилась аномалия с новым задним антикрылом (при открытии DRS машину на полной скорости разворачивало из-за внезапного срыва воздушного потока), то впору было усомниться, что инженерам в Гроуве вообще удастся подобрать ключ к мудреной аэродинамике FW41. В общем, к 11-му этапу чемпионата в Германии не было никаких предпосылок к прогрессу дружины Фрэнка Уильямса, которая за первую половину сезона прочно закрепилась в аутсайдерах.

Пятничные свободные заезды на Хоккенхаймринге Сергей завершил 19-м, на одну позицию ниже Лэнса Стролла. Но в субботу ему удалось отыграть разом семь мест по сравнению с началом уик-энда! Это при том, что обычно разница между результатами российского новичка на пятничных тренировках и в квалификации весь сезон составляла от одного до трех мест. Подобный рывок — с 17-го на двенадцатое место — был разве что в Азербайджане. Но на скоростной городской трассе в Баку команда Williams в целом смотрелась неплохо и прогрессировала весь уик-энд. А вот в Хоккенхайме Сироткину действительно удалось выстрелить вопреки всем ожиданиям.

Еще в первом сегменте Сергей выдал потрясающий круг и в сражении за выход в топ-15 опередил на 0,012 секунды гонщика Force India Эстебана Окона. Это уже был подвиг — особенно учитывая, что второй пилот Уильямса Лэнс Стролл не поднялся выше 19-го места и проиграл Сироткину почти полсекунды.

Но россиянин не остановился на достигнутом. Во второй части квалификации он показал 12-й результат. Да, гонщик Red Bull Даниэль Риккьярдо не выехал на трассу из-за штрафа, а у чемпиона мира Льюиса Хэмилтона сломалась машина. Но россиянин превзошел в борьбе пилота команды Sauber Маркуса Эрикссона и уступил какие-то 0,045 секунды двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо, расположившемуся на 11-м месте. «Очень хороший результат для нас! Не хочу показаться излишне оптимистичным, но после пятничных тренировок мы нашли кое-что интересное. Мы сложили все это вместе и все сделали правильно», — не скрывал улыбку Сергей после квалификации.

К сожалению, в воскресенье все вернулось на круги своя. Гоночный темп болида по-прежнему оставлял желать лучшего, и уже к пятому кругу Сироткин оказался на 16-м месте. Была надежда на дождь в конце, но, увы и ах, за 15 кругов до финиша москвичу пришлось припарковаться на обочине из-за утечки масла в двигателе. Обиднее всего, что наряду с перегревом тормозов в Австралии это была одна из двух технических неполадок на машине Сергея за весь сезон…

Борьба за каждый сантиметр трассы в Сингапуре

Стратеги Williams нередко экспериментировали с тактикой в гонках. Собственно, им ничего другого не оставалось, учитывая скверные стартовые позиции, с которыми пилотам нечего было терять, и регулярные проблемы команды с работой мягких шин. Так что там, где все остальные ехали с одним пит-стопом, Сергей Сироткин и Лэнс Стролл останавливались дважды, причем каждый из трех отрезков они могли проводить на резине разной жесткости. Окупалась нестандартная тактика крайне редко: даже при удачном стечении обстоятельств все сводила на нет катастрофическая нехватка скорости машины. А одним из позитивных примеров работы стратегов команды стала гонка в Сингапуре.

На первом круге стартовавший девятнадцатым Сироткин проехал по обломкам от столкнувшихся машин Force India и отправился на внеплановый пит-стоп. А в надежде доехать до финиша без второй остановки его переобули в Soft — самый жесткий из линейки составов шин в тот уик-энд. Новичок Формулы-1 вернулся на трассу последним, но сделал главное в сложившихся обстоятельствах — догнал пелотон до ухода автомобиля безопасности с трассы. Когда конкуренты поочередно поехали на пит-лейн, Сергей начал отыгрывать позиции и к 29-му кругу вышел на 13-е место.

Учитывая, что трех соперников впереди — Маркуса Эрикссона, Стоффеля Вандорна и Лэнса Стролла — еще ждал визит в боксы, шансы на очки не казались такими уж нереальными. Нужно было всего-то удержать конкурентов за спиной. Среди них, правда, были лидеры средней группы пелотона: Серхио Перес, Нико Хюлькенберг, Ромен Грожан, Кевин Магнуссен. Однако около пяти кругов Сироткин не без труда, но все-таки удерживал позицию. В отчаянной борьбе российский спортсмен, говоря на картинговом жаргоне, крылся буквально в каждом повороте! В какой-то момент даже показалось, что за такой героический пилотаж ему достанется приз зрительских симпатий «Гонщик дня».

Удалось бы отбиваться так до самого финиша? Ведь до конца изнурительной гонки, проходившей при 30-градусной жаре, оставалось еще больше двадцати кругов по пять километров каждый. Однако сам Сироткин на подобный вопрос по окончании заезда ответил: «А почему нет?»

Главная проблема, по словам Сергея, заключалась в том, что он уперся в Стролла — и в «грязном» воздухе шины потеряли эффективность. В результате на 34-м круге Перес атаковал Сироткина, хотя тот не стушевался. Бок о бок они прошли связку между 15-м и 17-м поворотами, а затем, при выходе на короткую прямую, мексиканец просто вильнул в сторону россиянина и спровоцировал столкновение. Действовал ли Перес намеренно или просто поторопился захлопнуть калитку? Точный ответ знает лишь сам Чеко. Как бы там ни было, великолепная для Сироткина гонка была испорчена: из-за повреждения машины и вынужденного второго пит-стопа он финишировал только девятнадцатым. Но, по крайней мере, Сергей показал всем, как умеет обороняться.

Первое и единственное попадание в топ-10

После летних каникул, совпавших с окончанием 15 недель доработки машины, Уильямсу наконец-то удалось выбраться из последних рядов. Да, как в дальнейшем стало понятно, дело было не столько в успешной модернизации, сколько в скоростных трассах в Спа и Монце, идеально подошедших шасси FW41. Но хотя бы два Гран При в тяжелом сезоне Сироткин смог более-менее конкурировать с гонщиками команд Sauber, Renault, Force India, Toro Rosso, McLaren, Haas. За одну неделю россиянин провел в топ-10 сразу 38 кругов из общих 97 в двух гонках: 16 — на девятом месте и 22 — на десятом. Ни до, ни после связки этапов в Бельгии и Италии Сергей в первую десятку не пробивался. Грустно, но больше всего (188 из 1118 кругов) за сезон Сироткин провел на 16-й позиции, 182 круга был семнадцатым, а еще 174 — восемнадцатым. Однако хотя бы на последнем, двадцатом месте Сергей находился только два круга — ровно в 22 раза меньше, чем Лэнс Стролл.

Но вернемся к временному прогрессу Уильямса. В Спа команде из Гроува все-таки не хватило скорости для очков: Сироткин финишировал 12-м, Стролл — 13-м. А выпавший шанс в Монце чуть лучше реализовал канадец, квалифицировавшийся и финишировавший в топ-10, в то время как Сергей был двенадцатым на стартовом поле и закончил гонку одиннадцатым, в шести секундах позади партнера. Но в его защиту можно сказать две вещи. Во-первых, Лэнс всегда очень хорош на скоростных трассах: год назад на Гран При Италии он и в субботу, и в воскресенье оставил позади опытнейшего напарника Фелипе Массу. Во-вторых, Сироткину чуть меньше повезло со слип-стримом на быстром круге в квалификации, а стартовая позиция в Монце, по статистике, не менее важна, чем в Монако.

И все-таки удача улыбнулась российскому гонщику. Через несколько часов после финиша пилот команды Haas Ромен Грожан был дисквалифицирован из-за несоответствия машины регламенту. В результате Сергей поднялся на десятое место. С одной стороны, выглядело такое достижение не очень спортивно, но с другой — что тут зазорного? Правила есть правила, и не вина Сироткина, что кто-то из соперников их нарушил. В свое время именно так открыли счет очкам будущие чемпионы Формулы-1 Дженсон Баттон (ему помогла дисквалификация Дэвида Култхарда в Бразилии-2000 из-за несоблюдения размеров переднего антикрыла) и Кими Райкконен (в Австралии год спустя в пользу финна сыграл штраф Оливье Паниса за обгон под желтыми флагами).

Это попадание в топ-10 по итогам Гран При так и осталось единственным в дебютном сезоне Сироткина. Причем до 1 ноября даже сей скромный балл был под вопросом, пока апелляционная комиссия FIA не отклонила протест Haas на дисквалификацию Ромена Грожана.

Победа над напарником в квалификациях

Сергей Сироткин стал вторым российском гонщиком Формулы-1, в дебюте «переквалифицировавшим» партнера по команде. У Виталия Петрова с Робертом Кубицей в Renault в 2010-м счет, конечно, был просто разгромный — 2:17. Но зато в 2014-м Даниил Квят в Toro Rosso с ходу взял верх над проводившим третий сезон в чемпионате Жаном-Эриком Вернем — 12:7. Схожий счет оказался и у Сироткина с Лэнсом Строллом — 13:8. Причем у обоих россиян среднее преимущество на быстром круге было минимальным: 0,005 секунды у Квята и 0,066 секунды у Сироткина.

Конечно, язык не повернется назвать Верня и Стролла мастерами квалификаций, учитывая, что француз за два совместных сезона с Даниэлем Риккьярдо в Toro Rosso проиграл со счетом 8:31, а Стролл в год дебюта лишь дважды превзошел опытнейшего Массу. Но тот же Лэнс в начале сезона-2018 не раз говорил о том, какого прогресса он добился и насколько вырос за год в профессиональном плане. Тем не менее уже со второго совместного этапа с Сироткиным канадец начал проигрывать. Показательно, что четыре из восьми своих квалификационных побед Стролл одержал на трассах, где Сироткин никогда прежде не стартовал. Будь у Сергея опыт выступлений в Альберт-Парке, Монреале, Сузуке и Мехико, уверен — счет был бы еще разгромнее.

Мастер-класс в Монако

Ни на одной другой трассе в календаре чемпионата мира мастерство гонщика не играет такой большой роли, как в Монако. Да, скорость машины и удачные настройки все равно имеют важное значение. Но шансы превзойти возможности своей техники за счет точного и безошибочного пилотажа среди отбойников легендарной городской трассы в Монте-Карло куда выше, чем, скажем, в Спа или Сузуке, также отличающих мальчиков от мужчин.

И в своем дебюте на Гран При Монако Сергей Сироткин был просто великолепен. Достаточно сравнить результаты россиянина и Лэнса Стролла на свободных заездах: 10-й и 18-й с разницей 0,82 секунды в первой сессии, 15-й и 19-й с гандикапом 0,464 секунды во второй, 10-й и 16-й с разрывом в 0,741 секунды в третьей. Сохранилась эта динамика и в квалификации. В первом сегменте Сергей показал восьмое время, опередив на десять позиций Стролла и привезя канадцу 0,617 секунды! К сожалению, выйти в финальный сегмент не получилось, но Сироткин сумел опередить Шарля Леклера и Ромена Грожана, став 13-м. При этом до обладателя десятого времени Пьера Гасли Сергею не хватило каких-то 0,208 секунды! Не менее важно, что это 13-е место стало вторым лучшим квалификационным результатом команды Williams в Монако за последние пять лет. Однако все равно Сироткин остался не очень доволен: «Наша позиция ниже, чем мы рассчитывали. В какой-то момент казалось, что у нас есть шанс побороться за седьмое—десятое места».

Цель на гонку была очевидна — борьба за попадание в первую десятку на финише. Но в один миг (и что самое обидное, еще даже до старта!) все старания Сергея по ходу уик-энда пошли насмарку. Из-за заминки с креплением колес механики Уильямса проморгали сигнал о трехминутной готовности к началу прогревочного круга и «наградили» российского пилота десятисекундным штрафом Stop&Go. После столь сурового наказания Сироткин оказался последним, лишившись всех шансов на достойный результат. Хуже, наверное, и быть не могло. Хотя в каком-то смысле это была квинтэссенция всего сезона-2018 для Сироткина в Формуле-1: команда невольно испортила многообещающий дебют, а шанса что-то исправить не представилось…

Рекомендованные статьи