Темная сторона Себастьяна Феттеля. Почему четырехкратный чемпион мира попадает в аварии?

Фото: espn.co.uk | wallsouce.com | команды-участницы | организаторы

Две последние гонки завершились для Себастьяна Феттеля авариями. В Сингапуре пилот Ferrari угодил в завал на старте, который сам и спровоцировал, а в Малайзии немец не поделил трассу с Лэнсом Строллом на круге почета после финиша. Свежо в памяти и нашумевшее столкновение Себастьяна с Льюисом Хэмилтоном под сейфти-каром в Баку. Не слишком ли часто претендент на титул попадает в передряги и откуда берутся такие нелепые ошибки? Попробуем разобраться в этом на примере главных аварий Феттеля в Формуле-1.

Таран под дождем

Впервые будущий четырехкратный чемпион мира громко заявил о себе в дождевом Гран При Японии 2007 года. В четырех предыдущих гонках в составе скромной команды Toro Rosso 20-летний немец не поднимался выше 16-й позиции. Начало уик-энда на трассе Фудзи вроде бы не предвещало ничего особенного: 20-е время в первой тренировке, 18-е — во второй. Однако в субботу на залитой дождем трассе Феттель продемонстрировал недюжинный потенциал, квалифицировавшись на высоком девятом месте.

В день гонки дождь продолжал поливать автодром, а Себ на мокрой трассе вновь чувствовал себя словно рыба в воде и к 20-му кругу вышел на третью позицию. Во время волны пит-стопов он даже успел полидировать, но затем словно забыл об осторожности. Первый щелчок по носу Феттель получил на 35-м круге, когда отправил действующего чемпиона Фернандо Алонсо в разворот. А еще спустя 11 кругов он совершил глупейшую ошибку: во время пребывания на трассе машины безопасности Себ отвлекся на резко замедлившегося лидера Льюиса Хэмилтона, не увидел, как шедший вторым Марк Уэббер тоже сбросил скорость и «впилился» в машину товарища из старшей команды! Результат: развороченная задняя часть болида Red Bull RB3 и сломанная передняя подвеска на STR2.

Вернувшись в боксы, расстроенный Феттель, не снимая шлема, прислонился к стене и заплакал. Он до сих пор считает эту ошибку самой ужасной в своей жизни, о чем признался в недавнем интервью.

Странные маневры за сейфти-каром, как и спустя десять лет в Баку, сошли тогда Хэмилтону с рук, а вот Феттель за свою невнимательность получил десять штрафных позиций на старте следующего этапа в Шанхае. «Я посмотрел вправо и увидел, что Льюис сильно замедлился. Мне показалось, будто у него возникли какие-то проблемы, — объяснился тогда немец. — А когда я посмотрел вперед, то было уже поздно: Марк тоже сбросил скорость, и я врезался в него. Я извиняюсь перед ним за то, что разрушил нам обоим гонку».

Все или ничего

В своей дебютной гонке за Red Bull Racing на Гран При Австралии 2009 года Феттель мог легко оказаться на подиуме. За зиму команда из Милтон-Кейнса добилась большого прогресса, великолепно адаптировавшись к новому регламенту по аэродинамике. Третье время Себа в квалификации было хорошим тому подтверждением. Впереди оказались только гонщики будущей чемпионской команды Brawn GP, основанной на останках заводского коллектива Honda.

На первом круге Феттель воспользовался скверным стартом Рубенса Баррикелло и поднялся на второе место, а в дальнейшем Себ был единственным, кто смог поддерживать темп лидирующего Дженсона Баттона. Приблизиться на дистанцию атаки, правда, ему не удалось, а на последних кругах позади Феттеля неожиданно возник Роберт Кубица. Поляк находился на альтернативной стратегии и получил преимущество за счет выбора жестких шин на финальный отрезок, тогда как лидеры, наоборот, начали терять темп на изношенной мягкой резине.

За три круга до финиша гонщик BMW догнал и атаковал Феттеля, но Себ не собирался просто так отдавать вторую позицию. На выходе из третьего поворота дошло до контакта, в результате которого на машинах BMW и Red Bull оказались сломаны передние антикрылья. Оба поехали дальше, но лишь для того, чтобы вскоре окончательно разбить свои болиды…

Сам Феттель признал, что переусердствовал при обороне и таким образом невольно помог стюардам найти виновника в этой непростой ситуации. «Наградой» немцу стал штраф в десять мест на старте следующей гонки. 

«Нужно ли было его пропустить? Всегда хочется бороться, — выразил Феттель свою точку зрения. — Наверное, стоило согласиться на третье место, но это жизнь. До средней части поворота борьба была оправданной, но мне не хватило сцепления с трассой, чтобы избежать столкновения».

Всегда прав

Эпизод на Фудзи стал лишь своеобразной прелюдией к конфликту между Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером. Многолетняя война между восходящей звездой Формулы-1 и харизматичным австралийцем началась в сезоне-2010. К тому времени они уже год были напарниками. Но если в 2009-м в их отношениях наблюдался нейтралитет, то затем градус напряжения становился все выше.

На седьмой этап в Стамбуле гонщики Red Bull приехали лидерами чемпионата, имея в своем активе по 78 очков. По другим параметрам вел Уэббер: 2:1 в плане побед и лучших кругов, 148 кругов лидирования против 98. На свободных заездах в Турции немец был стабильно быстрее, но в квалификации все пошло наперекосяк: из-за поломки стабилизатора поперечной устойчивости переднее левое колесо на машине RB6 постоянно блокировалось, что помешало Феттелю в финальном сегменте. В результате он стал лишь третьим, тогда как Уэббер выиграл третий поул подряд и даже в этом плане перехватил инициативу в противостоянии с напарником — 4:3.

В первой половине гонки Себ увяз в борьбе с Льюисом Хэмилтоном за вторую позицию — дважды они сошлись колесо в колесо. Возможно, именно это сражение вывело немца из равновесия, ведь лидировавший Уэббер все это время находился в пределах видимости. Вдобавок команда сообщила о надвигающемся на трассу дожде. Так что, когда на 40-м круге появилась возможность атаковать напарника, Себ без раздумий пошел на обгон на обратной прямой перед 12-м поворотом.

Кто был прав, а кто виноват в дальнейших событиях, сказать сложно даже спустя семь лет. Австралиец мог бы оставить больше места, а немец — подождать со смещением вправо. Никто не захотел уступать — и произошло столкновение, завершившееся сходом Феттеля и отбросившее Уэббера на третью позицию. А через девять кругов в этом же месте сошлись в борьбе за победу партнеры по McLaren Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон, которые показали, как надо сражаться, чтобы принести команде победный дубль, а не работу по ремонту машин.

Ни Феттель, ни Уэббер публично вину не признали. Немец и вовсе довольно философски подошел к инциденту. «Никогда не знаешь заранее, что произойдет, — сказал он спустя пару дней после аварии. — Ты делаешь то, что считаешь правильным в конкретный момент. В следующий раз я поступил бы точно так же, вне зависимости от результата, поскольку считал бы, что поступаю верно. Главное — уметь делать выводы».

Масла в огонь подлил тот факт, что незадолго до столкновения Марк по указанию гоночного инженера перевел двигатель в щадящий режим, а Себастьян, вроде как сэкономивший больше топлива, ехал с оптимальными оборотами мотора. Так что вдобавок к столкновению появились еще и дискуссии о скрытой командной тактике.

В конечном итоге в Red Bull Racing назвали произошедшее гоночным инцидентом, а также заверили, что у пилотов равный статус и они вольны бороться между собой. Точкой в этой истории стало продление контракта с Уэббером, о котором было объявлено через неделю после Гран При Турции. Но начало внутрикомандному конфликту было положено…

Краш-малыш

Гонка в Спа в том же году стала одной из самых худших для Себастьяна Феттеля за десять лет карьеры в Формуле-1. Касается это как непосредственно самого выступления, так и позиции на финише. Если не брать в расчет два первых сезона немца в слабой команде Toro Rosso, то его худшим результатом стало 15-е место как раз на Гран При Бельгии 2010 года. 

Вскоре после старта Себастьян вышел на третье место и прессинговал Дженсона Баттона. На 17-м круге он получил возможность атаковать, но наехал на кочку перед поворотом «Автобусная остановка», потерял управление и уткнулся носовым обтекателем в боковой понтон машины действующего чемпиона мира. Итог: сход Баттона, замена переднего антикрыла и штрафной проезд по пит-лейну для немца. А в дальнейшем он еще и умудрился сцепиться с гонщиком Force India Витантонио Льюцци, пробив себе заднее левое колесо. 

После финиша руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш назвал Феттеля Crash Kid («Краш-малыш»). Но это прозвище не прижилось, так как критика возымела действие — и в оставшейся части сезона 23-летний немец больше не допускал таких ошибок. Тем не менее в своей правоте он, как и после Турции, не сомневался. «Если есть возможность для обгона, надо этим пользоваться, — скажет Феттель через несколько лет. — Не считаю это серьезной ошибкой, ведь на меня тоже наседали соперники. Но, конечно, я сожалею, что все закончилось аварией». 

Чайник на гоночной трассе

Иногда Себастьян Феттель находил проблемы даже там, где их, казалось бы, не может быть по определению. Один из лучших примеров — Малайзия-2012.

Несмотря на сложные погодные условия, на тот момент еще двукратный чемпион мира проводил спокойную гонку. Пусть он шел лишь четвертым и проигрывал ближайшему сопернику Льюису Хэмилтону несколько секунд, но десять очков были фактически в кармане. Однако — надо же было такому случиться! — незадолго до финиша Себастьян не поделил трассу с круговым Нараином Картикеяном из команды HRT. Пропуская гонщика Red Bull, «самый быстрый индус в мире» проколол передним крылом заднее левое колесо на машине немца. После вынужденного пит-стопа Феттель финишировал лишь одиннадцатым.

«На обычных дорогах часто встречаются идиоты. Похоже, в Формуле-1 тоже есть один такой», — заявил разгневанный Себастьян, который в интервью немецкому телеканалу назвал Картикеяна огурцом («чайник» по-нашему).

Нараина такие слова очень задели, как и средний палец гонщика Red Bull сразу после инцидента. Несмотря на 20-секундный штраф за эту аварию, Картикеян сетовал на нелегкую долю кругового и назвал поведение Феттеля непрофессиональным: «Нельзя называть гонщика идиотом только из-за того, что у него более медленная машина».

Многие болельщики и эксперты встали на сторону индуса, а некоторые гонщики, как Нико Хюлькенберг, Пол ди Реста и Дэвид Култхард, даже возложили на Себастьяна часть ответственности. В конце концов, Феттелю стоило соблюдать бдительность при обгоне «огурца», ведь ранее в этой гонке его жертвой стал Дженсон Баттон. «Если бы Себастьян оставил при обгоне чуть больше места, то ничего бы не случилось», — пожурил тогда земляка немецкий ветеран Ханс-Йоахим Штук.

Торпедная атака

Набив шишки и собрав уйму критики, Феттель как будто повзрослел: после сезона-2012 количество инцидентов с его участием сократилось до нуля. Да, были ошибки и постоянные жалобы на круговых, но за последующие три года не было зафиксировано ни одного столкновения с его участием. Скажу больше: вплоть до вылета на Гран При Мексики 2015 года Себ ни разу не сошел с дистанции по своей вине! Но в следующем году внутренние демоны Феттеля вернулись…

На новый сезон в Ferrari ставили самую амбициозную задачу — побороться с Мерседесом за чемпионство. Но вскоре стало понятно, что итальянская команда по-прежнему на шаг позади и ни о каких претензиях на титул не может быть и речи. Что было на душе у Феттеля, знает только он сам, но складывалось впечатление, будто немец постоянно пытался прыгнуть выше головы.

Двойное столкновение с Даниилом Квятом в Сочи, сломанное переднее крыло на старте в Монреале, столкновение с напарником Кими Райкконеном и Максом Ферстаппеном в Спа, инцидент с Нико Росбергом в Малайзии и контакт с Нико Хюлькенбергом на первых метрах дистанции в Остине — чего здесь только не было…

Однако самый интересный и спорный момент произошел в начале сезона в Шанхае. В первом повороте стартовавший третьим Феттель внезапно обнаружил на внутренней траектории «выстрелившего» с шестого места на решетке Даниила Квята. Чтобы избежать столкновения, гонщик Ferrari резко сместился влево, но там, как назло, оказался Райкконен. В результате больше всего пострадал именно финн, потерявший время на замене переднего обтекателя, тогда как его напарник и Квят продолжили гонку, финишировав на подиуме.

Брать на себя вину за столкновение с товарищем по команде четырехкратный чемпион мира не собирался, поэтому в комнате перед церемонией награждения предъявил претензии российскому гонщику.


 

Феттель: Хочу спросить у тебя: что произошло на старте? Если бы я не повернул влево, то ты бы врезался в нас, и мы втроем сошли бы…

Квят: Ну…

Феттель: Никаких ну: ты пролетел, как торпеда!

Квят: Ну, это гонки!

Феттель: Это гонки, но, если бы я остался на траектории, мы бы столкнулись…

Квят: Так не остался же…

Феттель: Да, но слева была другая машина.

Квят: Эй, я не мог видеть три машины. У меня только два глаза, я видел только две машины.

Феттель: Мы могли столкнуться…

Квят: Но не столкнулись же.

Феттель: Это ты не столкнулся. Да, это гонки, но, когда ты так бешено атакуешь, нужно учитывать риск. Тебе повезло, но пострадал Кими.

Квят: Я на подиуме, ты на подиуме. Так что все нормально.

Не признавая ошибок

«Однажды я спросил Михаэля Шумахера, был ли он в чем-нибудь неправ в своей жизни, — вспоминал как-то Дэвид Култхард. — Он ответил: «Насколько я могу вспомнить, ни в чем».

Это описание точь-в-точь подходит Феттелю, который имеет со своим легендарным соотечественником гораздо больше общего, чем одно только стремление добиться успеха с Ferrari. Себ так же может извиниться и выразить сожаление, но признать факт собственной неправоты в борьбе на трассе, — ни за что! Для него это проявление слабости.

Кроме гонок в Стамбуле и Спа есть еще один хороший пример — Гран При Малайзии 2013 года, когда Феттель проигнорировал указание команды сохранять позиции и атаковал Уэббера в сражении за победу. Да, после масштабного скандала он признал, что поступил нехорошо и извинился, но при этом открыто дал понять, что в подобной ситуации поступил бы так еще раз!

Отсюда и схожести в происшествиях. Сравните инциденты в Турции-2010 и Сингапуре-2017: в обоих случаях причиной коллизии стало смещение в сторону соперника, попытка форсировать события. Хотя, казалось бы, урока семилетней давности должно было быть достаточно.

Что уж говорить про столкновение с Лэнсом Строллом после финиша Гран При Малайзии! Можно, конечно, винить во всем канадского новичка, но ведь Феттель сам сместился влево слишком рано — так же, как и пятью годами ранее в случае с Картикеяном! «У меня такое ощущение, что иногда Себастьян просто забывает про габариты задней части своей машины», — считает Марк Уэббер.

Несомненно, Феттель — один из лучших гонщиков современности, да и вообще во всей истории Формулы-1. Он не король аварий — такое звание просто несовместимо со статусом четырехкратного чемпиона мира. Но пора бы немцу уже начать учиться на собственных ошибках и перестать наступать на одни и те же грабли. Взять инцидент с Хэмилтоном перед рестартом в Баку-2017: Себ должен был помнить резкое торможение британца в Фудзи, но все равно держался на минимальной дистанции и уткнулся в машину соперника, а затем еще и решил «пободаться»…

Рекомендованные статьи