С трека на спецучасток, или Чего добились известные кольцевики в ралли и на Дакаре?

С трека на спецучасток, или Чего добились известные кольцевики в ралли и на Дакаре?
Автоспорт | 15 января 2019
Фото: eurosport.com | ewrc-results.com | Red Bull | команды-участницы

Последние недели в СМИ активно обсуждается возможный дебют двукратного чемпиона мира Формулы-1 Фернандо Алонсо в ралли-марафоне Дакар. Окружение испанца не отрицает его интереса к сложнейшей гонке, подтверждая планы по тестам в составе заводской команды Toyota. С одной стороны, дебют Фернандо выглядит авантюрой, учитывая, что у него нет никакого опыта выступлений на бездорожье. Но в то же время история автоспорта знает примеры, когда кольцевики переквалифицировались в раллистов и даже добивались успеха. Семь самых любопытных из них — перед вами

Анри Пескароло

Имя Анри Пескароло в мире автоспорта ассоциируется в первую очередь с кольцевым марафоном «24 часа Ле-Мана». Шутка ли, француз 33 раза выходил на старт легендарной гонки, четырежды побеждал в абсолютном зачете и еще шесть раз — в своем классе!

Пробовал Пескароло свои силы и в Формуле-1: на рубеже 60-х и 70-х француз стартовал в 57 Гран При, но ничего особо не добился, за исключением третьего места в Монако-1970. Однако еще неоднозначнее сложились его отношения с Дакаром. Будучи уже трехкратным победителем «24 часов Ле-Мана», Анри фактически стал первопроходцем среди кольцевиков, отважившихся на безумное приключение по бескрайним просторам Африки. Его боевой дебют в 1985-м мог закончиться очень успешно: в последний день Пескароло шел четвертым, но, увы, за каких-то 40 километров до финиша его Range Rover сломался! Такое же тотальное невезение преследовало мастера гонок на выносливость в Дакаре и в дальнейшем. В 1986-м Анри проехал лишь несколько километров, в 1988-м и 1989-м получил десятичасовые штрафы, а в 1990-м, 1998-м и 2006-м техника снова подвела его в заключительной части ралли-марафона.

Да, в 18 из 33 своих гонок в Ле-Мане Пескароло тоже не добрался до финиша. Но если на кольце Сартэ француз в удачные для себя сезоны поднимался на подиум, то на Дакаре его лучшим достижением стало лишь девятое место в общей классификации и первое среди частников в ралли-марафоне 2001 года, который Анри провел на внедорожнике Nissan Patrol.

Жаки Икс

Это сейчас участие действующего или бывшего гонщика Больших Призов в южноамериканском Дакаре — большая редкость. Но в 80-е и 90-е авантюристов среди формулистов хватало! Йохен Масс, Жан-Пьер Жарье, Жан-Пьер Жабуй, Клей Регаццони, Филипп Альо, Патрик Тамбэ, Жак Лаффит, Ян Ламмерс, Юкио Катаяма — все эти пилоты Ф1 выходили на старт главного ралли-марафона планеты, который тогда проводился на Черном континенте. Но успеха как на трассах Королевских гонок, так и на бездорожье добился лишь один — Жаки Икс. Да, француз Жан-Луи Шлессер дважды побеждал на Дакаре (причем за рулем багги собственной конструкции), но в Формуле-1 будущий Лис пустыни не запомнился ничем, кроме того, что в Монце-1988, отставая на круг, выбил из борьбы лидировавшего Айртона Сенну. Тогда как Икс все-таки выиграл восемь Гран При и дважды, в 1969-м и 1970-м, становился вице-чемпионом мира. Вдобавок бельгиец шесть раз был сильнейшим в «24 часах Ле-Мана», которые он впервые покорил с третьей попытки.

Интересно, что с третьего раза (после схода в дебюте в 1981-м и пятого места в 1982-м) Икс выиграл и Дакар. Та гонка, проходившая по маршруту Париж — Алжир — Дакар, была одной из самых экстремальных за всю историю: к десятому из 15 этапов в категории автомобилей осталось лишь 64 экипажа из 213 стартовавших. Но ни рекордно длинный маршрут в 12 тысяч километров без единого дня отдыха, ни песчаная буря в пустыне, после которой четыре десятка участников искали несколько дней, не сбили Икса с пути к первой победе для гонщиков Формулы-1 на Дакаре. Бельгиец на внедорожнике Mercedes Geländewagen ехал как по рельсам и не оставил шансов своему главному оппоненту, Андре Троссату, который пилотировал… Ниву. В 1987-м, 1988-м и 1990-м Икс сам провел Дакар на советской машине, адаптированной к марафонам французскими специалистами из компании Lada Poch. Но ни на Ниве, ни на автомобилях марок Porsche, Peugeot, Citroen, Toyota и Mitsubishi за следующие 11 Дакаров Жаки так и не удалось еще раз завоевать «Золотого бедуина». В 1986-м и 1989-м Икс становился серебряным призером ралли-марафона, но, видимо, всю удачу для победы он исчерпал на том сложнейшем Дакаре-1983. Тем не менее до сих пор Жаки остается единственным пилотом, выигрывавшим в гонках Формулы-1, «24 часах Ле-Мана» и на Дакаре. Чем не ориентир для Фернандо Алонсо?

Валентино Росси

Казалось бы, что общего может быть у легенды шоссейно-кольцевых мотогонок с ралли? Однако с 2003 года девятикратный чемпион мира Валентино Росси, кумиром которого в юности был Колин Макрей, выступал в ралли-шоу в Монце и в 2018-м одержал там рекордную, седьмую по счету победу. Да, это в большей степени покатушки на автодроме в честь закрытия гоночного сезона, нежели серьезное соревнование. Но есть у Доктора и настоящий опыт выступлений в ралли, причем на топовом уровне.

Еще в 2002-м, на заре своей славы в MotoGP, Вале дебютировал на мировом ралли Уэльс. Первый блин вышел комом: уже на первых километрах итальянец вылетел с трассы и разбил Peugeot 206 WRC. Но горький опыт не остановил Валентино: спустя четыре года, на ралли Новая Зеландия — 2006, он сел за руль седана Subaru Impreza WRC. В этот раз Росси избежал серьезных проблем и финишировал одиннадцатым. Отставание от победителя, Маркуса Гронхольма, составило солидные 20 минут. Но уже в своем третьем выходе в свет в WRC, состоявшемся в Уэльсе-2008, Росси проиграл гораздо меньше: итальянец, показав 12-й результат, финишировал в 13 минутах от триумфатора гонки Себастьена Лёба.

Правда, дальнейшего развития карьера Доктора в ралли не получила. Слухи о его старте в Уэльсе-2009 и Мексике-2010 так и остались слухами, как и не реализовались намерения Вале попробовать силы на асфальте Корсики. Но Росси окончательно не закрывает двери в мир ралли и допускает, что вернется в WRC после ухода из MotoGP, где итальянец продолжает гоняться и учить молодежь уму-разуму, несмотря на свои 39 лет.

Иван Мюллер

Имя Ивана Мюллера в первую очередь связано с мировым Турингом, где француз за 13 лет карьеры поставил рекорды по числу чемпионских титулов (4), побед (48) и поулов (29). Но одними кольцевыми гонками он не ограничивается. Рекордные десять раз французский Иван становился чемпионом в зимней ледовой серии Trophee Andros. Кроме того, на счету Мюллера есть несколько стартов на мировом ралли Корсика, последний из которых датирован 2012 годом, когда он за рулем частной Mini финишировал двенадцатым.

А еще Иван дважды выходил на старт Дакара, причем как оригинального, африканского, так и южноамериканского. Его дебют в 2007-м, ставшим последним для ралли-марафона на Черном континенте, получился непростым, несмотря на работу с опытнейшим штурманом Рене Метжем. Уже на третий день экипаж, шедший 12-м, попал в аварию и потерял 46 минут. Еще примерно столько же времени было потеряно на следующем этапе из-за помощи застрявшему напарнику по команде. Дальше — больше: проколы колес, поломка привода, проблемы со спиной у штурмана на 13-й день соревнования… Одним словом, все, что могло случиться, случилось! И то, что Мюллер вообще добрался до финиша у Розового озера в Сенегале (пусть и на 22-м месте с отставанием 13,5 часа от победителя), было само по себе достижением. При этом на отдельных спецучастках, когда все шло нормально, Иван оказывался в шаге от первой десятки.

Через два года, когда ралли-марафон переехал в Южную Америку, Мюллер попробовал свои силы еще раз. Это была самая настоящая авантюра: француз решил преодолеть 9000 километров в одиночку на багги! «Мне приходилось читать дорожную книгу и ориентироваться по GPS, при этом я постоянно ехал в пыли, которая летела в кабину. В общем, было непросто. Но это был интересный вызов», — рассказывал в дальнейшем Иван.

Правда, экстрим ограничился пятью этапами и закончился тем, что застрявший в дюнах багги Мюллера на скорости 80 км/ч протаранил грузовик. Сам Иван отделался испугом, но приключение для него было закончено, поскольку машина после удара сгорела дотла. Больше на Дакар легендарный пилот Туринга уже не вернулся…

Кими Райкконен

История Формулы-1 знает пару примеров, когда чемпионы мира садились за руль раллийного автомобиля. Грэм Хилл выходил на старт в Монте-Карло в 1964-м, Джим Кларк соревновался в Уэльсе два года спустя, а Айртон Сенна в 1986-м провел несколько тестов. Но регулярно, на полном расписании, выступал лишь один чемпион — Кими Райкконен.

Учитывая национальность Айсмена, в его повышенном интересе к ралли нет ничего удивительного. Еще до перерыва в формульной карьере, летом 2009-го, он дебютировал в чемпионате мира на домашнем ралли Финляндия. А в конце года, потеряв место в Ferrari, Кими уже с головой окунулся в мир WRC. Условия для дебюта были отличными: место в юниорской команде Citroen Racing, ориентир в виде перспективного напарника Себастьена Ожье, опытный штурман Кай Линдстрём, до того ассистировавший четырехкратному чемпиону мира Томми Мякинену. Но адаптация Кими к новой дисциплине получилась тяжелой и затяжной. Восемь раз в 22 стартах в WRC он сходил с дистанции из-за аварий, в том числе разбив машину на шейкдауне в Испании-2010 и на перегоне во Франции год спустя. Да, уже в своем пятом мировом ралли, в Турции, Райкконен финишировал пятым, а на асфальте в Германии в том же сезоне-2010 Айсмен выиграл зрительский спецучасток. Но на этом список достижений Кими заканчивается. За два года в высшей лиге чемпионата мира по ралли он набрал 59 очков (25 в 2010-м и 34 в 2011-м), завершив оба сезона на десятой строчке. Согласитесь, для столь именитого гонщика это очень слабый показатель.

Что пошло не так? Возможно, Кими просто слишком высоко замахнулся и сначала должен был набраться опыта в менее сложных соревнованиях, нежели WRC. Ведь даже в американской серии NASCAR весной 2011-го Райкконен дебютировал в третьей по рангу категории Truck Series, а не в главном дивизионе. Но в чемпионате мира по ралли он сразу подался в главный класс, где предсказуемо оказался в тени мировых звезд. Плюс ко всему одной из главных проблем стало то, что Кими не научился доверять штурману. Так что уход из WRC и возвращение в Формулу-1 в 2012-м были ожидаемы. «Я не жалею о переходе в WRC. Да, я ошибался, но это часть ралли. Я получил отличный опыт и не стал бы ничего менять», — сказал Райкконен несколько лет назад.

Роберт Кубица

Карьера Роберта Кубицы в ралли, безусловно, всегда будет в первую очередь ассоциироваться с его аварией на итальянском соревновании Ronde di Andora в феврале 2011-го. Но если отстраниться от этой нелепой случайности с рельсом безопасности и ее ужасных последствий и взглянуть на выступления польского гонщика в целом, то он был очень даже неплох! За полтора года до аварии Кубица провел десяток соревнований на национальном уровне — таких, как французские ралли дю-Вар (четвертый в 2010-м) и Антиб (третий в том же сезоне). Сам Роберт воспринимал участие в ралли как хорошую тренировку между гонками Формулы-1. Кто же знал, что это поставит под угрозу всю его гоночную карьеру и приведет к паузе в выступлениях в Гран При на долгие восемь лет?

Но вышло так, что именно с ралли Роберт начал свое возвращение в автоспорт в сентябре 2012-го, когда более-менее восстановился от травм. Свое первое же соревнование, асфальтовую гонку Ronde Gomitolo di Lana в Италии, Кубица выиграл за рулем седана Subaru Impreza WRC. Затем была еще пара побед на региональном уровне, а в 2013-м поляк перешел в чемпионат мира и с ходу уверенно завоевал титул в младшем зачете WRC 2, где он выступал за рулем специально адаптированного под Роберта хэтчбека Citroen DS3 RRC. Логично, что следующим шагом Кубицы стал переход в WRC. Увы, несмотря на всю подготовку и опыт, карьера Роберта в топовом классе чемпионата мира сложилась не лучше, чем у Кими Райкконена. Уже в своем дебюте на ралли Великобритании-2013 в составе заводской команды Citroen он дважды за два дня попал в аварию. И это не было случайностью, поскольку в таком стиле Роберт провел два своих полных сезона, выступая за коллектив M-Sport в 2014-м и пилотируя частную Фиесту WRC в 2015-м. Да, временами были проблески, о чем свидетельствуют 15 побед поляка на спецучастках. Но на всю дистанцию ралли Кубицы не хватало: ошибки и аварии сыпались одна за одной.

В 25 проведенных в топовом классе ралли гонщик из Кракова восемь раз сошел с дистанции — причем лишь однажды его сход был обусловлен техническими неполадками. В плане результатов тоже все было достаточно грустно: лишь шесть финишей в топ-10 и 43 очка — даже у Райкконена было 11 попаданий в десятку и 59 зачетных баллов. Да и до высшего достижения Кими в WRC Кубица тоже не дотянулся: его лучшим результатом стала шестая позиция на гравийном ралли Аргентина-2014. В конце концов, после очередного неудачного выступления на ралли Монте-Карло в начале 2016-го, Роберт распрощался с миром ралли и сосредоточился на возвращении в кольцевые гонки, к этому году достигнув своей главной цели — возобновления карьеры в Формуле-1.

Ромен Дюма

В современном автоспорте не так много гонщиков-универсалов, которые хороши в самых разных дисциплинах. В первую очередь на ум приходит, конечно, Стефан Сарразен: после одного Гран При в Формуле-1 в 1999-м француз переключился на ралли и гонки на выносливость, где с переменным успехом выступает и по сей день. Но есть среди наших современников еще один «многостаночник», который в силу отсутствия харизматичности не слишком известен широкой публике даже при всех своих регалиях. Речь о Ромене Дюма. Француз дважды выигрывал суточные гонки в Ле-Мане и Спа, четырежды был сильнейшим в «24 часах Нюрбургринга», а в 2016-м стал чемпионом WEC в составе экипажа Porsche. Но уроженец Алеса силен не только на кольце: четыре раза (в 2014-м, 2016-м, 2017-м и 2018-м) он побеждал в легендарной американской горной гонке Пайкс-Пик! Кроме того, Дюма временами заявлялся в качестве частника на этапы чемпионата мира по ралли, два года назад выиграл на Porsche серию R-GT, а на Корсике в 2013-м за рулем Фиесты WRC он даже забрался в топ-10.

Мало того — с 2015 по 2017 год Ромен выступал на Дакаре, пилотируя клиентскую машину Peugeot. Дебютный ралли-марафон завершился для него сходом из-за технических проблем, второй — финишем на 20-м месте, а третий — на восьмой позиции среди 58 классифицированных участников. Последние два издания Дакара Дюма пропустил, но, определенно, своего последнего слова в легендарном ралли-марафоне он еще не сказал…

Рекомендованные статьи