Гран При 70-летия: анализ Сергея Иванова
Давайте попробуем реконструировать рассуждения Кристиана Хорнера и его помощников, готовивших план победной гонки Макса Ферстаппена. Ведь Гран При, проигранный Мерседесом, — настоящая редкость в нынешнем сезоне, вряд ли это будет случаться часто. А раз так — победа Макса заслуживает того, чтобы присмотреться к ней внимательнее.
Во-первых, победить Mercedes за счет скорости невозможно. Во-вторых, применить шины Soft в гонке почти невозможно. Эффективность покрышек Medium (которые неделю назад на этой же трассе назывались Soft) на дистанции сомнительна. Возможность проехать дистанцию с одним пит-стопом тоже сомнительна (хотя некоторые пилоты в итоге попытались). Вот такие исходные условия — и теперь попробуйте-ка придумать стратегию!
На вашей стороне только то, что Mercedes сейчас относится к своей обувке немилосердно. Ушли те времена, когда серебристые автомобили настолько бережно обращались с шинами, что гонщики Тото Вольффа постоянно испытывали трудности с их прогревом. Разумеется, такое изменение не однозначно негативный фактор. Конструкторы постоянно ищут компромисс, пытаясь одновременно достичь высокой прижимной силы и низкого аэродинамического сопротивления, а то, насколько потом страдают шины, — дело десятое. Просто соперникам это обстоятельство надо учитывать, планируя почти невозможное — стратегию успешной борьбы с Мерседесами.
Итак, пит-стопов будет два. Логично сделать первый отрезок более коротким, ведь на старте шины работают в экстремальном режиме, а тяжелая машина потом добавляет свои дополнительные «очки износа». Повышение давления и уменьшение угла развала колес, которые специалисты Pirelli посчитали панацеей от внезапного разрушения своей продукции, от деградации поверхности покрышек вовсе не спасает. Раз первый отрезок короче, опять же логично поставить на старте шины Medium, чтобы побыстрее избавиться от них. А уже потом оставшуюся до финиша дистанцию поделим примерно пополам и воспользуемся двумя новенькими комплектами Hard. Нигде логика не нарушена?
Вот примерно так и проехали свою гонку оба пилота Мерседеса. Если бы так же логично спланировали действия Ферстаппена стратеги Red Bull, он бы, скорее всего, финишировал третьим. Возвращаемся к первому изначальному условию — за счет чистой скорости победить Mercedes невозможно! Поэтому логику пит-стопов надо безжалостно нарушать. Начинать действовать вопреки логике в воскресенье будет уже поздно — парадоксальный план надо составить еще перед квалификацией и начать осуществлять уже в субботу.
Ферстаппен рискнул во втором квалификационном заезде побороться за выход в финал на жестких покрышках. Риск, между прочим, был вполне конкретный: Макс чуть не пролетел мимо решающего заезда, показав лишь девятое время. При этом у него была всего лишь одна попытка — крепкие нервы у Хорнера и его подчиненных! Феттелю, скажем, даже Soft не помог попасть в финал.
В целом квалификация Ферстаппену не очень удалась: в финале он уступил не только обоим Мерседесам, но и «возвращенцу» Нико Хюлькенбергу. Впрочем, умение хорошо стартовать — один из наиболее тонких инструментов в гоночном арсенале пилота. Настройка тут за отсутствием практики быстро сбивается, и ожидать хорошего старта от временно ангажированного в Racing Point немца было наивно.