Уйти нельзя остаться: покинет ли Себастьян Феттель Формулу-1 в конце 2019 года?
Как быстро летит время! Казалось бы, еще совсем недавно 21-летняя восходящая звезда Формулы-1 Себастьян Феттель мчался к сенсационной победе за рулем машины Toro Rosso в Монце-2008. А теперь немец — четырехкратный чемпион мира, и журналисты уже отправляют его на пенсию. По слухам, сезон-2019 может стать для Феттеля последним в карьере…
Откуда взялись слухи?
Лето — традиционная пора для разговоров о составах команд на следующий год. За нереалистичные домыслы и пересуды этот период иностранцы называют «глупым сезоном». Но внезапные слухи о том, что Себастьян Феттель готов завершить гоночную карьеру, не такие уж надуманные. По крайней мере, ветеран британской автоспортивной журналистики Джо Сейвард точно не из тех, кто стал бы распространять безосновательную информацию. Этот человек посещает каждый Гран При с 1988 года, является в паддоке одним из наиболее уважаемых представителей СМИ и лично знаком с боссами команд и пилотами. Поэтому нет причин не верить ему.
«Этот шокирующий слух распространился по паддоку в Монако. После четырех титулов с Red Bull Себ годами пытался добиться успеха с Ferrari, но допустил ряд ошибок и сейчас находится под прессингом со стороны юного и перспективного напарника Шарля Леклера, — написал Сейвард в своем информационном бюллетене Joe Saward's Business of Motorsport. — Феттель может уйти примерно по той же причине, что и Нико Росберг, который после победы в чемпионате 2016 года понял, что не достигнет вершины еще раз».
Сам четырехкратный чемпион мира эту информацию поспешил опровергнуть. «Я не собираюсь уходить. Мне по-прежнему интересно гоняться в Формуле-1, и у меня остаются незаконченные дела в Ferrari», — прокомментировал Феттель. Но дыма без огня не бывает…
В других командах Феттеля не ждут
Альтернативы Ferrari у немецкого гонщика в обозримом будущем не предвидится. Mercedes — территория другого многократного чемпиона мира, Льюиса Хэмилтона, как минимум до 2021 года. При этом высока вероятность, что англичанин продлит контракт. Да и прагматичный руководитель команды Тото Вольфф едва ли решится посадить двух львов в одну клетку. К тому же тут возникнет вопрос бюджета: Хэмилтон зарабатывает примерно 57 миллионов долларов в год, а Феттель — 45. Сотня миллионов на пилотов чересчур много даже при бюджете коллектива полмиллиарда долларов. А согласится ли немец на уступки — это еще большой вопрос.
С другой топ-командой, Red Bull Racing, Феттель остался в хороших отношениях после ухода в конце 2014-го. В паддоке его нередко можно увидеть в компании руководителя коллектива Кристиана Хорнера, спортивного консультанта Хельмута Марко и технического директора Эдриана Ньюи. Но возвращаться в Милтон-Кинс немцу бессмысленно: у Красных быков теперь новая звезда по имени Макс Ферстаппен. К тому же с Red Bull немец выиграл все, что только можно, — 39 гонок и четыре чемпионских титула. По сути, это пройденный этап.
В команды рангом ниже, как Renault или McLaren, четырехкратный чемпион мира, естественно, не пойдет. Так что вариантов у Феттеля остается только два: продолжение карьеры в Скудерии или прощание с Формулой-1.
Почему у Себа ничего не получается в Ferrari?
Себастьян Феттель никогда не скрывал, что пришел в Ferrari в 2015-м в надежде повторить подвиг своего легендарного соотечественника и кумира детства Михаэля Шумахера. «Я хочу повторить его достижение — выиграть чемпионат вместе с Ferrari», — неоднократно заявлял Себ. Но пока стать новым чемпионом Скудерии у него никак не получается. И не факт, что получится.
Да, Шумахер тоже не сразу стал чемпионом — на это потребовалось пять лет. За четыре первых сезона Михаэль выиграл 16 гонок, тогда как у Феттеля сейчас 13 побед за рулем машины из Маранелло. Соперники тоже были на голову сильнее Ferrari в техническом плане, как и Mercedes сейчас. На отдельных этапах Williams в 1996-м и 1997-м и McLaren в 1998-м и 1999-м привозили красным по секунде в квалификации и по полминуты на финише! Но уже тогда Ferrari была лучшей командой в пелотоне. Даже без быстрейшей машины, но с грамотным руководством Жана Тодта, гениальными тактическими схемами Росса Брауна и безупречным пилотажем Михаэля Шумахера Скудерия стала грозным конкурентом для главных фаворитов чемпионата.
Нынешняя Ferrari — полная противоположность Скудерии эры Шумахера. Команда скорее разобрана, чем собрана: технический директор Маттиа Бинотто сместил руководителя Маурицио Арривабене и теперь пытается усидеть на двух стульях, а штаб красных регулярно допускает тактические просчеты — как с Леклером на квалификации в Монако. Сам же Феттель нервничает и оттого очень часто ошибается и попадает в аварии, из-за чего только в прошлом сезоне немец недосчитался порядка 90 очков. Тягаться с непобедимым Мерседесом в этих условиях нереально.
Частично в нынешней обстановке в команде виноват сам Себ: у него не оказалось таких организаторских способностей и влияния, как у Шумахера. Кто перешел вслед за ним в Ferrari? Никто. «Прийдя в Ferrari, Михаэль активно занимался привлечением в команду знакомых ему людей, которым симпатизировал и мог доверять. Кто знает, достигла бы Скудерия таких успехов, если бы там осталось все как есть», — вспоминает Росс Браун. И уж точно Михаэль на месте Себа не допустил бы прихода в команду молодого амбициозного гонщика, который поставил бы под угрозу его лидерство.
Феттель — неглупый парень и понимает это все, поэтому он вполне может потерять веру в себя и разочароваться в попытке стать новым Красным бароном.
Семейный фактор
Свою личную жизнь Себастьян Феттель держит за семью печатями. Неизвестно даже, женился он на своей школьной подруге Ханне Пратер или по-прежнему живет с ней в гражданском браке. Известно только, что у них две дочки — четырех и пяти лет. Но никто в паддоке даже не знает, как их зовут! Отчасти связано это с тем, что Себастьян никогда не берет семью на гонки. «Так лучше, я не хочу отвлекаться и переживать, где они сейчас», — объяснял в свое время немецкий гонщик.
Понятно, что с таким разделением профессиональной и личной жизни Феттелю очень тяжело разрываться на две фронта. И напряженный рабочий график — 21 гонка в год, тесты, работа на базе, различные спонсорские мероприятия и постоянные перелеты — дается ему тяжелее, чем, скажем, Кими Райкконену, жена и дети которого регулярно приезжают на Гран При.
«Мне кажется, что Феттелю надо не так много, чтобы завершить карьеру. У него счастливая семейная жизнь, и он не хочет, чтобы Формула-1 вывела ее из равновесия», — заявил не так давно бывший босс Ф1 Берни Экклстоун, который находится в дружеских отношениях с Себом.
Другими словами, если Феттелю придется выбирать между гонками и семьей, то он выберет семью. «Отели, постоянные перелеты — все это ненастоящая жизнь. Для меня куда естественнее встреча с друзьями», — сказал Себ еще в начале своей карьеры в Формуле-1.
Уйдет, но позже?
У немецкого гонщика, как видим, есть сразу три причины для ухода. И контракт с командой до конца 2020-го не станет проблемой. Ушел ведь Себ досрочно из Red Bull, а Фернандо Алонсо — из Ferrari.
С другой стороны, это был бы очень странный шаг для четырехкратного чемпиона мира. В июле Себу исполнится 32 года — и у него в запасе еще пять—шесть лет, если брать в расчет возрастной предел конкурентоспособности гонщика Формулы-1. Да, Нико Росберг повесил шлем на гвоздь в 31 год, а Мика Хаккинен — в 32. Но немцу хватило одного чемпионского титула, а финн к тому времени утратил всякую мотивацию и устал от Формулы-1. У Феттеля таких оправданий не будет: сейчас самый неподходящий момент для завершения карьеры, как бы ни было тяжело в Ferrari. А ведь в 2021-м в действие вступят новые спортивные и технические правила, которые могут дать шанс ему и команде. Поэтому уйти сейчас — это значит опустить руки и расписаться в собственной слабости…