Своими глазами: награждение мировых звезд автоспорта в Петербурге

Фото: организаторы

Обычно в случае таких событий принято говорить: «Это большая честь для нас». И в этом смысле неделя Генеральной ассамблеи и церемонии награждения Международной автомобильной федерации в Санкт-Петербурге действительно была большой честью. Когда еще можно будет сказать, что одновременно в России находились все чемпионы самых важных мировых гоночных первенств! Да, это шаблон. Но крутизны самого факта он никак не отменяет.

Для меня же главным в церемонии награждения, которая прошла вечером 7 декабря в Санкт-Петербургской филармонии, стало чествование на ней российских спортсменов. В этом году сразу трое — раллийный дуэт Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова и дрифтер Георгий Чивчян — завоевали награды FIA высшего достоинства. Кроме того, на церемонии присутствовал теперь уже экс-пилот F1 Сергей Сироткин, а также Роберт Шварцман, признанный новичком года в европейской Формуле-3.

Получив пятый по счету чемпионский кубок, Льюис Хэмилтон поблагодарил невидимых героев, работающих в команде Mercedes, и намекнул, что не собирается останавливаться на достигнутом

Жаль, что у российских болельщиков не было возможности встретиться с иностранными кумирами: большинство из них прилетело в Северную столицу всего на несколько часов. Зато возможность удовлетворить любопытство в отношении отечественных героев была. В четверг днем на Дворцовой площади можно было встретить тех же Шварцмана и Чивчяна, а заодно посмотреть на чемпионские машины — формульный болид Mercedes AMG F1 W09 и раллийный хэтчбек Toyota Yaris WRC. А вот Сергей Сироткин ограничился неофициальной встречей с болельщиками, на которой наговорил столько колкостей в адрес других людей, что любительское видео об этой встрече провисело в Сети не больше суток.

Чемпионы мира по ралли: Томми Мякинен (представитель команды-победителя Toyota) и дуэт Себастьена Ожье и Жюльена Инграссиа

Большая же часть болельщиков собралась вечером у здания филармонии. Ждать своих кумиров пришлось до самого конца: курящих гонщиков сейчас немного, хотя они все же есть. Так, к примеру, вышедший на улицу подымить чемпион «электрической» Формулы-Е Жан-Эрик Вернь проигнорировал просьбу фанатов о селфи и удостоился от собравшихся пары крепких выражений. В самой же филармонии все было чинно и протокольно: гонщики группировались за кулисами и по очереди выходили на сцену получать свои кубки.

Любопытно, что красноярский дрифтер Георгий Чивчян награждался вместе с представителями «кольцевых» дисциплин. Напомню, что чемпион отечественной серии RDS в этом году не только во второй раз победил в российском турнире, но и выиграл Межконтинентальный Кубок FIA по дрифту, что проходил в японской Одайбе. Несмотря на это, Чивчян не собирается покидать родные трассы: «Я постоянно слежу за событиями в основных чемпионатах по дрифту. Но мне кажется, что развиваться дальше — а мне хочется именно этого — можно и в России. У нас лучшие трассы, отличные соперники и сильный чемпионат. Так что золото в RDS и победа в Японии не означают, что мне пора куда-то переходить».

Российский дрифтер Георгий Чивчян (третий слева) попал в компанию к представителям кольцевых гонок

У чемпионов Европы по ралли Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова гоночная программа на сезон-2019 до конца еще не сформирована. Пока известны лишь ближайшие планы экипажа фордовской Фиесты R5 — выступить на ралли Алуксне в Латвии, после чего второй раз отправиться на шведский этап чемпионата мира. А вот программа остальных российских гонщиков, присутствовавших на церемонии награждения, по большому счету понятна. Роберт Шварцман проведет еще один сезон в юниорских формулах, а Сергей Сироткин, скорее всего, дебютирует за рулем прототипа BR1 российской команды SMP Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC.

Победители региональных чемпионатов FIA по ралли. Алексей Лукьянюк — первый справа, Алексей Арнаутов — второй слева

Главной звездой награждения стал бронзовый призер Формулы-1 Кими Райкконен: цитаты и видео с отлично повеселившимся финном мгновенно разобрали в интернете на мемы. А еще Айсмен сорвал самые громкие аплодисменты, когда пришла его очередь выходить на сцену. Меньше же всего поддержки досталось бедолагам из сертифицированного FIA чемпионата по компьютерным гонкам Гран Туризмо.

С переходом в команду Sauber шансы Кими Райкконена вновь приехать на церемонию награждения FIA резко уменьшились. Но в России финн отлично провел вечер в компании с отпустившим усы Себастьяном Феттелем

Также стоит отметить кулуарные разговоры Петтера Сольберга и Алексея Лукьянюка, в которых норвежский чемпион мира по ралли и ралли-кроссу признавался в любви к сумасшедшему стилю езды Лукаса. Да и легендарный финн Ари Ватанен, не веривший в победу россиянина в чемпионате Европы, тоже по-доброму признал свою неправоту. В этом смысле, несмотря на всю протокольность мероприятия и корпоративность мира заводских пилотов, человеческие ценности гоночного братства остаются неизменными — даже когда все пилоты облачены в безупречные смокинги.

Чемпионы мира по ралли-кроссу: Пернилла Сольберг (представитель коллектива PSRX Volkswagen Sweden) и Юхан Кристофферсон

Церемония закончилась к полуночи, и болельщики наконец-то дождались своих героев. Кими Райкконен сходил «в народ», раздав автографы и вспомнив пару русских слов: в свое время в жизни самого некорпоративного гонщика Формулы-1 были и собственные Жигули, и зимний картинг на российских трассах. А вслед за финном зал филармонии покидали и остальные чемпионы 2018 года: в гостях, как известно, хорошо, а дома — лучше.

Конечно, ни Генеральная ассамблея FIA, ни церемония награждения мировых чемпионов не сделают жизнь российских гонщиков проще. Искать бюджет для выступлений им будет так же нелегко, как и до этого. Однако звездный вечер в питерской филармонии дал нам отличный повод заглянуть в будущее.

Все три чемпиона мира по картингу: итальянец Лоренцо Травизанутто (класс OK Junior), француз Виктор Бернье (OK) и чех Патрик Гайек (KZ)

Мировой автоспорт стоит на пороге серьезных перемен. Формула-Е отказывается от пит-стопов с заменой машины: мощности батарей теперь хватает на всю дистанцию гонки. С 2021 года на электротягу переходит чемпионат мира по ралли-кроссу, а Volkswagen объявил, что не планирует дальнейшее развитие двигателей внутреннего сгорания. И хотя в кулуарах говорят о том, что это движение опережает свое время, электричество, безусловно, все больше будет вмешиваться в привычное развитие гоночного мира. Хотя так же мало сомнений в том, что Россия будет не в авангарде электрогонок.

У нас же, несмотря на все экономические трудности, автоспорт все-таки понемногу движется вперед. По ходу своего визита в Россию президент FIA Жан Тодт посетил строительство нового автодрома «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом. Ну а в Ростове-на-Дону собираются соорудить Evolution Race Park — еще один комплекс трасс серьезного уровня. Глядишь, лет через двадцать, когда церемония награждения FIA вновь вернется в Россию, уже гранды из мира автоспорта будут говорить, что это большая честь для них — получать награды в стране настоящих гоночных ценностей. Эх, мечты, мечты...

Рекомендованные статьи