«Молодежки» шагают по планете: в этом году стартует еще четыре чемпионата в классе Формула-4
В последние выходные апреля вместе с российским Гран-При Формулы-1 в Сочи стартовал наш чемпионат в классе Формула-4: серия SMP F4 объединяет несколько стран североевропейской зоны NEZ — Россию, Финляндию, Швецию и Голландию.
На сегодняшний момент в серии выступает два десятка гонщиков: половина — россияне, а остальные — из Финляндии, Нидерландов, Испании и даже с Кипра. Широкое присутствие молодых российских спортсменов стало возможно благодаря поддержке программы SMP Racing, возмещающей нашим пилотам значительную часть затрат. Но поддержка идет дальше простого финансирования — недавно в Сочи была открыта Академия SMP Racing, в которой с юными пилотами занимаются физподготовкой, проводят гоночные тренировки и разбор телеметрии. Предусмотрены весомые призы: победитель чемпионата получит место в одной из национальных серий в классе Формула-3, а лучшему новичку возместят 100 тысяч евро в случае выступлений в сериях SMP F4 , испанской Формуле-4 или одном из национальных чемпионатов в классе Формула-3.
SMP F4 — Североевропейская зона
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 7
Тренировки: 2 по 40 минут
Квалификации: 2 по 15 минут
Гонок за уик-энд: 3 — по 25, 18 и 25 минут
География: Россия, Финляндия, Швеция, Нидерланды
В апреле состоялись первые этапы и в других европейских молодежных сериях: итальянской, французской, немецкой и английской Формуле-4.
Участие в гонках Формулы-4 по правилам FIA разрешено уже с 15 лет. А одна из главных особенностей машин — это суровые ограничения на стоимость большинства деталей. Контакты и аварии в молодежных чемпионатах — обычное дело, так что недорогие детали обвеса и подвесок здорово снижают затраты. Ради удешевления машин производители шасси не гнушаются использовать для компонентов оперения листовой алюминий и стеклоткань вместо дорогого углепластика. А мощность моторов ограничена отметкой 160 л.с., так что агрегаты — практически стандартные. Впрочем, на конкурентоспособность машин все это не влияет — ведь национальные чемпионаты в классе Формула-4 проводятся в формате монокубка на идентичных автомобилях.
Наконец, еще одно нововведение Международной Автомобюильной Федерации: все серии, проводящиеся по правилам FIA F4, позволяют юным гонщикам зарабатывать очки для получения Суперлицензии пилота Формулы-1.
С увеличением количества национальных серий в FIA возникла идея организации международного кубка — но формат таких соревнований пока только обсуждается. Одна из основных проблем — различия в характеристиках машин разных производителей.
Франция
Шасси / двигатель: Signatech / Renault K4MRS, 140 л.с.
Шины: Kumho
Этапов: 6
Тренировки: 1 — 30 минут
Квалификации: 1 — 30 минут
Гонок за уик-энд: 4 по 25 минут
География: Франция, Испания
Прародителем современных европейских «молодежек», без сомнения, является французская Формула-4. Именно с оглядкой на эту национальную серию чиновники FIA писали правила класса Ф-4. Сам чемпионат под разными названиями проводится уже более двадцати лет и является чуть ли не самой доступной «формулой» в мире — если, конечно, выбирать более или менее конкурентные серии на современной технике. Благодаря поддержке французского нефтяного гиганта Total полный сезон обходится участникам Автоспортивной Академии FFSA всего в 65 тысяч евро!
За эти деньги юниоры, только-только меняющие картинг на «большие» машины, получают шесть-семь этапов на простой, но современной «формуле» Signatech с углепластиковым монококом и моторчиком Renault 1.6 умеренной мощности — около 140 л.с. В этом году число гонок в рамках одного уик-энда увеличилось с трех до четырёх. Победителю чемпионата вручается приз — 100 тысяч евро для оплаты выступлений в старших сериях.
Среди выпускников этого чемпионата — спец по длинным гонкам Лойк Дюваль, экс-пилот Формулы-1 Жан-Эрик Вернь, пилот престижной японской серии Super-Formula Стоффель Вандорн, гонщик команды Lada Sport в WTCC Юго Валент, индикаровский пилот Тристан Вотье, гонщик японской серии Super GT Бертран Багет.
Последние годы вместе с юными французскими гонщиками выступали и наши вчерашние картингисты. За четыре сезона школу французского чемпионата прошло десять пилотов: Никита Ситников, Нерсес Исаакян, Алексей Корнеев, Никита Троицкий, Владимир Атоев, Денис Булатов, Матевос Исаакян, Егор Оруджев, Денис Корнеев, Станислав Сафронов. Но в этом году россиян в числе участников Автоспортивной Академии FFSA уже нет — сказалось появление «своей» серии SMP F4. Из пятнадцати гонщиков, выступающих во французской «четверке» сейчас, десять представляют Францию, плюс в серии выступает по одному юному гонщику из Бельгии, Испании, Великобритании, США и Китая. А вот появление фиашных серий в классе Formula 4 добавило французскому чемпионату один важный недостаток — заработать очки для суперлицензии здесь нельзя.
Италия
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Pirelli
Этапов: 7
Тренировки: 2 по 40 минут
Квалификации: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 25 минут
География: Италия
Итальянская Формула-4 в 2014 году стала первым чемпионатом, который начали проводить по новому регламенту, принятому FIA. И на данный момент именно она является самой массовой в Европе — в гонках первого этапа в Мизано принял участие 41 пилот! Авторитет итальянской серии настолько высок, что сюда стремятся юниоры со всего мира — от Германии до Аргентины, от Японии до США. Есть среди них и сразу трое российских гонщиков: 15-летний москвич Александр Вартанян и 16-летние петеребуржцы Ян-Леон Шлом и Артём Петров. Кстати, здесь же выступает и сын Михаэля Шумахера, Мик.
Оборотная сторона медали — высокая стоимость участия: сезон в хорошей команде обойдется в 250-300 тысяч евро. Одна из причин — в отличие от французской серии, где машины обслуживаются организаторами, в итальянском чемпионате работают традиционные гоночные команды, для которых «четверка» лишь одно из направлений бизнеса: среди них есть и такие «монстры», как итальянская Prema Powerteam или голландская Van Ammersfoort Racing.
Из-за зашкаливающего числа участников, которое превышает емкость большинства трасс, в этом году введен новый формат гоночного уик-энда, заимствованный из картинга. Вместо трех равноправных гонок — четыре, причем первые три служат лишь полуфиналом перед заключительным заездом. По итогам квалификации гонщиков делят на три группы по несложному принципу — обладатель первой позиции и каждый третий гонщик вслед за ним отправляются в группу А, показавший второе время и каждый третий после него — в группу B, а пилот с третьей строчки протоколов и каждый третий после него — в группу C. После этого проводят три заезда «А против В», «В против С» и «А против С». По итогам каждой гонки пилотам начисляются очки, и 36 спортсменов, получивших наибольшее количество баллов, участвуют в финале. Расстановка на стартовой решетке соответствует набранным очкам.
Германия
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Pirelli
Этапов: 8
Тренировки: 1 — 30 минут
Квалификации: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 30 минут
География: Германия, Австрия, Нидерланды
Звание самой популярной молодежной серии в Европе у итальянской «четверки» оспаривает немецкая Формула 4 ADAC, вошедшая в свой второй сезон. Машины здесь совершенно те же: итальянское шасси Tatuus F4-T014 c двигателем Fiat 1.4 Turbo и шинами Pirelli.
И добрая треть команд работает сразу в двух сериях — как, например, немецкая Mücke Motorsport, итальянская Prema Powerteam, швейцарская Jenzer Motorsport или голландская Van Amersfoort Racing. А вот местных пилотов в немецкой серии заметно больше, чем в итальянской — около половины (и среди них — все тот же Мик Шумахер).
Немецкая Формула-4 проводится вместе с гонками серии ADAC GT Masters, причем этап в Лаузицринге — еще и совместно с популярным чемпионатом DTM. В первых двух этапах приняло участие 35 гонщиков. Немцы тоже модифицировали классический формат гоночного уик-энда — но по-своему. Зачетных гонки — три, но еще одна проводится в рамках квалификации по аналогии с картинговым «утешком». Очевидно, ее предусмотрели на случай большого количества спортсменов: ведь перед сезоном организаторы получили полсотни заявок, а емкость трасс обычно составляет менее 40 машин.
Схема такова: по результатам свободной практики спортсменов разбивают на две группы, каждая из которых участвует в своей квалификации. Топ-11 пилотов из каждого квалификационного заезда получают места на стартовой решетке — одной группе достается четная сторона, другой нечетная. А вот те, кто не попал в топ-11, участвуют в дополнительной квалификационной гонке, результаты которой и определяют места на стартовой решетке. Такой формат дает возможность получить дополнительный гоночный накат тем, кому он особенно нужен, кому тяжело адаптироваться.
Великобритания
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Ford Ecoboost 1.6 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 10
Тренировки: 2 по 45 минут
Квалификации: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 20 минут
География: Великобритания
В Англии Формула 4 пришла на смену классической Формуле Форд. Сезон-2016 — уже второй для машин французской марки Mygale с турбомоторами Ford 1.6 Ecoboost. Среди европейских «молодежек» британская Формула-4 выделяется наибольшим количеством этапов — их десять, и все проводятся в рамках уик-эндов туринговой серии BTCC.
Но столь впечатляющего числа гонщиков, как в Италии или Германии, английский чемпионат пока не набрал: в прошлом году весь сезон отъездили лишь 16 пилотов, а в общей сложности за год в заездах приняли участие 24 гонщика. Сейчас на первом этапе в Брэндс-Хетч на старт вышло 19 спортсменов. Более половины гонщиков — англичане, но это едва ли можно считать недостатком для национальной юношеской серии. Кстати, чисто британская особенность: после картинга чуть ли не половина гонщиков успела поучаствовать в чемпионате Ginetta Junior на маленьких спорткарчиках Ginetta G40, в котором разрешено выступать с 14 лет!
Между прочим, с этого года в Англии осталась только одна Формула-4: в межсезонье второй чемпионат с этим индексом — тот, что проводился Джонатаном Палмером под эгидой Британского клуба автогонщиков (BRDC) — поменял название на Формулу-3. Рокировочка вполне оправданная: поступившие в прошлом году новые болиды Tatuus FA-016 c более развитыми антикрыльями и мощным 230-сильным мотором Ford Cosworth 2.0 намного быстрее юниорских 160-сильных машин и почти не уступают болидам «настоящей» Формулы-3 (напомним, что из-за эскалации расходов британская «трешка» прекратила существование в 2014 году).
Австралия
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Ford Ecoboost 1.6 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 6
Тренировки: 20-45 минут
Квалификации: 1 — 20-30 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 30 минут
География: Австралия
Формула-4 на Зеленом континенте дебютировала в прошлом году. Техника здесь точно та же, что и в Англии — шасси Mygale с мотором Ford Ecoboost 1.6.
В этом году пять из шести этапов проводятся в ранге гонок поддержки при популярнейшем кузовном чемпионате V8 Supercars. И тем не менее, состояние чемпионата удручает. В прошлом году на волне интереса сезон в новой серии начинали 13 пилотов, а девять спортсменов проехали все без исключения этапы. Но в сезоне-2016 в первых двух этапах в Симмонс Плейнс и Филлип-Айленде приняли участие лишь 9 гонщиков!
Причин тому сразу несколько. Во-первых, слишком высокая по местным меркам стоимость сезона — 160 тысяч австралийских долларов. Во-вторых, большая часть желающих стать профессиональными гонщиками стремится вовсе не в Формулу-1, а в суперпопулярный чемпионат V8 Supercars, для подготовки к которому «формулы» не очень-то нужны. А те, кто все-таки грезит Формулой-1 и имеет средства, обычно стараются начинать гоночную карьеру в Европе.
В австралийской Формуле-4 ради снижения затрат команд было решено отказаться от выездного этапа в Новой Зеландии. По расчетом организаторов, это должно снизить стоимость сезона. А призовой фонд каждого этапа был увеличен до 17,5 тысяч австралийских долларов.
Вдобавок, по окончании прошлого сезона национальная автофедерация CAMS приняла решение не проводить национальный чемпионат в «народном», заметно более доступном классе Formula Ford, ограничившись лишь региональными соревнованиями. А национальная серия Формулы-3, не первый год пребывающая в еле живом состоянии, была лишена статуса чемпионата страны.
Но, как видно, заметного положительного влияния на «четверку» все эти меры не оказали...
F4 NACAM — Мексика
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Ford Ecoboost 1.6 Turbo
Шины: Pirelli
Этапов: 7 + 1
Гонок за уик-энд: 3
География: Мексика
Вместе с возвращением Гран-При Мексики в прошлом году в стране появилась и своя Формула-4.
Впрочем, молодежная «формульная» серия у мексиканцев была и прежде: еще с 2002 года в стране проводился свой чемпионат Formula Renault, со сменой техники превратившийся в Формулу Panam — локальный вариант Формулы Abarth. Шасси Tatuus TA010, 180-сильный мотор Fiat 1.4 Turbo... Эти машины очень близки к Формуле-4 не только по своим возможностям, но и чисто технически: ведь шасси Tatuus F4 T014 — это упрощенный и удешевленный вариант Формулы Abarth!
Тем не менее, сейчас два чемпионата проводятся параллельно: Формула Panam — в рамках серии Súper Copa Telcel, NACAM Formula 4 — отдельно. Для Формулы-4 выбрали французского поставщика шасси Mygale в сочетании с моторами Ford Ecoboost 1.6.
Первый, внезачетный этап серии состоялся прошлой осенью на автодроме имени братьев Родригес по ходу уик-энда Мексиканского Гран-При. Сейчас сезон уже подходит к концу: в зачетных этапах приняли участие 19 гонщиков, из них 10 — во всех без исключения этапах.
Япония
Шасси / двигатель: Dome F110 / Tom's TZR42 (на основе Toyota 3ZR-FE), 2.0
Шины: Dunlop
Этапов: 7
Квалификации: 2 — 35 минут
Гонок за уик-энд: 2 по 25 минут
География: Япония
Хотя японский чемпионат де-факто является сугубо национальной серией — в этом году здесь выступал лишь один гонщик из-за рубежа — но по массовости он не уступает даже итальянской и немецкой сериям. В сезоне-2016, втором в истории серии, здесь участвует без малого четыре десятка гонщиков!
Его популярность не случайна — этапы японской Формулы-4 совмещены с гонками суперпопулярного в Японии чемпионтата Super GT и престижной «формульной» серии Super Formula (бывшая Formula Nippon).
В техническом плане японский чемпионат довольно необычен: и шасси японской фирмы Dome, и двухлитровый атмосферный мотор Tom's Toyota не используются больше нигде в мире.
Китай
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Geely 4G20-F4, 2.0
Шины: Kumho
Этапов: 5
Тренировки: 2 по 20 минут
Квалификация: 1 — 20 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 20 минут
География: Китай
Своя серия в классе Формула-4 появилась в прошлом году и в Китае. Шасси здесь самое традиционное — одно из самых распространенных в этой категории, французской фирмы Mygale. А вот двигатель свой — двухлитровый «атмосферник» фирмы Geely.
Пять этапов серии проходят на пяти разных автодромах: первой китайской стационарной трассе в Жухае, кочковатом треке в Ченгду, тесном «картодроме» Goldenport в Пекине (на котором в 2014 году проходил этап WTCC), трассе Формулы-1 в Шанхае и незамысловатом треке Гуандон близ Гуанчжоу.
В гонках в этом году принимает участие 13 пилотов, среди которых четыре спортсмена из-за рубежа.
Скоро стартуют....
Испания
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Hankook
Этапов: 7+1
Тренировки: 2 по 40 минут
Квалификация: 2 по 15 минут
Гонок за уик-энд: 3, по 25, 18 и 25 минут
География: Испания, Португалия
Испанская Формула-4 должна была стартовать еще в прошлом году. Испанская автофедерация RFEDA заключила соглашение с компанией Fórmula 4 Ibérica SL, заручившейся поддержкой инвесторов из Венесуэлы, те заказали машины Mygale...
Но чемпионат отменили еще до начала сезона. Судя по публикациям в прессе, промоутерская компания выставила заведомо непроходные финансовые условия: так, регистрационный взнос с каждого пилота должен был составить 140 тысяч евро (в 10 раз больше, чем обычно).
После этого федерация передала промоутерский контракт финско-испанской команде Koiranen GP, также занимающейся проведением серии SMP F4. Техника теперь другая — итальянское шасси Tatuus с мотором Fiat 1.4 Turbo, как в североевропейском чемпионате. Все обслуживание — в руках команд, как и в большинтстве других гоночных серий. Машины положено приобретать через компанию-промоутера, но для зарубежных коллективов с уже имеющейся техникой готовы сделать исключение.
Сезон стартует в июне: гонщикам предстоит проехать семь зачетных этапов плюс один внечемпионатный раунд по окончании, в октябре. Для участников предусмотрены весомые награды: всем призерам полагаются тесты в чемпионате Европы в классе Формула-3 и в дополнение к тому — 50 тысяч евро обладателю «золота», 30 тысяч серебряному призеру и 10 тысяч — бронзовому.
США
Шасси / двигатель: Crawford Composites F4-16 / Honda K20C1, 2.0
Шины: Pirelli
Этапов: 5
Тренировки: 2 по 30-45 минут
Квалификация: 20-30 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 30 минут
География: США
Американский автоспорт, кажется, существует отдельно от мировых тенденций: вершина автоспорта в США — это гонки сток-каров NASCAR Sprint Cup. Да и американская «формульная» серия Indycar имеет какую-никакую, а свою собственную лестницу молодежных серий под брендом Road to Indy.
А вот анонсированный в прошлом году американский чемпионат Формула-4 нацелен на мировую карьеру для своих воспитанников — по крайней мере, это декларируется. Особо подчеркивается, что его «выпускники» получат зачетные баллы для Суперлицензии FIA, как и участники других европейский «четверок». Организацией занимается SCCA Pro Racing — подразделение клуба SCCA (Sports Car Club of America).
До сих пор SCCA Pro Racing проводил серию гонок Гран-Туризмо Pirelli World Challenge, соревнования «силуэтов» Trans-Am, монокубок на родстерах Mazda MX-5 Cup и несколько «формульных» серий: американский аналог Формулы Ford под названием Formula F1600 Championship (машинки с пространственной рамой и без крыльев); Formula F2000 c более мощными моторами и антикрыльями (не путать с Индикаровской «молодежкой» US F2000); Formula Atlantic — любительскую, но с мощными 300-сильными болидами Swift, заимствованными из распавшегося чемпионата Champ Car Atlantics; и новую, пока не снискавшую популярности серию Formula Lites (не путать с Indy Lights), приблизительно соответствующую Формуле-3.
Идея организаторов из SCCA Pro Racing — использовать в классах Formula Lites и F4 унифицированные шасси с одинаковыми монококами, но аэродинамическим оперением разной эффективности и моторами разной мощности. Шасси для обеих категорий разработала и выпускает американская фирма Crawford Composites, моторы — Honda Performance Development. В F4 это двухлитровый двигатель Honda K20C1 с непосредственным впрыском от «горячего хэтчбека» Civic Type-R с демонтированным турбонагнетателем, выдающий около 160 л.с. Этот же мотор с турбиной со следующего года будет применяться в классе Formula Lights.
Старт пятиэтапного чемпионата перенесли с конца мая на две недели вперед из-за неготовности всех заказанных шасси — так что первый этап состоится 10-12 июня на автодроме New Jersey Motorsports Park. В целом понятно, что новому чемпионату будет сложно соперничать за внимание молодых спортсменов с уже выстроенной серией Road to Indy, участники которой всегда находятся на виду у индикаровских команд.
Юго-Восточная Азия
Шасси / двигатель: Mygale M14-F4 / Renault F4R, 2.0
Шины: н/д
Этапов: 5 или 6
Тренировки: 1 — 30 минут
Квалификации: 1 — 30 минут
Гонок за уик-энд: 6 — 5 по 8 кругов и 1 по 10 кругов
География: Малайзия, Тайвань, Тайланд
Организаторы азиатской серии Формула-4 из малайзийской команды Meritus GP рекомендуют свой чемпионат как самую доступную «молодежку» в мире — один гоночный заезд в ней обойдется всего в 3300 евро!
Формально все действительно так — при прогнозируемой стоимости сезона примерно в 100 тысяч евро и шести гоночных заездах в рамках пяти этапов гонщики проедут за сезон 30 гонок. Похвально разнообразен и выбор автодромов: здесь и суперскоростная трасса Формулы-1 Сепанг, и городской трек в столице Малайзии Куала-Лумпуре, и автодромы Пенбей на Тайване и Бурирам в Тайланде.
При ближайшем рассмотрении предложение выглядит привлекательно, но всё-таки не настолько выгодно, как кажется поначалу. По ходу уик-энда проходит целых шесть гоночных заездов, но дистанция пяти из них составляет всего восемь кругов, еще одна гонка — десятикруговая. По нашим подсчетам, за весь сезон гонщики проедут примерно 1400 километров — то есть получат примерно такой же «накат», как и в немецкой серии, но за существенно меньшие деньги.
Азиатская «четверка» заменит собой серию AsiaCup, проводившуюся на устаревших машинках Формулы BMW. Первый этап состоится только в августе, а последние этапы в ноябре-декабре вполне могли бы привлечь гонщиков из Европы, желающих потренироваться в межсезонье.
Но безоблачное будущее азиатской серии далеко не гарантировано — на ту же целевую аудиторию работает китайская серия Formula Masters. Ее этапы проводятся в Китае, Тайланде, Малайзии, Корее и Тайване, а шасси Tatuus отличается не только более мощным мотором Volkswagen, но и более развитой аэродинамикой. Да и стоимость сезона лишь немногим выше.
Объединенные Арабские Эмираты
Шасси / двигатель: Tatuus F4-T014 / Abarth 414-F4, 1.4 Turbo
Шины: Dunlop
Этапов: 6
Тренировки: 2 по 20-30 минут
Квалификации: 1 — 20-30 минут
Гонок за уик-энд: 3 по 20-30 минут
География: ОАЭ
Ближневосточная серия будет проводиться всего на двух автодромах в ОАЭ — трассе Yas Marina, принимающей Гран-При Абу-Даби, и автодроме в Дубае. И хотя обе трассы будут использоваться попеременно в двух разных конфигурациях, разнообразия для шести этапов явно недостаточно.
Серия предназначена для гонщиков с Ближнего Востока и Северной Африки — участие спортсменов из других регионов разрешено, но очки в зачет чемпионата они получать не будут. И все же F4 UAE наверняка привлечет многих гонщиков из Европы. Календарь серии, в котором первый этап состоится в конце октября, а последний — в марте 2017 года, делает чемпионат привлекательным для тренировок в зимнее время. Сравнительная близость гонок к Европе и высокое качество трасс — тоже неоспоримые преимущества. Предложение как минимум не хуже индийского чемпионата MRF Challenge, половина которого проходит в ОАЭ!