Формула-Е: в электрическую «формулу» скоро придут новые производители
Только-только прошел первый Гран-При Формулы-1, а в чемпионате Formula E уже миновала треть сезона: у «электрической» серии непривычный календарь, в котором сезон начинается осенью, а заканчивается летом следующего года. Есть в Формуле-Е и много других особенностей: например, по ходу гонки участники меняют машину (заряда аккумуляторов не хватает на всю дистанцию), а шины — одни на любую погоду. Вдобавок, все до единого этапы до сих пор проходили на городских трассах. Правда, недавняя гонка в Мексике стала исключением из этого правила: трасса хоть и находится в городе, но по сути является стационарным треком — речь об автодроме имени братьев Родригес в Мехико.
Первые три этапа в Гонконге, Марракеше и Буэнос-Айресе выиграл прошлогодний чемпион Себастьен Буэми, по-прежнему выступающий за французскую команду e.dams. А вот первоапрельская гонка в Мехико прошла совсем по другому сценарию.
Впервые соревнования Формулы Е принимал автодром Формулы-1
Лучшее время в квалификации показал Даниэль Абт из команды ABT Schaeffler Audi Sport. Правда, само по себе это ничего не гарантировало: на предыдущих трех этапах ни разу обладатель поул-позиции не побеждал в гонке. Вдобавок, вскоре выяснилось, что давление в шинах на машине Абта было ниже предписанного минимума, и его результат аннулировали. Таким образом, поул-позиция досталась англичанину Оливеру Тёрви из команды NextEV NIO. Отметим, что вместе с ним место на первой линии стартового поля досталось трехкратному чемпиону кузовной серии WTCC Хосе-Марии Лопесу (DS Virgin Racing).
В начале гонки Тёрви удалось сохранить лидерство, хотя Лопес понемногу подбирался все ближе. Но вскоре машина Тёрви сбавила ход, а потом и вовсе остановилась прямо на трассе, из-за чего руководству гонки пришлось выпускать автомобиль безопасности. Выезд сейфети-кара позволил безнадежно отставшему Лукасу ди Грасси (ABT Schaeffler Audi Sport) раньше конкурентов поменять автомобиль. В машину бразильца в начале гонки врезался кто-то из соперников, и после пит-стопа для замены заднего антикрыла терять ему было нечего.
После того, как пит-стопы совершила основная масса соперников, ди Грасси оказался в лидерах. На второй позиции шел Жером д’Амброзио (Faraday Future Dragon Racing), также сменивший машину раньше других. Казалось, что их лидерство растает после выезда еще одного сейфети-кара — но д’Амброзио раз за разом отражал атаки Жана-Эрика Верня (Techeetah). А когда Вернь все-таки смог просочиться мимо бельгийца, ди Грасси был уже далеко впереди.
Лукас ди Грасси и Audi разрушили монополию Себастьена Буэми и Renault на победы
Трудная, неожиданная, но заслуженная победа! После финиша бразилец признался журналистам: «Три раза за гонку я был уверен, что для меня все кончено». Шансы на успех и правда были малы: сменив машину раньше остальных, на каждом круге он мог использовать на треть меньше энергии, чем соперники. Очень помогло, что д’Амброзио выбрал аналогичную тактику — и по сути, прикрывал тылы бразильца. Для победителя первых трех этапов Себастьена Буэми гонка вышла крайне неудачной: после разворота во второй половине заезда он пришел к финишу лишь на тринадцатой позиции. Лидерство в чемпионате он сохранил, но опережает Лукаса ди Грасси всего на пять очков.
После аварии в начале гонки даже сам Лукас ди Грасси не надеялся на победу
Между тем, к чемпионату Формула Е присоединяются все новые автопроизводители. Уже сейчас свои заводские коллективы имеют бренды DS, Renault, Audi, Mahindra и Jaguar. Теперь же к ним присоединилась марка BMW. Известно, что немцы начнут поставлять свою силовую «начинку» с сезона-2018, когда болиды Формулы-Е перейдут на новое шасси и батарею. Предполагается, что новая техника позволит отказаться от смены автомобиля в середине гонки — емкости аккумуляторов станет хватать на всю дистанцию.
Поговаривают, что соглашение с руководством чемпионата планировали подписать и мерседесовцы, но пока официального подтверждения эта информация не получила. Британский журнал Autosport предполагает, что немецкая марка все-таки придет в чемпионат, но сперва с частной командой — а набравшись опыта, в 2019-м подготовит и свой силовой агрегат. Вероятно, в будущем мы увидим в Формуле-Е и Скудерию Ferrari. Руководитель итальянской компании Серджио Марккионе уже заявил в интервью официальному жруналу автофедерации FIA: «Formula E нужна Ferrari, потому что электрификация через гибридизацию наших машин — это будущее наших спорткаров».