Гоночный курорт: Владимир Мельников опробовал трассу Формулы-1 в Сочи
На юге темнеет быстро, поэтому тестовая сессия началась уже в сумерках, а на третьем круге солнце свалилось за горизонт. Фантастика! Вокруг переливаются цветами светодиодной подсветки олимпийские объекты: вот стал сиреневым ледяной дворец Большой, а выход на заднюю прямую подсвечивает иллюминация конькобежного центра Адлер-арена... Невероятно красиво! Да и просто невероятно: через месяц сюда приедет Формула-1, а я участвую в самой первой гонке на автодроме Сочи — этапе Российской серии кольцевых гонок, проводимой компанией SMP Racing.
Как и многое другое в олимпийском Сочи, трасса Формулы-1 оказалась дороже, чем планировалось. Вместо пяти миллиардов рублей (в такую сумму обошелся автодром Moscow Raceway) было потрачено более десяти. Но масштабы поражают. Высится пятипалубный пит-билдинг, стоят аккуратные домики для команд, а над козырьком гигантской главной трибуны нависают ломаные контуры Кавказских гор. Косметические работы продолжаются — команды Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) даже не пустили в боксы (в паддоке был разбит знакомый по Нижнему Новгороду шатровый лагерь), но трасса уже готова. Инфраструктура отличная, отелей множество, доехать на такси из аэропорта можно за десять минут и 300 рублей. Разве что придется много ходить пешком: мостиков и переходов через трассу маловато.
Несмотря на то, что частично трасса состоит из дорог общего пользования, это не городской трек в привычном понимании. В каждом повороте есть асфальтовые зоны безопасности — зачастую они даже шире, чем на стационарных трассах. Поэтому уже сейчас идут переговоры о том, чтобы не разбирать трассу после этапа Формулы-1. Автодромом владеет Краснодарский край, так что решение — за губернатором.
Сочинский этап я хотел проехать в классе Национальный, но места там не нашлось. Зато на мою просьбу вновь откликнулся Сергей Коронатов, владелец и основной пилот питерской команды Зенит Моторспорт, — у меня будет Ford Fiesta зачета Туринг-Лайт с полным техническим сопровождением. А все расходы на трассе взял на себя руководитель РСКГ Олег Петриков. Спасибо!
Первый тестовый день вышел скомканным: шел дождь, и потому слишком часто вывешивались красные флаги… Уже на третьем круге случился первый в истории автодрома Сочи вылет: Михаил Митяев разбил Гранту зачета Супер-Продакшн. А вскоре произошел и первый переворот: это Владимир Удаленков из моей команды Зенит Моторспорт зацепил на входе в поворот высокий надолб, препятствующий срезкам трассы, и сделал полный оборот в воздухе — компрессионный перелом третьего позвонка.
Поняв, что Удаленков выступить в гонке не сможет, команда приняла решение переставить мне более мощный двигатель с его Фиесты, подготовленный по классу R2B, а не S1600. После такого подарка я не имел права подвести ребят.
Силовой агрегат на сочинской трассе — это почти все! Помимо мощности- мотора, нужно угадать передаточное отношение главной пары (на сезон можно заявить три разных значения). Именно угадать, поскольку боевого опыта на этой трассе нет ни у кого! Например, Fiesta Бориса Шульмейстера здорово- выстреливала с низких скоростей, но упиралась в отсечку уже на 175 км/ч. А Renault Twingo Ильдара Рахматуллина разгонялся хуже, но на прямых набирал почти 200 км/ч. Именно из-за этого гонки вышли сверхинтересными, с постоянной борьбой. Способствовала яркому шоу и незатейливая конфигурация: каких-то пилотских загадок в Сочи нет, а огромная ширина позволяет машинкам класса Туринг-Лайт свободно заезжать в повороты бок о бок.
Увы, до старта гонки добрались не все.- Помимо Удаленкова, не смог погоняться наш бывший коллега по Авто-ревю Рустам Акиниязов: на тренировках у его хэтчбека Volkswagen Polo «кончились» два мотора, а платить еще и за третий Рустам не захотел. Когда он замер на трассе в последний раз и сессию остановили красными флагами, я предложил ему услуги такси и подвез до пит-лейна — за что мы оба получили нагоняй от директора гонки Александра Сотникова.
Двигатели Polo страдали от масляного голодания на длинной левой дуге — всего за этап «сгорело» шесть фольксвагеновских моторов! И три — на Фиесте Владислава Кубасова, хотя остальные Форды чувствовали себя прекрасно.
Квалификацию выиграл Николай Грязин на Peugeot 208 заводской подготовки: предельная скорость у него тоже невысокая, около 180 км/ч, но шасси, пожалуй, самое совершенное. Я был четвертым — и первым среди гонщиков на Фиестах. Но мне припомнили обгон под желтыми флагами во втором заезде в Нижнем Новгороде — и отправили на девятое место.
Описывать обе сочинские гонки сложно — лучше посмотрите на сайте ---рскг-.-рф-- и онборд-съемку из моей Фиесты- на сайте autoreview.ru. Беспрецедентный для российского кольца накал страстей: пару лидеров первого заезда на финише разделили несколько тысячных долей секунды! Победил в итоге Рахматуллин. А я уже шел третьим, уже видел себя на подиуме, но...
После старта с девятой позиции я пролез-таки на третье место, отбился от атак Виталия Ларионова и Василия Грязина — и оставалось только финишировать. Но на последнем круге сломался механизм выбора передач: рычаг заклинило, а коробка осталась в нейтрали. Опять! В Нижнем Новгороде я тоже ехал на подиум, и за два круга до финиша отказала катушка зажигания.
Во второй гонке пришлось стартовать аж с двадцать пятого места. Все машины класса Национальный я обогнал за круг. Постепенно приблизился к группе лидеров Туринг-Лайта: у них шла постоянная борьба, поэтому сократить отставание было несложно. Добрался до шестого места, приготовился атаковать Владимира Череваня… Вот облом: на трассе — машина безопасности! В серьезную аварию угодил Руслан Медведев. На стартовой прямой его Калину поддел Polo Антона Захарова — удар о стену, отскок, еще удар... Выглядело это жутко, но Медведев не пострадал.
Трасса обильно залита маслом, много обломков. Эвакуация явно затягивалась — к неудовольствию австралийских контролеров, следивших за работой судей. Пейс-кар водил нас три круга и, наконец, свернул в боксы.
Прессингую Череваня, ныряю внутрь в каждом повороте. Наконец, пользуюсь тем, что дядя Вова неудачно вышел на длинную прямую, — и проскакиваю на пятое место. Впереди Fiesta Василия Грязина. Не лезу на рожон, знаю, что моя максималка выше, спокойно подъез-жаю на извилистой части трассы — и обхожу на длинной прямой. До тройки лидеров — бампером подать. Как мне хотелось проехать еще круг и ввязаться в эту схватку! Но праздник остановил клетчатый флаг. Снова мимо подиума — я четвертый. Победил же опять Рахматуллин.
Но я все равно остался доволен: Fiesta порадовала прекрасной управляемостью, а сочинская трасса — отличным «держаком».
А что до Формулы-1, то теперь я уверен, что гонка выйдет захватывающей. В Сочи масса мест для обгонов, причем на извилистой секции будет один фаворит, на длинных прямых — другой. А первым, не исключено, придет третий. Обязательно приезжайте, сочинский автодром того стоит!
Я же буду смотреть этап по телевизору. Ведь на трассе я уже побывал. И надеюсь вернуться туда снова в качестве участника.