GT3 на Сильверстоуне: фавориты нагоняют упущенное

Фото: Blancpain GT Series

Очередной этап марафонской серии гонок Blancpain GT3 прошел на автодроме Сильверстоун. Дух этих соревнований полностью соответствовал атмосфере обновленной трассы: основа-то осталась прежней, но добавились элементы, которые далеко не всех устраивают. Как считают многие болельщики, новый Сильверстоун утратил значительную часть своей былой привлекательности, обзаведясь, по примеру модифицированного Германом Тильке Хоккенхайма, своей собственной «Ареной», заменившей легендарную связку Эбби-Бридж-Прайори. Некогда эта трасса была самой скоростной в календаре Большого цирка – что логично для петли, проложенной по рулежным дорожкам аэродрома. С середины 80-х она начала обрастать поворотами, которые, впрочем, подбирались со вкусом: легендарная скоростная змейка Мэгготс-Беккетс или все тот же Бридж, излом под мостом (откуда и название), проходящийся газ-в-пол. Все эти изменения англичане, прекрасно разбирающиеся в автоспорте, принимали благодушно.

Но вот последняя модификация с «Ареной» нашла понимание далеко не у всех. Выработанный годами ритм прохождения трассы разрушен, а новый вовсе не такой четкий и логичный. Так происходит всегда, когда в процесс гармоничной застройки трассы вмешивается желание примостить некий отрезок, чтобы зрители смогли внимательно рассмотреть все машины, участвующие в гонке. Вот и заезды на таких трассах зачастую обрастают событиями, своим происхождением обязанными исключительно борьбой за зрелищность.

На сей раз сражение за победу в трехчасовой гонке вели ведущие экипажи WRT Audi и HTP Mercedes, синхронно оступившиеся на предыдущем спринтерском этапе в Брендс-Хэтч, где ход заезда полностью соответствовал задорному и открытому характеру трассы. На Сильверстоуне все было несколько запутаннее.

Частники из швейцарской команды Emil Frey квалифицировались пятыми и, стараниями легендарного Стефана Ортелли, шли седьмыми, но неисправность тормозов на купе Jaguar XKR отбросила их из первой десятки

Для начала сюрприз преподнесла команда Grasser-Lamborghini. В решающем сегменте квалификации заводской гонщик и испытатель купе Huracan GT3 Мирко Бортолотти смог добыть поул, да еще и побил предыдущий рекорд трассы аж на 2,4 секунды! Продолжил демонстрацию отменной формы Франк Перера, который вслед за впечатляющим выступлением в Брендс-Хэтч на сей раз стал вторым в квалификации. Жаль, но в гонке его напарники по команде ISR-Audi не поддержали прыть француза, став только 19-ми в общем зачете. Да и для команды Grasser подбор гонщиков оказался не самым выгодным: проводивший второй отрезок Рольф Инайхен, в профессионалы перешедший недавно, явно уступал и Бортолотти, и Йеруну Блекемолену. Экипажу пришлось довольствоваться «бронзой», хотя на фоне команды Bentley M-Sport, чьи гонщики потеряли шансы на подиум из-за аварий на самом старте, и это – блестящий результат. Особенно, учитывая не самый удачный старт сезона для Lamborghini.

Что касается будущих спорщиков за победу, то на первое место они вышли далеко не сразу. Доминик Бауман (HTP Mercedes) поначалу держался третьим, а Фредерик Вервиш из WRT пробирался вперед после старта с шестого ряда. Причем, наибольшее сопротивление, в борьбе за седьмое место, ему оказал бывший коллега по Audi Стефан Ортелли, ныне выступающий на частном швейцарском купе Jaguar XKR.

Проблемы с надежностью, доставившие немало хлопот в начале года, похоже, решены: гонщики команды HTP Mercedes снова успешно сражаются с записными фаворитами

А во время дозаправок и смены гонщиков в WRT показали очередной пример использования регламента в свою пользу. Дело в том, что перед сезоном организаторы решили ввести новое правило: продолжительность пит-стопа не может находиться в пределах от 70 до 90 секунд (между моментами заезда и выезда из зоны обслуживания). То есть, предполагалось, что никто не будет рисковать и торопиться с дозаправкой и сменой шин, чтобы успеть провести сервис быстрее. Однако в WRT так отточили этот процесс, что результаты Audi оказались на уровне 68-69 секунд! То есть, организаторы вместо того, чтобы придержать команду, славящуюся своей работой на пит-стопах, позволили ей только увеличить преимущество над конкурентами! Ведь даже в HTP никак не могли уложиться в заветные 70 секунд и были вынуждены отбывать в зоне обслуживания, как минимум, полторы минуты. В преддверии центральной гонки сезона, 24 часов Спа, такой расклад явно не нравится ведущим игрокам, так как на одних только быстрых дозаправках WRT-Audi может отыграть до четырех минут за сутки.

Вклад механиков в успешное выступление WRT Audi очевиден: бельгийцы умудрились получить преимущество от введенного против них правила проведения пит-стопов!

Впрочем, победы только этим не гарантируются: слишком уж часто бельгийским командам откровенно не везет. На сей раз против WRT, отчасти, сыграл автомобиль безопасности. Точнее, то, как долго он находился на трассе. Несколько раз сэйфти-кар гасил огни и, вроде бы, собирался уже освобождать дорогу, но, неожиданно для всех, не сворачивал на пит-лейн и снова приступал к сдерживанию пелотона. Оказывается, его водитель ждал, пока некоторые из отстающих сообразят, что нужно обогнать пелотон – правила предписывали тем экипажем отыграть круг. Интересно, что среди этих «счастливчиков» оказался бывший гонщик DTM, вернувшийся из австралийского турнира V8 Supercars Маро Энгель, сначала выведший свой Mercedes на третье место в полупрофессиональном зачете, а затем и вовсе ставший первым.

Что касается лидеров, то вторая смена, по ходу которой Джаземану Джафару (HTP) противостоял младший брат лидера Audi Дрис Вантор, существенных изменений в их личном противоборстве не принесла, но вот Lamborghini они оба опередили. Решающую же фазу сражения, когда Лоренс Вантор (WRT) отчаянно догонял Максимилиана Бука (HTP), испортил уже упоминавшийся автомобиль безопасности. Он не только отнял у Вантора время, но и спрессовал пелотон.

Вмешаться в борьбу HTP и WRT за победу команда Rowe BMW не смогла. Более того, уступила она и Grasser-Lamborghini. Однако и четвертое место для Филиппа Энга, Александра Симса и помогавшего им на этой гонке Максима Мартена – неплохой результат после двух «сухих» финишей в Монце и Брендс-Хэтч

Гонщикам на Audi R8 LMS с его атмосферным 5,2-литровым V10 тяжелее в плотном потоке круговых, так как приходится ехать «по инерции», заранее рассчитывая маневры на несколько поворотов вперед. А 6,2-литровый V8, перекочевавший с прежней модели SLS на купе Mercedes AMG GT3, судя по отзывам гонщиков, радует неплохой тягой, что помогает уверенно разбираться с круговыми в ситуациях, когда соперники из Ауди непременно потеряли бы темп. Это обстоятельство и помогло Буку довести дело до победы.

Завершу рассказ о гонке строками о «балансе возможностей» – негодование этой системой в пелотоне уже весьма ощутимое. Основное недовольство слышится из стана клиентов Lamborghini, которые поспешили накупить котов в мешке, толком не разобравшись в тонкостях регламента. После прошлогодних успехов машину, что и следовало ожидать, немного притормозили. Для этого, как обычно, уменьшили диаметр воздушных рестрикторов в системе питания двигателя. Если профессиональные гонщики убавку мощности могут как-то компенсировать за счет настроек подвески и аэродинамики, то для любителей такие тонкости просто непостижимы. В квалификационном режиме заводчане вообще почти не чувствуют разницы с прошлым годом, а вот многочисленные клиенты раздосадованы – под их управлением итальянское купе просто не едет!

Профессиональные гонщики приноровились к управлению «придушенным» купе Lamborghini Huracan, а любители пока что жалуются на несправедливый «баланс»

Как пояснил глава спортивного отделения Lamborghini Джорджио Санна, профессионалы в таких случаях жертвуют максимальной скоростью, нагружая машину аэродинамически и зажимая подвеску, чтобы отыгрываться в поворотах. Для любителей такой трюк не пройдет – слишком уж разнится класс пилотов. Частники всегда предпочитали «баланс» за счет лишнего веса, а не потери мощности, чтобы не терять максимальной скорости. Интересно, что именно благодаря наивысшим показателям в «максималке» купе Ferrari 458, с его малым уровнем сопротивления воздуху (но и малой прижимной силой) было так популярно у гонщиков-любителей: им было относительно просто управлять, несмотря ни на какой «баланс». Некоторые клиенты Lamborghini даже укоряют Маранелло в том, что именно Скудерия продавила нынешнюю систему, когда в ход чаще пускают игру с рестрикторами, а не с весом, чтобы у конкурентов было больше проблем с частниками.

Следующий этап Blancpain GT3 – 1000-километровый заезд на скоростной трассе в Ле-Кастелле. Пройдет он аккурат на неделю позже Ле-Мана, 25 июня, так что участникам придется порядком постараться, чтобы зрители смогли запомнить эту гонку на фоне главного марафона года.  

Чемпионат Blancpain GT Series        
Объединенный зачет после четырех этапов
Личный зачет

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Максимилиан Бук Германия Mercedes AMG GT3 70
1 Доминик Бауман Австрия Mercedes AMG GT3 70
2 Роб Белл Великобритания McLaren 650 S 57
3 Лоренс Вантор Бельгия Audi R8 LMS 52
3 Фредерик Вервиш Бельгия Audi R8 LMS 52
4 Джезман Джафар Малайзия Mercedes AMG GT3 47
5 Энди Соучек Испания Bentley Continental GT3 38
5 Максим Суле Бельгия Bentley Continental GT3 38

Командный зачет

Место Команда Страна Автомобиль Очки
1 HTP Motorsport Германия Mercedes AMG GT3 91
2 Belgian Audi Club WRT Бельгия Audi R8 LMS 60
3 Garage 59 Великобритания McLaren 650S 60
4 Bentley Team M-Sport Великобритания Bentley Continental GT3 45
5 Team WRT Бельгия Audi R8 LMS 35
6 ROWE Racing Германия BMW M6 GT3 33
7 ISR Чехия Audi R8 LMS 27
8 Grasser Racing Team Германия Lamborghini Huracan GT3 26
9 Sainteloc Racing Франция Audi R8 LMS 16
10 Nissan GT Academy Великобритания Nissan GT-R 12

Рекомендованные статьи