Как шведы зимой в ралли-кросс играли

Фото: организаторы

Из всех европейских стран ралли-кросс пользуется наибольшей популярностью в Скандинавии. И промоутеры шведского чемпионата из компании STCC AB (они же проводят шведский кузовной чемпионат) придумали разбавить длительное межсезонье ледовым экшеном.

Конечно, здесь они не пионеры: аналогичные соревнования уже давно проводятся во Франции (это гонки серии Trophée Andros) и Италии (там соревнуются на серийных полноприводниках). Не говоря уже о России, где зимний автокросс известен еще с советских времен.

Соревнования RallyX on Ice, впервые организованные шведами в прошлом году, проводятся в классе Supercar Lites. В распоряжении гонщиков — одинаковые прототипы турецкой компании Avitas Motorsport с трубчатой пространственной рамой, расположенным в базе атмосферным мотором Ford Duratec 2.4 мощностью около 320 л.с. и полноприводной трансмиссией Sadev. Внешне все они повторяют хэтчбеки Ford Fiesta.

Этапы зимнего первенства пока собирают на порядок меньше зрителей, чем традиционный летний ралли-кросс: например, в Питео за гонкой наблюдали 2200 зрителей. Впрочем, организаторы постарались и на заключительном этапе в Оре организовали телетрансляцию на кабельном канале Viasat Motor
В сезоне-2015 из запланированных четырех этапов состоялись только два — в частности, гонка в Оре была отменена из-за оттепели. А главной «фишкой» прошлогодней серии была совмещенная с этапом WRC гонка в Карлстадте, где участники соревновались прямо на трассе раллийного супер-СУ.

Сейчас турнир состоялся в полном объеме. Из четырех этапов один принял ралли-кроссовый стадион в шведском городе Питео на севере Ботнического залива, а остальные прошли на импровизированных трассах, проложенных на горнолыжных курортах — в шведском Селене (на территории конно-спортивного комплекса), норвежском Трюсиле и шведском Оре, прямо на льду одноименного озера. Все трассы получились довольно ходовыми, в Питео — с трамплином, а в Трюсиле — с небольшим перепадом высот.

В каждом из этапов участвовало от 14 до 16 гонщиков, большей частью — молодежь, летом выступавшая в зачете Supercar Lites шведского чемпионата по ралли-кроссу. Среди них — двое сыновей владельца фордовской команды Olsbergs/MSE Андреаса Эрикссона, Кевин и Оливер, а также отпрыск легендарного Маркуса Гронхольма Никлас. Но были и состоявшиеся звезды автоспорта — швед Патрик Санделл (бывший участник WRC, ныне выступающий в американском ралли-кроссовом первенстве GRC), многократный чемпион шведского Туринга Ричард Гёранссон, участник GRC американец Остин Дайн.

Гонки состоятся при любой погоде!
Ледовые гонки проводились по той же системе, что и в чемпионате мира по ралли-кроссу. Всех участников разбивали на несколько групп, и каждая участвовала в так называемых «хитах» — мини-гонках с общим стартом. За время, показанное в хитах, начислялись очки, которые определяли стартовую позицию в полуфинальных гонках.

На первом этапе, проходившем на стадионе в Питео, наиболее успешен был Себастьен Эрикссон. Причем вице-чемпион США по ралли-кроссу в классе Supercars здесь всего лишь заменял своего однофамильца Оливера Эрикссона, пропускавшего гонки из-за болезни. Но 23-летнему шведу было бы не видать победы, кабы не спорая работа механиков, восстановивших сломанную в полуфиналах подвеску. Вторую позицию занял еще один Эрикссон — старший брат Оливера, 19-летний Кевин: в прошлом сезоне он выступал в шведском чемпионате в классе Lites и проехал первую для себя гонку в чемпионате мира, причем очень успешно, поднявшись в ней на подиум. Третью ступень пьедестала занял 20-летний Александр Вестлунд, выступающий в шведском чемпионате в зачете Lites. Посмотреть трансляцию шведского канала SVT Sport из Питео, где наряду с гонщиками на среднемоторных «силуэтах» соревновались и спортсмены национального заднеприводного зачета, можно на его официальном сайте.

Приглашенная звезда, кольцевик Ричард Гёранссон, сразу включился в борьбу за призовые места
Приглашенная звезда, кольцевик Ричард Гёранссон, сразу включился в борьбу за призовые места
0 / 0
Перед вторым этапом в Селене Кевин Эрикссон был решительно настроен на победу. И даже лидировал в финальном заезде, когда его жестко оттер Ричард Гёранссон — матерый кольцевик не преминул воспользоваться крохотным зазором, который оставил юный Эрикссон. 37-летний пилот, недавно получивший контракт с вольвовской заводской командой в WTCC, Polestar Cyan Racing, впервые сел за руль ралли-кроссовой техники. «Это не только моя первая победа в ралли-кроссе, но и в принципе первая за долгое время победа в гонках. Ощущения невероятные» — признался после финиша многократный чемпион STCC Гёранссон. «Бронзу» снова взял Александр Вестлунд. Разочарована была звезда заокеанского ралли-кросса Патрик Санделл: после неудачи в Питео, где он даже не прошел в финалы, засадив машину в сугроб, он жаждал реванша... Но в одном заезде сошел из-за сломанной рулевой тяги, а потом был оштрафован за грубую езду!

Все этапы RallyX on Ice проводились на ходовых трассах — нужды в подруливающих задних колесах, как во французском Трофее Андрос, не было
После визита в норвежский Трюсил турнирная ситуация накалилась: Александ Вестлунд завоевал третью кряду «бронзу» и вырвался в лидеры серии, на два очка опередив Кевина Эрикссона. Ну а одержавший победу Томас Брюнтессон вышел на третье место, с отставанием в пять очков от виртуального «серебра».

Призёры зимней серии (слева направо): Томас Брюнтессон, Кевин Эрикссон, Александр Вестлунд
Так что в Оре реальные шансы на победу в зимней серии имели все трое. И все решилось только в самом последнем, финальном заезде по льду озера! Эрикссон стартовал чуть хуже Вестлунда, и решил сразу уйти на дополнительную петлю трассы. «Когда кругом толкучка, это лучше сделать вначале» — объяснял потом Кевин. Его соперник наоборот, предпочел совершить обязательный для всех визит в «джокер-лэп» на последнем круге... И вернулся на основную дррожку бок о бок с Кевином! Уступать не был готов ни Эрикссон, ни Вестлунд — и в результате последний финишировал в сугробе! Победу в заезде снова одержал норвежец Томас Брюнтессон, благодаря чему он завоевал «серебро» по итогам зимнего сезона. Ну а Кевин Эрикссон, финишировав вторым, стал победителем зимней серии.

До начала летнего сезона в шведском ралли-кроссе осталось всего полтора месяца: шестиэтапный чемпионат стартует 1 мая на юге Швеции, в городе Шёвде — на родине судовых двигателей Volvo Penta.

Серия RallyX on Ice — 2016
Положение после четырех этапов

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Кевин Эрикссон Швеция Olsbergs MSE 40
2 Томас Брюнтессон Норвегия JC Race Teknik 38
3 Александр Вестлунд Швеция Westlundsrx 36
4 Ричард Гёранссон Швеция Brink Motorsport 25
5 Томас Хольмен Норвегия Bård Holmen 21
6 Патрик Санделл Швеция Modern Betong Racing Team 16
7 Мики Векстрём Финляндия Set Promotion 15
8 Себастьен Эрикссон Швеция Olsbergs MSE 15

Рекомендованные статьи