Кубок Поршня: участвуем в гонках на Porsche

Фото: Владимир Мельников | Дмитрий Питерский

Небо цвета мокрого бетона, асфальт цвета неба... На стартовой прямой — только автомобили Porsche. Первым на трек смотрит хмурый «турбак», купе 911 Turbo серии 997. Правее, расправив антикрылья и подведя губы воздухозаборника алым, расположилась дива 911 GT3 RS. Дальше — сразу две новейшие двухдверки 911 GT3 в кузове 991. Холодные, строгие, особенно на фоне задорного родстера Boxster Spyder.

Между машинами гуляют радостные дети и улыбающиеся девушки. Гонщики фотографируются с друзьями. Это Porsche Sport Challenge, единственная в России любительская гоночная серия с совместным стартом.

История российского кубка Porsche началась пять лет назад, когда гонщик Олег Кесельман, поучаствовав в немецких монокубках Porsche разного уровня, решил создать нечто подобное у нас. Чемпионат несколько лет проходил в три этапа, а в прошлом году Олег заручился поддержкой представительства Porsche в России. Это позволило снизить стартовые взносы (сейчас они в среднем ниже, чем в серии Max Power Cars, 10—12 тысяч рублей), расширить географию гонок и увеличить число этапов до шести.

Не стареют душой ветераны: в классическом зачете всего три Porsche, но лидер на купе серии 993 едет в темпе середняков на Кайманах класса Sport A

Жужжат гайковерты, дорожные шины Michelin Pilot Super Sport уступают место полусликам Hankook Ventus TD. Выбор корейских покрышек обусловлен регламентом: в заездах на время разрешены шины с индексом износостойкости (Treadwear) не ниже 80. Полусликов от более именитых производителей с такими характеристиками не найти. Впрочем, на трассе Moscow Raceway эти шины «везут» две секунды с круга покрышкам Michelin Pilot Sport Cup 2! А разница с шинами Pirelli P Zero, которые поставляются для первичной комплектации большинства моделей Porsche, достигает трех с половиной секунд.

Шинами дело не ограничивается. Кто-то использует подвеску Bilstein PSS или KW V3, кто-то меняет тормозные колодки: наиболее популярны выносливые Pagid RS-29 и Endless ME20. Их хватает на 25—30 сессий — втрое больше, чем штатных. Плюс игры с углами установки колес. На машины ставят нижние рычаги от версии 911 GT3, которые позволяют изменять развал в широких пределах (со штатными деталями минимальное значение спереди — 1°). В этом году появились проставки, расширяющие колею на 40—50 мм: это добавляет стабильности на сухом покрытии.

Старт гонке Porsche Sport Challenge дается с хода. Обгоны есть, но без заметного сопротивления. Все-таки это не те состязания, к которым я привык в серии РСКГ. Там ты всегда знаешь, что соперник может пойти на контактную борьбу, поэтому накал страстей не в пример выше.

В такие моменты и не скажешь, что важнее для гонщика: правильно выбрать шины или механика

Гонка заканчивается благополучно для всех. Но в следующем году Porsche Sport Challenge обещает стать горячее: Кесельман выбил для России десятипроцентную скидку на Porsche 911 GT3 в версии Clubsport, и к весне таких машин в нашей стране будет двадцать. Настоящий монокубок! Причем один из самых быстрых в стране: по времени круга эти автомобили лишь немного уступают кольцевым седанам BMW 320 класса Туринг! Кстати, первые десять машин должны были приехать в Россию еще в начале этого года. Но прошлой весной в Италии и Швейцарии на ходу загорелись два новейших купе 911 GT3. Компания Porsche остановила продажи «джи-ти-третьих» и потребовала вернуть дилерам все 200 проданных машин. По итогам расследования виновником возгораний был признан шатунный болт: в обоих случаях ослабевала его затяжка, шатун на высоких оборотах обрывало, он пробивал картер, масло попадало на раскаленный выпускной коллектор — и… В итоге GT3 попадает к клиентам с серьезным опозданием. И если учесть, что скоро нынешний авто-мобиль с атмосферным мотором снимут с производства, это уже коллекционная ценность. А в России таких машин будет около тридцати!

Чтобы привлечь в гонки с общим стартом больше людей, Кесельман планирует понизить цену входного билета: обдумывает класс GT4 для Кайманов с минимальными доработками. А ведь Cayman нынешнего поколения — самый что ни на есть трековый автомобиль. Как и Boxster!

Машины, участвующие в очной гонке (как это купе Porsche 911 GT3 RS), можно отличить по спортивным буксировочным проушинам и выведенным наружу тросикам для открытия багажника

Мы с Головановым приехали на этот этап на двух новеньких среднемоторных Porsche — нам представилась редкая возможность сравнить друг с другом Cayman GTS и Boxster GTS.

— А можно нам этот Cayman на день в сервис? Мы бы сделали копию блока управления двигателем...

Владельцы обычных Кайманов взяли наши «джи-ти-эсы» в плотное кольцо. Ведь, по сути, главное отличие версий GTS — это чуть более мощные моторы. Но, по мне, овчинка не стоит выделки: заметить дополнительные 15 л.с. сложно. А вот по подвеске, как нам показалось, разница есть: великолепный у GTS баланс между комфортом и драйвом!

Cayman и Boxster удивительно послушны в скольжениях — редкость для среднемоторных автомобилей

Кроме того — на треке Boxster понравился больше.

На обычных дорогах приятнее Cayman. Не так много вибраций на стыках, чуть больше спокойствия на неровностях. Уж не говоря про звук аудиосистемы Burmester: в купе ты словно на рок-концерте, а в родстере атаку сильно гасит мягкая крыша.

Но выезжаешь на Moscow Raceway, и... Удивительно, но родстер живее откликается на повороты руля! Он послушнее, он более склонен прощать драйверские помарки: позволяет обращаться с собой вольнее, скольжения развиваются спокойнее. И по времени круга — никакого проигрыша Кайману. У меня даже получилось проехать на 0,3 с быст-рее. Фантас-тика? Ведь Boxster слабее на 10 л.с., а кузов проигрывает каймановскому по жесткости на кручение раза в полтора. Но это, видимо, как раз тот редкий случай, когда кузов сильнее прогибается не под изменчивый мир, а под нас.

Boxster на треке — не прогулочный родстер, а серьезный спортивный автомо­биль

Так что когда подержанный Cayman или Boxster годика через три можно будет купить миллиона за два (по нынешним ценам), то класс GT4 должен заиграть яркими красками. Это, конечно, все равно дорого. Но, к примеру, Юрий Ветров потратил на сезон в серии Max Power Cars за рулем Мазды MX-5 около 350 тысяч рублей, участие в Porsche Cup на Каймане выйдет немногим дороже. И это — за оружие победы. Во время заездов Time Attack (на время, но без гонки) на почти сухом асфальте я выиграл у ближайшего преследователя одну десятую секунды, а на залитом дождем треке «привез» всем около трех секунд. В итоге выиграл в классе Sport A.

Родстер Boxster Spyder, самый легкий Porsche своего времени, парит над трассой после глубокой атаки поребрика

И это была борьба! Уровень езды лидеров серии Porsche Sport Challenge высок: Кесельман рассказывает, что года три назад он свободно объезжал здесь всех на Панамере, потом ему для этого стала нужна Carrera S, а сейчас люди присиделись к своим машинам, вкатились в трассы — и...

Конечно, это еще не настоящие гонки. Но уже — автомобильный спорт.

Игра в классы

Классовое разделение автомобилей в заездах на лучшее время круга (Porsche Club Cup) проводится по паспортной мощности:

– Sport A — до 349 л.с.;

– Sport B — от 350 до 399 л.с. (включая Porsche 911 Carrera серии 991);

– Super Sport A — от 400 до 450 л.с. (включая Porsche 911 Carrera S/4S серии 991);

– Super Sport B — более 450 л.с.

Для автомобилей, выпущенных до 1997 года включительно, выделено две категории:

– Classic A — с атмосферными двигателями;

– Classic B — с турбомоторами.

Еще существует так называемая «Группа 7» для автомобилей, не соответствующих техническим требованиям регламента. А если в гонке собираются более пяти автомобилей одной модификации, для них может быть организован отдельный зачет: так будет в следующем году среди купе Porsche 911 GT3 серии 991.

Участники очной гонки Porsche Sport Challenge помимо абсолютного зачета соревнуются еще и в классах Sport (для автомобилей мощностью до 399 л.с.), Super Sport (для тех, у кого моторы мощнее) и GT3 — для одноименных версий Porsche. Причем чуть ли не все победные кубки может забрать один человек: разрешено регистрироваться сразу в нескольких классах.

Рекомендованные статьи