Кубок Дружбы по кольцевым гонкам: каким он был в советские времена и каким возрождается сегодня?

Фото: dzintaraaplis.lv | Игнат Халтурин

В минувшие выходные участники прибалтийского чемпионата Dzintara Aplis и российской серии Moscow Classic Grand Prix провели совместные гонки на трассе Бикерниеки. А параллельно он стал финальным этапом Кубка Дружбы – новой серии с хорошо знакомым ветеранам автоспорта названием.

Рижская трасса недавно была реконструирована и обросла современными заборами и сетками. Но, к счастью, на Бикерниеки еще остались места, сохранившие дух прежних времен

Во времена СССР Кубок Дружбы социалистических стран (или Кубок мира и дружбы – под таким названием он был известен в этих самых странах социалистического лагеря) был самым крупным международным гоночным турниром за «железным занавесом». Свой Кубок разыгрывался практически в каждой дисциплине автоспорта – кольце, ралли, автокроссе, картинге. Советским раллистам, правда, повезло больше – их выпускали на этапы чемпионата мира и Европы. А вот всем остальным приходилось вариться в «собственном соку».

В кольцевых гонках каждая сборная готовила свою технику. В «кузовах» разнообразие было не так велико: советские Жигули были основной машиной для большинства сборных, и только чехи да румыны пользовались «домашними» Шкодами и Дачиями. А вот в формулах пелотон был куда пестрее: тут стартовали чешские Металексы и Авиа, польский РАК-Промот, венгерский TG, немецкие Мелькусы и советские Эстонии. В самом начале разнообразие техники было еще больше – Вартбурги, польские ФИАТы, различные формулы собственной постройки, но к началу 80-х технический прогресс оставил в строю только лучших из лучших.

В начале, пока на заводе ТАРК в Таллине не было налажено производство собственных гоночных автомобилей, советским гонщикам приходилось использовать «капиталистическую» технику – Мелькусы и де Санктисы

Сам по себе Кубок Дружбы был учрежден польской федерацией в 1963 году и в первое время проводился по международным требованиям класса Формула-3. Советские гонщики примкнули к новому чемпионату в 1965-м, когда в сборную команду вошли Антс Сейлерс, Виктор Лапин, Юрий Андреев и Яков Вартпатриков. С 1973 года Кубок начал разыгрываться в двух классах – к формулам добавился заезд на легковых автомобилях с мотором до 1600 «кубиков». Хотя здесь всегда были свои аутсайдеры (вроде сборных Болгарии, Польши и Венгрии), «дружеские» этапы были для советских гонщиков серьезным испытанием: им противостояли сильные соперники из Чехословакии и ГДР, на чьей стороне случалось и техническое преимущество. Например, чешские шины Barum порой оказывались быстрее советского НИИШПа, да и получать техническую информацию «европейцам» было проще. В Чехословакии и ГДР регулярно проходили этапы «капиталистических» чемпионатов, а вместе с ними за железный занавес активнее проникала и техническая информация.

География Кубка Дружбы социалистических стран постоянно росла: если в начале 70-х серия разыгрывалась в три-четыре этапа, то на пике популярности сезон включал в себя семь гонок. Причем, проходили они не только на стационарных автодромах, но и на городских трассах в болгарской Албене и румынской Решице

В советские времена отобраться в сборную страны по кольцевым гонкам было большой честью. Весной, на специальных сборах тренер отсматривал кандидатов и формировал состав – основных и запасных гонщиков. Выезды начинались с обязательного инструктажа в ЦК ДОСААФ, после которого вереница машин с боевой техникой на прицепах отправлялась в дорогу, уезжая из дома порой на две-три недели. Поначалу гонщики сами обслуживали свои машины, и только позже техника стала ездить на автовозах, у спортсменов появились механики (сами порой бывшими классными пилотам) а на этапы, время от времени, участники начали летать на самолетах.

Практически с первых лет советские гонщики стали бороться за высокие места в Кубке Дружбы: так, в 1970 году вышеупомянутый Юрий Андреев взял «серебро» среди формулистов. Но выиграть чемпионат что в личном, что в командном зачете долгое время не получалось. К слову, Кубок Дружбы всегда был командным видом спорта – по крайней мере, в глазах советских функционеров. В состав каждой команды входило по четыре гонщика, а в зачет шли два лучших результата. Личные результаты были столь не важны, и в случае схода одного или двух «сборников» с командного мостика (к недовольству гонщиков) порой давали сигнал «на доезд». То есть, надо было прекратить борьбу и, финишировав двумя машинами, набрать очки, чтобы не подвести сборную команду.

У кольцевой сборной Советского Союза было всего два тренера – Виктор Лапин и Юрий Андреев (на фото), бессменно руководивший командой с 1971 года

Первым выиграть Кубок Дружбы смог эстонец Мадис Лайв, победивший в 1975 году, а занявший второе место москвич Владислав Барковский помог оформить советский дубль в гонках формул. Командный титул, правда, тогда ускользнул: по воспоминаниям Барковского, после череды дисквалификаций на последней гонке было решено брать в зачет не все этапы, из-за чего сборная СССР и потеряла первое место.

После этого дела пошли гору: в 1978-м командный кубок взяла «кузовная» часть нашей сборной. А 80-е и вовсе стали призовыми: в редкий год советские гонщики оставались без места в первой тройке, а столичный гонщик Алексей Григорьев стал двукратным обладателем Кубка на Жигулях. Среди формулистов в 1987-м первенствовал эстонец Тоомас Напа, а вторым советским двукратным победителем турнира стал москвич Виктор Козанков после триумфа в 1988 и 1989 годах. В том же 89-м тольяттинец Юрий Кацай принес последний титул для «кузовной» сборной, а среди формулистов в 1990 году отличился москвич Александр Потехин. Впрочем, к тому времени над Восточной Европой уже вовсю дул ветер свободы и после этого Кубок прекратил свое существование.

Сборная команда СССР по кольцевым гонкам образца 1981 года

Вот такое славное наследие досталось организаторам турнира Moscow Classic Grand Prix вместе с названием Кубок Дружбы. Двухэтапная серия на гоночной технике советских времен, проведение которой было объявлено в этом году, собрала под свои знамена почти шесть десятков пилотов из России, Германии, Украины, Латвии, Эстонии и Литвы. Среди формулистов список и вовсе пестрел фамилиями участников, гонявшихся еще во времена СССР, во главе которых был серебряный призер Кубка Дружбы 1983 года, москвич Эдгар Линдгрен. К сожалению, «Дед» не смог поехать на второй этап в Ригу – хотя на первом, на трассе Moscow Raceway, 80-летний спортсмен уверенно поднялся на пьедестал. Так что в столице Латвии за Линдгрена отдувалась «молодежь»: Александр Потехин, Як Куль, Марис Озолиньш, Вячеслав Шумилов, Сергей Горшенев и выступавший на машине собственной конструкции Rukuts 3 рижанин Индулис Рукутс.

Объединенный заезд формул собрал в Риге 16 участников

В гонках класса Формула Мондиаль, где стартовала 1600-кубовая техника, дважды выиграл эстонец Айн Лахер на Эстонии-25. Но российский этап он пропустил, и победу по итогам сезона одержал москвич Александр Потехин на Эстонии-20. Его главный соперник, Як Куль, сошел во втором заезде рижского этапа и тем самым отдал все карты в руки россиянина. Сам эстонец в итоге стал серебряным призером Кубка, а на третье место поднялся москвич Кирилл Будовский на аналогичной же Эстонии-21-10. Увы, его главный соперник в споре за «бронзу», немец Хартмут Хайдике, «вскипятил» мотор и пропустил вторую рижскую гонку. К сожалению, та же судьба – перегрев двигателя и досрочный сход – еще раньше постигла и Рукутса.

Победитель Кубка Дружбы в зачете Формула Восток Андрис Грикис

В Формуле Восток для машин с мотором в 1300 «кубиков» все призы также разобрали владельцы Эстоний. Кубок Дружбы выиграл латыш Андрис Грикис, «серебро» досталось Вячеславу Шумилову, а неудачи в Риге оставили еще одного москвича, Андрея Бойко, с «бронзой».

Технические проблемы вмешались в борьбу за победу практически во всех классах нынешнего Кубка Дружбы

Среди «волгарей» больше всего очков в Латвии заработал Денис Самсонов, приехавший на гонку из сибирского Ачинска! Однако неудачи на первом этапе в Москве так и не позволили россиянину взять титул, который достался Антону Долгополову. Рижанин начинал последний этап в роли догоняющего – лидером был еще один представитель Латвии, Айнарс Шенфелдс. Но ему домашние стены, увы, не помогли – «баранка» в обоих гонках отбросила первого лидера серии далеко за черту призеров. В итоге на вторую ступень пьедестала по сумме двух этапов поднялся рижанин Андрей Пауперс, а замкнул тройку призеров Кубка Дружбы Денис Самсонов.

Волги стали самым массовым классом рижской гонки: на старт вышли почти три десятка автомобилей!

В зачете Москвич набралось всего шесть гонщиков и организаторы отправили их в один заезд с Волгами. Победы в двух гонках достались москвичу Максиму Базильеру и литовцу Дайнису Петрулису, а вот обладателем Кубка Дружбы стал организатор турнира Moscow Classic Grand Prix, Александр Смирнов.

Авария и поврежденный автомобиль не позволили Айнарсу Шенфелдсу удержать лидирующие позиции в гонках на ГАЗ-24

Среди любителей «вазовской» техники с 1300-кубовыми двигателями титул выиграл рижанин Мартинс Лагздиньш, выигравший все четыре гонки сезона. Вторым стал его земляк Янис Бергс, а замкнул тройку призеров москвич Илья Кашин. А вот во взрослом классе Жигули 1600 борьба кипела не на шутку. Оба заезда выиграл россиянин Андрей Козлов, причем финишировавший вторым Петерис Лайпниекс из латвийского городка Марупе оба раза проиграл москвичу меньше секунды! Но, увы, триумфатор рижской гонки не подавал заявку на участие в Кубке Дружбы, так что титул ушел Лайпниексу. Занимавший перед стартом рижского этапа петербуржец Михаил Фролов неудачно провел оба заезда и едва не уступил «серебро» Владимиру Череваню из Орла: в итоговом протоколе двух россиян разделили всего восемь очков.

Орловец Владимир Черевань в этом сезоне успешно совмещает выступления в Российской серии кольцевых гонок со стартами на вазовской «классике»

Первый год возобновленного Кубка Дружбы оставил приятное впечатление, и его устроители уже размышляют над расширением календаря в следующем году. Ну а в ближайшей повестке дня у любителей раритетной гоночной техники – финальный, третий этап турнира Moscow Classic Grand Prix, который пройдет осенью на трассе Moscow Raceway. Причем, состоится он не в будни, как это было заведено в гонках на «классике» раньше, а в выходные 1-2 октября. Как говорится, спешите видеть!

Рекомендованные статьи