Предисловие к Ле-Ману: чего ждать от участников легендарного суточного марафона?

Предисловие к Ле-Ману: чего ждать от участников легендарного суточного марафона?
Автоспорт | 15 июня 2018
Фото: команды-участницы | компания Michelin

С самого начала своей истории в 1923 году, гонка в Ле-Мане постоянно удивляет странностями в регламенте. Взять хотя бы первоначальную идею вручать главный приз по итогам трех лет или нынешние истории, среди которых, например, допуск непрофессионального гонщика Хенрика Хэдмана в топовый класс LMP1. Не привыкать болельщикам и к тому, что организаторы частенько тянут за уши определенные команды. Так было с Матрой на стыке 60-х и 70-х годов, когда словно под нее подогнали трехлитровый лимит для спортивных машин. Дополнить эту ретроспективу можно печально известными идеями о введении единого с Формулой-1 двигателя. После унификации двух ведущих мировых первенств чемпионат спортивных машин благополучно почил в бозе, а Ле-Ман, пережив стремительный наскок прототипов, медленно трансформировался в то, что мы имеем на данный момент. Кто же будет главными действующими лицами нынешнего 24-часового марафона на кольце Ля-Сарт?

Категория LMP1

Toyota (шасси TS050, двигатель 2.4 V6 турбо)
№7 Майк Конвей, Хосе-Мария Лопес, Камуи Кобаяси
№8 Себастьен Буэми, Кадзуки Накадзима, Фернандо Алонсо

Японцы при возвращении в Ле-Ман, как бы странно это ни звучало, не ставили себе целью обойти кого-то из конкурентов. Главная задача — именно выиграть эту гонку, которая уже лет тридцать преподносит им самые невообразимые разочарования. Невезение марки тут настолько невероятно, что по ходу специальных тестов команда имитировала все возможные проблемы, которые когда-либо случались с их машиной, чтобы проверить, сможет ли прототип добраться до гаража в ремонтопригодном состоянии. Даже на трех колесах ездили!

Вместо рутины тестов, обычно представляющих собой однообразное нарезание кругов с перерывами на дозаправку, на сей раз машина то и дело останавливалась в гараже. Инженеры буквально придумывали, какие поломки могут произойти - и, главное, как на это будут реагировать гонщики и механики. Дошло до курьеза. Кто-то просто подошел к прототипу и выключил «массу» снаружи, как это обычно делают работники трассы. При этом отключается и радиосвязь с командой. Догадается ли гонщик дотянуться до потайного переключателя, который оживляет машину? Нет, не догадался. Причем в команде не стали сообщать, кто из пилотов подвергся такой проверке.

Что касается автомобиля, то никаких глобальных изменений в аэродинамике TS050, по сравнению с прошлым сезоном, нет: версия машины, участвовавшая в «6 часах Бахрейна» 2017 года, должна была стать ориентиром для частников. А вот под кузовом новинки имеются. Изменена система охлаждения аккумуляторных батарей — для упрощения конструкции пришлось отказаться от узла «кондиционирования», демонтаж которого в прошлый раз отнял чуть ли не час. Сам кузов теперь тяжелее, но прочнее, чтобы без проблем переносить «обстрел» ошметками резины.

Основное преимущество Тойоты ожидают получить благодаря экономичности, обусловленной правилами: они реже будут заезжать на дозаправку и проведут у гаражей меньше времени. При всех прочих равных преимущество заводчан перед частниками оценивается в два круга (27 километров) за 24 часа дистанции. Безусловным подспорьем гибрид будет и при обгоне круговых. А вот различия «характеров» с обычными прототипами могут сыграть злую шутку: разгоняются заводчане очень шустро, но, достигнув высокой скорости, затем чаще двигаются накатом, в то время как частники могут показывать более высокую максимальную скорость.

Рекордов в квалификации не предвидится: дождь без устали поливал трассу почти все две недели, что отделяют тестовый день от решающих заездов, да и рисковать сейчас незачем. Быстрейшим пока что является экипаж №7, и было бы опрометчиво со стороны японцев каким-то образом тормозить его в угоду второму трио. И не забудем о неумолимой статистике: победители гонки в Спа в рамках чемпионата FIA WEC еще никогда не выигрывали последующий Ле-Ман. Получается, у Фернандо Алонсо и его напарников есть шанс стать исключением из этого правила.

Rebellion (шасси Oreca R13, атмосферный двигатель Gibson 4.5 V8)
№1 Андре Лоттерер, Нил Джани, Бруно Сенна
№3 Матиас Беш, Тома Лоран, Густаво Менезес

Швейцарцы, почуяв реальную возможность сразиться за победу в общем зачете (ну или дождаться момента, когда Toyota сама уронит трофей в их руки), решили вернуться в старший класс с хорошо известным им оружием, «прокачанным» в соответствии с техническим регламентом. С одной стороны, машина абсолютно сырая, до начала сезона прошедшая лишь установочные круги; в то же время это не абсолютно новая техника, а модернизация хорошо известных шасси и двигателя.

Шасси Oreca R13 заимствует монокок у Oreca R07, который использовался швейцарцами на прототипе Rebellion R-One в LMP1 в 2014 году. Мотор Gibson GK458 — модифицированная версия атмосферника LMP2 с распределенным впрыском. Такой двигатель не может работать на обедненной смеси, как конкуренты, но, как показал первый заезд «суперсезона», это пока что никак не сказывается на конкурентоспособности. Большое неудобство для гонщиков заключается в том, что расход топлива приходится контролировать чуть ли не на глазок: в отличие от заводчан, у частников нет хитрых систем картографии управления двигателем, которые позволяют корректировать расход буквально на каждом круге.

Экипаж с «единичкой», полученной за победу в LMP2 в прошлом году, в представлении не нуждается. А вот «тройка» представляет собой молодежный экипаж, составленный из гонщиков, блиставших в младшем классе и полностью заслуживших это повышение.

ByKolles Racing: шасси — ENSO CLM P1, двигатель — NISMO 3.0 V6 турбо
№4 Том Дильманн, Оливер Уэбб, Доминик Крайхамер

Эпопея непотопляемого румына продолжается. Неизвестно, откуда у Колина Коллеса мотивация и средства тянуть этот проект, но прототип CLM01, являющийся модификацией шасси Lotus T128, сам по себе претерпевает уже четвертую модернизацию, большинство из которых были связаны с заменами поставщиков двигателей. Сейчас под капотом у машины — турбодвигатель Cosworth, некогда разработанный для помпезного переднемоторного прототипа Nissan. Этот узел и очень сильный состав гонщиков — главные козыри команды. С силовым агрегатом у этого коллектива еще не было проблем, а вот другие мелкие поломки то и дело заставляли сходить с трассы. Так что, если уж кто и подхватит трофей, падающий из рук Тойоты, то это будет точно не команда Коллеса.

CEFC TRSM Racing (шасси Ginetta G60-LT-P1, двигатель Mecachrome 3.4 V6 турбо)
№5 Чарли Робертсон, Майк Симпсон, Лео Руссель
№6 Оливер Роуланд, Оливер Терви, Алекс Брандл

В Спа одна из самых интересных команд чемпионата FIA WEC пала жертвой проблем у китайских спонсоров, которые попали под разбирательства у себя в стране и не смогли перевести деньги за участие в первой гонке сезона. Из-за этого коллектив остался без возможности толком испытать технику. Причем, как оказалось, проверка нужна не столько для шасси, сколько для двигателя. Даже в своей изначальной форме в Формуле-2 «мекакромы» уже успели несколько раз сломаться по ходу спринтерских заездов. Чего же ждать от версии с непосредственным впрыском, которая должна выдержать испытание суточным марафоном? Вдвойне обидно еще и из-за того, что и Ginetta, и Mecachrome заявляют о своем интересе к классу LMP1 на долгосрочную перспективу.

Что касается гонщиков, то и пришедшим из младших классов LMP Русселю, Робертсону и Симпсону, и опытным и широко известным Брандлу, Терви и Роуланду очень сильно повезет, если они отработают хотя бы одну смену за рулем машины, для которой Ле-Ман окажется не столько первой гонкой, сколько первым большим тестом.

DragonSpeed (шасси BR1, атмосферный двигатель Gibson 4.5 V8)
№10 Бен Хенли, Ренгер ван дер Занде, Хенрик Хэдман

Заявка команды Элтона Джулиана была до последнего под вопросом: американец требовал тщательного исследования причин аварии его гонщика Пьетро Фиттипальди в Спа. Тогда его прототип вышел из-под контроля в самом начале подъема Радийон и на скорости около 200 км/ч въехал в стену, а бразилец сломал обе ноги. Судя по всему, авария произошла из-за сбоя в электронике, которую для машин с мотором Gibson поставляет Cosworth (у «заводского» BR1 на моторах AER стоит другая система), и повторение такого инцидента в Ле-Мане крайне маловероятно. Иначе Джулиан не стал бы заказывать новое шасси и рисковать здоровьем гонщиков.

Ведущим в трио готов стать ван дер Занде - как более опытный боец. Хенли постарается не испортить картину, а вот наличие в составе Хэдмана более чем удивительно. Согласно правилам LMP1, в этом классе могут соревноваться только профессиональные гонщики, а к их числу почтенного возраста джентльмен не относится!

SMP Racing (шасси BR1, турбодвигатель AER 3.4 V6)
№11 Михаил Алешин, Виталий Петров, Дженсон Баттон
№17 Стефан Сарразен, Егор Оруджев, Матевос Исаакян

Прототип BR1, созданный специалистами фирмы Dallara на основе шасси P217, еще в Спа показал хороший темп. Само собой, просто взять прототип из младшего класса было нельзя: одна только разница в весе требовала пересмотреть подход к изготовлению монокока. Но в итоге, как и в случае с машиной Oreca R13, ставка на родство с LMP2 сработала - именно эти два автомобиля позволяли бороться за пьедестал почета. Правда, добраться до финиша BR1 все-таки не смогли: помешала авария Матевоса Исаакяна, о причинах которой до сих пор идут споры. Прототип, мчавшийся за пределами трассы в Радийоне, взлетел и сделал два сальто назад. Конструкторам пришлось вносить изменения в так называемый «ле-мановский» пакет аэродинамики: чуть больше стали спойлеры на носу машины, а отверстия над передними колесами увеличились, чтобы отводить больше воздуха. Из-за этого новая модификация стала несколько хуже по части максимальной скорости.

Впрочем, у всех, кто следит за миром марафонских гонок, больше опасений вызывает не шасси, а двигатель. Дело в том, что фирма AER, некогда знаменитая своими успехами в Ле-Мане, в последнее время серьезно испортила себе репутацию провальными выступлениями на американском чемпионате IMSA. Уже в этом году в «24 часах Дайтоны» заводская команда Mazda, чьи прототипы оснащены моторами AER, запомнилась эффектным фейерверком…

Что не вызывает вопросов, так это состав гонщиков российской команды. Алешин и Петров уже давно в марафонах, Сарразен — гуру гонок спортивных машин, Оруджев и Исаакян быстро освоились в новом для них классе, а Баттон уже вошел во вкус стайерских заездов, что видно по его блестящим выступлениям на японском чемпионате Super GT.

Категория LMP2

Младший зачет прототипов организаторы стараются подать как площадку для сражения гонщиков, а не производителей. Доработки техники тут запрещены: за четыре года каждая из четырех фирм-поставщиков имеет право лишь однажды обновить шасси. Лучше всех дела идут у компании Oreca, которая, выкупив права на интеллектуальную собственность фирмы Courage, поначалу модифицировала старую баркетту, а затем построила купе Rebellion R-One, монокок которого успешно кочует с одной модели Oreca на другую. Неудивительно, что с таким богатым опытом подопечные Юга де Шонака, помимо прочего еще и оказывающие поддержку заводской команде Toyota, стали безоговорочными лидерами нового «закрытого клуба» LMP2. Среди клиентов де Шонака есть команда Signatech, выступающая под вывеской Alpine. Видимо, на французов запрет на рекламу автомобильных фирм не распространяется. Более того, их прототип в официальных документах называется не Oreca R07, а Alpine A470.

Намного хуже дела идут у фирмы Ligier. Участникам разрешено использовать в Ле-Мане специальную версию шасси, и у французов она получилась гораздо хуже, чем спринтерская, использующаяся на обычных трассах и позволяющая хоть как-то соперничать с клиентами Ореки. В межсезонье для доработки прототипа JS P217 была применена та самая единственная разрешенная возможность внести изменения в конструкцию, но особого энтузиазма командам это не добавило.

Прототип Dallara P217, вызвавший в прошлом году нарекания гонщиков по части управляемости, зимой обзавелся новым сплиттером, что должно сказаться положительно на норове машины. Вообще, итальянцы строили свой автомобиль в первую очередь для американского чемпионата IMSA, и только затем новинка подгонялась под европейские реалии.

Так или иначе, но существенная разница в темпе трех шасси ставит под сомнение логичность всей затеи организаторов с ограничением количества конструкторов в классе и запретом на доработки. Четвертые из допущенных в зачет счастливчиков, американцы из Riley, вообще умудрились построить настолько плохую машину, что ее никто даже не рискует покупать, - только команда Райнхольда Йоста, известная по триумфальным выступлениям с Porsche и Audi в Ле-Мане, ныне пытается в чемпионате IMSA заставить ехать тот прототип, стилизованный под продукцию фирмы Mazda.

В отличие от старшего класса, в LMP2 существует такое понятие, как «шинная война», — и это тоже, кстати, идет вразрез с логикой исключительно «гонщицкого» зачета. Фирма Michelin еще не подмяла под себя все классы прототипов — в LMP2 прочны позиции шинников Dunlop. В этом году оба производителя подготовили обновления, и точный расклад сил в этом компоненте еще до конца не ясен. Также все прототипы оснащены одинаковыми моторами Gibson GK428 — 4,2-литровыми атмосферниками V8.

United Autosports (шасси Ligier JS P217, шины Dunlop)
№22 Фил Хансон, Фелипе Альбукерке, Пол ди Реста
№32 Уилл Оуэн, Хуго де Саделеер, Хуан-Пабло Монтойя

Наличие молодого и оттого не обладающего высоким «медальным» статусом Фила Хансона позволило собрать в одном экипаже столь быстрых спортсменов, как Альбукерке и ди Реста. Да и сам юниор тоже не лыком шит. Если бы не шасси Ligier, то именно это трио было бы одним из главных фаворитов заезда.

Второй экипаж выглядит послабее: в напарники победителю Гран При Монако и Инди-500 Хуану-Пабло Монтойе достались стабильные, но не слишком быстрые гонщики, так что колумбийцу будет сложно рассчитывать на особые успехи.

Panis-Barthez Competition (Ligier JS P217, шины Michelin)
№23 Уилл Стивенс, Тимоти Бюрэ, Жюльен Каналь

Еще один очень интересный экипаж, возможности которого придется разглядывать сквозь причудливую призму темпа Ligier. Стивенс уже записал на свой счет победу в Ле-Мане в прошлом году в «любительском» классе GTE-Am, а Каналь может считаться ветераном суточного марафона. На фоне опытных коллег блеснуть собирается и молодой Бюрэ, которому ранее не хватало стабильности по ходу выступлений.

Algarve Pro Racing (шасси Ligier JS P217, шины Dunlop)
№25 Марк Паттерсон, Ате Дирк де Йонг, Таксунг Ким

Триумфаторы «Азиатской серии Ле-Ман» использовали свой пригласительный билет на старт марафона, чтобы скомпоновать полностью любительский экипаж, задача которого — просто не мешать остальным бороться.

G-Drive Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№26 Роман Русинов, Жан-Эрик Вернь, Андреа Пиццитола
№40 Энцо Гиббер, Хосе Гутьеррес, Джеймс Аллен

В очередной раз дружина, главной движущей силой которой является Роман Русинов, готовится к покорению главной вершины, не поддающейся уже несколько лет подряд. В технических партнерах у команды Романа — сильный французский коллектив TDS Racing; а в напарники на Ле-Ман подобраны один из лидеров Формулы-Е Жан-Эрик Вернь и подающий большие надежды Андреа Пиццитола. Остается только надеяться, что запас везения не израсходован в Спа, где гонка для Русинова прошла просто безукоризненно, а тот же Вернь не будет горячиться и вспомнит, что марафон длится гораздо дольше, чем электроспринты.

Интересно, что вторая заявка от команды G-Drive поддерживается другим коллективом, Graff Racing, который откомандировал туда весьма перспективного австралийца Джеймса Аллена, тезку знаменитого эксперта Формулы-1. Компанию Аллену составят не менее быстрые Гутьеррес и Гиббер.

TDS Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№28 Франсуа Перродо, Матье Ваксивьер, Лоик Дюваль

Собственная заявка команды TDS Racing сочетает в себе двух быстрых гонщиков (Ваксивьер и заводчанин Audi Дюваль) и руководителя нефтедобывающей компании Перродо. Очевидно, что возможности трио ограничиваются именно уровнем гонщика-любителя, что ставит эту заявку в менее выгодное положение по сравнению с тем же экипажем G-Drive.

Racing Team Nederland (шасси Dallara P217, шины Michelin)
№29 Фритс ван Эрд, Ян Ламмерс, Гидо ван дер Гарде

Ветеран Ян Ламмерс, выигравший Ле-Ман в 1988 году, собирается провести последнюю гонку на столь серьезном уровне — после марафона его в составе заменит молодой Ник де Врис. Ван дер Гарде — один из тех, кто может вести Даллару в одном темпе с Ореками, но вот компенсируется это наличием в экипаже типичного джентльмен-драйвера в лице ван Эрда, который, впрочем, и платит за существование всей команды.

DragonSpeed (шасси Oreca 07, шины Michelin)
№31 Пастор Мальдонадо, Натаниэль Бертон, Роберто Гонсалес

«Младшую» заявку американской команды DragonSpeed стоит воспринимать всерьез из-за одного только наличия в ее составе знаменитого Пастора Мальдонадо. Во-первых, венесуэльский гонщик быстро адаптировался за рулем прототипа и начал показывать очень хороший темп уже на тестах. Во-вторых, и профессиональный гонщик Бертон, и джентльмен-драйвер Гонсалес порой показывают высокий темп. Если все сложится удачно, то это трио вполне может претендовать на победу.

Jackie Chan DC Racing (шасси Ligier JS P217, шины Dunlop)
№33 Дэвид Ченг, Ник Буль, Пьер Николе
№34 Рикки Тейлор, Ком Ледогар, Дэвид Хайнемайер-Хэнссон

Интересный состав собрала команда Дэвида Ченга, спонсируемая знаменитым каскадером Джеки Чаном. Несмотря на то, что в прошлом Ле-Мане коллектив чуть было не выиграл в общем зачете, выступая на Ореке, дополнительные заявки на этот год (а Ченг мог воспользоваться аж пятью машинами) заполнены двумя Ligier. Вместе с самим управляющим команды едет француз Пьер Николе, а трио дополняет еще один любитель, американский предприниматель Ник Буль.

Второй экипаж куда интересней — остается лишь сожалеть, что потенциал будет скрыт под спудом невысокого темпа машины. Старший из братьев Тейлор, чемпион серии IMSA, объединит усилия с Комом Ледогаром, который отлично зарекомендовал себя в качестве заводского гонщика Макларена в категории GT. Компанию им составит компьютерщик Хайнемайер-Хэнсон, который машину водит весьма быстро.

SMP Racing (шасси Dallara P217, шины Dunlop)
№35 Виктор Шайтар, Харрисон Ньюи, Норман Нато

На Ле-Ман в российской команде SMP Racing собрали специальный экипаж, который на бумаге выглядит достаточно сильно. Виктор Шайтар, скорее всего, предпочел бы вновь оказаться за рулем Ferrari категории GTE, но и в прототипах победитель Ле-Мана 2015 года чувствует себя вполне уверенно. Ньюи, сын того самого формульного «гения воздуха», уже зарекомендовал себя в «Азиатской серии Ле-Ман» с лучшей стороны. Ну а Нато может явить собой очередное доказательство того, что гонщик, не добившийся больших успехов в молодежных сериях, вдруг начинает здорово ехать именно в классе спортивных машин.

Signatech Alpine (шасси Alpine A470, шины Dunlop)
№36 Николя Лапьер, Пьер Тирье, Андре Негран

Один из сильнейших коллективов в LMP2, Signatech, вновь собрал одно из самых многообещающих трио. Скорости бывшему заводчанину Лапьеру не занимать — нужно лишь держать голову в холоде. Тирье хоть и является условно «серебряным» гонщиком-любителем, но по факту может обставить на трассе многих профессионалов. А пришедший из молодежных чемпионатов бразилец Андре Негран в гонках спортивных машин уже добился больших успехов, нежели в «формулах».

Jackie Chan DC Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№37 Джаземан Джафар, Набиль Джеффри, Вейрон Тан
№38 Хо-Пин Тун, Габриэль Обри, Стефан Рикельми

Основная заявка китайской команды, которая через несколько лет собирается привезти в Ле-Ман первый прототип из Поднебесной. В одном экипаже собраны азиаты во главе с Джаземаном Джафаром - пожалуй, самым известным на данный момент гонщиком из Малайзии. Во втором едут один из быстрейших китайцев Тун, уже успевший победить в Ле-Мане, Рикельми и юниор Обри, воспитанник молодежной программы поддержки команды.

Graff-SO24 (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№39 Винсан Капиллэр, Джонатан Хирши, Тристан Гомменди

Это тот самый Винсан Капиллэр, из-за которого в прошлом году Toyota лишилась победы в Ле-Мане. Он снова в деле, поддерживаемый местными предпринимателями, в составе второго экипажа команды Graff, которой еще только предстоит доказать свой класс в соревнованиях прототипов. Для Хирши и Гомменди это будет уже далеко не первый Ле-Ман, а значит, шасси Oreca в их руках превращается в грозное оружие.

Eurasia Motorsport (шасси Ligier JS P217, шины Dunlop)
№44 Трейси Крон, Никлас Йонссон, Андреа Бертолини

Знаменитые зеленые цвета техасского миллионера Крона снова в Ле-Мане. Сам любитель зачастую оказывается в невероятных переделках на трассе, что сводит на нет все усилия его коллеги Йонссона. На этот раз к постоянному дуэту добавляется итальянский ветеран, более знакомый болельщикам по выступлениям за Ferrari и Maserati в GT. Удивительно, но это будет первый старт Бертолини за рулем ле-мановского прототипа!

Cetilar Villorba Corse (шасси Dallara P217, шины Dunlop)
№47 Роберто Лакорте, Джорджо Сернаджотто, Фелипе Наср

Как и в случае с «голландской» Далларой, в экипаже у итальянцев есть безоговорочный лидер — Фелипе Наср, который вполне может вести борьбу за самые высокие места. Вот только в напарниках у него вовсе не юные дарования, подающие большие надежды, а скорее просто большие любители гонок на выносливость.

IDEC Sport (шасси Oreca 07, шины Michelin)
№48 Поль-Луп Шатен, Поль Лафарг, Мемо Рохас

Несмотря на то, что Рохас считается профессиональным гонщиком, некоторые любители могут поспорить с ним по чистому темпу. Во всяком случае, Поль-Луп Шатен явно выделяется на его фоне благодаря весьма сильным выступлениям. Лафарг же — типичный представитель джентльмен-драйверов.

Larbre Competition (шасси Ligier JS P217, шины Michelin)
№50 Романо Рикки, Эрвин Крид, Тома Дагоно

Команда легендарного Джека Леконта все-таки вернулась в Ле-Ман, но уже без своего Корветта. На сей раз пришлось выставлять прототип для двух гонщиков-любителей Рикки и Крида, посильную помощь которым окажет уроженец Ле-Мана Дагоно, периодически выступающий в различных соревнованиях на спортивных машинах уже десять лет.

Категория GT

Основная тема в профессиональном классе суперкаров, как бы ни было это обидно, — «баланс возможностей». В пучине информации, состоящей из данных покруговок, интервью спортсменов и инженеров, а также слухов, исходящих от источников, к которым в мире спортивных машин особо доверительное отношение, уже стало трудно отбиваться от всевозможных теорий заговоров. С точки же зрения самого обычного болельщика, остается один существенный вопрос: в чем смысл гонок, в которых все решает не «спортивность» конструкции, а то, насколько благосклонно относятся к той или иной марке судьи?

Да, на всех остальных этапах «балансом» руководит компьютерная программа, исходные параметры которой, кстати, тоже никому, кроме руководителей чемпионата, не известны. Но в Ле-Мане все решают люди. И поди докажи, что в сезоне-2016, в год 40-летия первой победы, Ford выиграл именно потому, что сама машина была настолько хороша. Хотя, конечно, автомобиль, конструкция которого ближе к прототипу, чем к серийной машине, вполне может быть безупречен. Слишком безупречен для чистого класса GT. А в этом году 70-летие отмечают в Porsche. И кто разберет в случае их выигрыша, это у них машина настолько быстра или все же «баланс» в их пользу был? Впрочем, этот вопрос сегодня, увы, относится к любому из победителей…

Ford GT
№66 Штефан Мюкке, Оливье Пла, Билли Джонсон
№67 Энди Приоль, Гарри Тинкнелл, Тони Канаан
№68 Джоуи Хэнд, Дирк Мюллер, Себастьен Бурдэ
№69 Райан Бриско, Ричард Вестбрук, Скотт Диксон

Спортивная программа марки сейчас находится в процессе реорганизации: новая метла в лице Марка Рашбрука, может, и не будет мести по-новому, но определенные изменения уже внесены. Так, американцы отказались от идеи продавать свои купе частникам в класс GTE-Am и не стали дорабатывать нынешнюю версию машины, как это сделали в Ferrari. В следующем Ле-Мане Ford точно поедет: команда заявлена на весь суперсезон FIA WEC, - а вот насчет того, что будет потом, официальных новостей нет. Чемпионат начался для американцев уверенной победой в Спа, но там «баланс» был еще прошлогодним, а вот в Ле-Мане решать судьбу заезда будут все еще люди.

Ferrari 488 Evo
№51 Алессандро Пьер-Гвиди, Джеймс Каладо, Даниэль Серра
№52 Тони Виландер, Антонио Джовинацци, Пипо Дерани
№71 Давиде Ригон, Сэм Берд, Мигель Молина

На счету нынешней модели Скудерии уже есть чемпионские кубки, но нет победы в Ле-Мане. Кого винят итальянцы из придворной конюшни AF Corse? Правильно: «баланс». Гонщики еще до старта сезона, когда обновленная версия машины даже не успела показаться на официальных тестах, дружно заявили, что победить они на трассе Ля-Сарт не смогут, так как из-за особенностей уравниловки им на прямых не хватает максимальной скорости. Получается, «488-я» изначально очень хороша в поворотах, что неплохо для всех трасс в календаре, кроме Ле-Мана; а «баланс» нивелирует эту характерную особенность уменьшением максимальной скорости. Видимо, помочь Ferrari при таком раскладе может только дождь, хотя состав гонщиков у AF Corse один из сильнейших за все время.

Chevrolet Corvette C7R
№63 Ян Магнуссен, Антонио Гарсия, Майк Роккенфеллер
№64 Оливер Гэвин, Томми Милнер, Марсель Фасслер

Удивительным образом Corvette всего лишь за год из весьма свежего превратился в самый старый автомобиль в профессиональном зачете: обладатель рекорда, старичок Aston Martin Vantage, с очередной победой уступил-таки место новому купе. И нынешний суперсезон грозит стать последним не только для самого C7R, но и для целого рода, руку к созданию которого еще в 1953 году приложил сын эмигрантов из России Захарий Аркус-Дантов. Трудно представить, но продолжатель славных традиций Corvette C8 будет уже среднемоторным!

Что касается нынешнего Ле-Мана, то машины, подготовленные фирмой Pratt and Miller, как обычно, будут находиться в числе главных претендентов на победу: американцы горят желанием взять реванш за обиднейшее поражение и упущенную на последнем круге победу. И чемпионские титулы в чемпионате IMSA подтверждают силу этой заявки. Правда, это все без учета «баланса»…

BMW M8
№81 Мартин Томчик, Ники Катсбург, Филипп Энг
№82 Аугусту Фарфус, Антониу Феликс да Кошта, Александр Симс

Спустя семь лет после неудачи с M3 (моделью, которую далеко не все соперники признали полноценным купе) баварцы возвращаются с М8, дорожная версия которой весит почти две тонны. Как и в случае с Ford GT, спортивная модификация появилась на трассе еще до старта продаж обычной версии. На стадии проектирования ожидалось удивить гоночный мир некими нестандартными решениями, которые в целом поощряются текущим регламентом GTE. Для снижения веса и, главное, площади фронтального сечения конструкторы намеревались каким-то образом видоизменить кузов. Однако все это не нашло понимания у некоторых соперников, и те наложили вето на допуск такой версии машины. Немцам пришлось в срочном порядке подгонять под регламент серийный кузов, из-за чего насмарку пошло около пяти месяцев работы. Дела были настолько плохи, что руководителям гоночного отделения BMW перед стартом сезона IMSA, где дебютировали М8, пришлось открыто просить организаторов «облегчить баланс»! Единственное большое утешение: новинки с первого же раза выдержали тяжелейшее испытание «12 часами Себринга», что говорит о высокой надежности техники.

Aston Martin Vantage
№95 Марко Соренсен, Ники Тиим, Даррен Тернер
№97 Алекс Линн, Максим Мартен, Джонни Адам

Два в одном! Сразу две марки могли бы с гордостью заявить о победе в Ле-Мане в случае успеха данного купе: Aston Martin в качестве производителя шасси, а Mercedes — как моторист. Да, под костюмчиком ядовитого цвета у английского денди нынче не собственный старый добрый атмосферник, а четырехлитровый турбодвигатель от AMG. Правда, вероятность триумфа именно в 2018 году очень мала: подопечным Дэвида Ричардса из Prodrive пока что толком не удалось довести до ума шасси. Либо, чего греха таить, набросанный вручную «баланс» (данных-то по темпу машины, не участвующей в чемпионате IMSA, вообще нет никаких) попросту не дает раскрыть весь потенциал машины.

Porsche 911 RSR
№91 Рихард Литц, Джанмариа Бруни, Фред Маковиеки
№92 Микаэль Кристенсен, Кевин Эстре, Лоренс Вантор
№93 Патрик Пиле, Ник Танди, Эрл Бамбер
№94 Ромен Дюма, Тимо Бернхард, Свен Мюллер

Сразу четыре машины будут защищать цвета заводской команды в профессиональном зачете. Еще в прошлом сезоне новый среднемоторный вариант легендарного купе показал себя грозной силой. Если бы немцы чуть точнее рассчитали моменты для дозаправок, то и за победу можно было бы сразиться. На сей раз именно заявка Porsche выглядит наиболее сильной. Мало ведь заявить просто много машин — нужно пригласить сильных гонщиков, которые в любой момент могут взвалить на плечи бремя лидерства. И таких спортсменов в лагере Вайсзаха достаточно, а на подступах уже и новые выпускники из многочисленных кубков марки.

В Porsche отмечают 70-летие, в честь чего две машины, участвующие в FIA WEC, несут особенную раскраску: в честь знаменитой «розовой свиньи» 917/20 (которая успехов не добилась) и ливреи Rothmans, в которой блистали заводские машины в эру группы С.

 

Рекомендованные статьи