Как перенестись на гонки полувековой давности? Отправиться на Le Mans Classic!
Бывали когда-нибудь на реконструкциях крупных битв — например Бородинской? Ради того чтобы провести день в обличье солдата российской или наполеоновской армии, тысячи людей съезжаются со всей Европы. Примерно тем же, но в мире автоспорта, занимается автоклуб Peter Auto. Винтажные гонки ретромашин во французском Ле-Кастелле, итальянской Имоле, испанской Хараме или бельгийском Спа их рук дело.
Однако главным событием был и остается Le Mans Classic, который Peter Auto проводит совместно с организаторами «24 часов Ле-Мана» из ACO. «Классический» Ле-Ман устраивают только по четным годам, чередуя с аналогичными гонками в американской Дайтоне. На сей раз на кольцо Сартэ приехали 550 гоночных автомобилей с 1925 по 1993 год выпуска — и 123 тысячи зрителей!
На эти выходные весь паддок превратился в один большой музей. Живой. Над машинами суетятся механики. Посмотрите направо: так устроены тормоза Bentley 1927 года — настоящий грузовик! Посмотрите налево: тут сняли головку блока на MG PA тридцатых годов (господи, какая же машина крошечная!). Здесь можно проследить эволюцию прототипов Porsche в 60-е годы, рядом — увидеть большинство модификаций легендарного болида Ford GT40...
«Лемановский старт» в его классическом виде можно увидеть только здесь: в обычных гонках он давно запрещен из соображений безопасности, так как пилоты часто пренебрегали ремнями
Все машины традиционно разделены на шесть категорий в зависимости от возраста: выпущенные с 1923 по 1939 год, 1949—1956 годы, 1957—1961 гг., 1962—1965 гг., 1966—1971 гг. и с 1972-го по 1979-й. А в этот раз к «старичкам» добавились и вполне современные болиды группы C, бывшие в ходу с 1983 по 1993 год.
На этом Singer Savoye Special 1935 года выступал Рахим Ага Хан, сын одного из самых богатых монархов современности — принца Карима Ага Хана IV
Требования к аутентичности строгие: машины должны иметь выданный FIA исторический техпаспорт (FIA HTP). Но некоторые отступления все-таки приходится допускать: например, этот документ реально получить на идеально выполненную копию. Ведь многие автомобили сохранились в единичных экземплярах и порой оцениваются в миллионы евро. Скажем, участник нынешней гонки Карлос Монтеверде владеет настоящим Porsche 917, на котором был выигран Ле-Ман 1970 года, — однако в гонках выступает на его полной копии, построенной Дэвидом Пайпером.
Встречаются и «половинчатые» варианты: например, довоенный Bentley, переделанный из представительского седана в гоночный спайдер. А еще дело усложняют запутанные биографии гоночных автомобилей. Вот уникальный Porsche 911 RSR Turbo в цветах Martini Racing, участвовавший в Ле-Мане 1974 года. Сорок лет назад в Вайсахе его собирали из другого гоночного Porsche — модели Carrera RSR. Нынешний владелец решил вернуть это единственное в своем роде турбокупе в исходную атмосферную конфигурацию — а все оригинальные запчасти установил в другой кузов. На получившуюся машину выдали необходимые бумаги и допустили ее к старту!
• Jaguar — самая массовая марка «классического» Ле-Мана. В этом году в гонке приняли участие 63 экипажа на спорткарах XK120, XK140, XK150, Type C, Type D, Type E и седанах Mark 1
• Этим механикам впору сниматься в кино!
А что делать с шинами, которые уже давно не выпускаются? Ретрогонщики используют современные реплики, которые производятся несколькими компаниями: Longstone, Dunlop, Avon, Michelin. А вот с ГСМ ситуация другая. Бензин все должны приобретать у организаторов — аж по три евро за литр. Высокофорсированные моторы 60—70-х команды предпочитают кормить современными гоночными маслами Motul 300V. Ну а низкооборотные и малонагруженные двигатели заправляют чем попроще — тем более что Motul выпускает и «винтажные» масла на минеральной основе.
Little Big Mans — это Ле-Ман для самых маленьких. Машинки — в масштабе 1:3, с бензиновым или электрическим мотором. Участвовать можно со своим «болидом» либо арендовать его у организаторов
Само соревнование, конечно, ведется не день напролет: в каждом из классов экипажи участвуют в трех заездах, один из которых проходит в темное время суток. Но длится гонка вместе с паузами как раз около 24 часов. Причем старты — настоящие лемановские! Машины выставляют наискосок вдоль правой кромки трассы, а пилоты ждут взмаха флага вдоль левой — и бегут к своим болидам, чтобы первыми сорваться с места. Исключение сделано только для двух последних, самых быстрых, классов — что, кстати, соответствует исторической правде.
И вот Talbot, MG, Aston Martin, Riley и Bentley из тридцатых годов вползают в первый послестартовый поворот. Владельцы в современных несгораемых костюмах и закрытых шлемах: безопасность превыше всего. Пилоты полны азарта, будто машины не стоят целое состояние. Вот дядька в возрасте хорошо за пятьдесят заводит обратно на пит-лейн свой Ford GT40 со сломанной дверью — а ведь его машина оценивается сейчас минимум в три миллиона евро!
Самые старые машины способны пройти 13,6 километра кольца Сартэ за шесть минут со средней скоростью под 140 км/ч — во всяком случае, самые быстрые из них
Впрочем, есть здесь и недорогие автомобили: разнообразные MG, Austin Healey, сверхлегкие Лотусы. Или чудо-аппарат из Англии Mini Marcos: обтекаемый фиберглассовый кузов конструкции Джема Марша с тщедушным 1200-кубовым двигателем и подвесками от малолитражки Алека Иссигониса. Кстати, особой любовью французов могут похвастать переднеприводные машинки DB и CD с аэродинамическими кузовами работы Шарля Дойча и двухцилиндровыми моторчиками Panhard объемом менее литра. Благодаря обтекаемым обводам они разгоняются до двухсот километров в час!
Мир ретросоревнований не ограничивается проводимыми Peter Auto гонками: большинство владельцев более или менее современных машин по ходу сезона участвуют и в других исторических соревнованиях. Например, обладатели прототипов 70-х годов — в сериях FIA Masters Historic Sports Car Championship или Pre-80 Endurance Series, владельцы Ягуаров E-type — в чемпионате Jaguar Classic Challenge. В основном, конечно, это состоятельные любители да люди из ретробизнеса: владельцы автосалонов или реставрационных мастерских. Но обычно в Ле-Ман для участия в заездах «классиков» обязательно приезжают и настоящие ветераны автогонок: в этом году выступали аж десять победителей «24 часов Ле-Мана» разных лет — французы Анри Пескароло (1973—1975 гг.), Жерар Лярусс (1973—1974), Эрик Элари (1993) и Ромен Дюма (2010, 2016), англичанин Энди Уоллес (1988), итальянец Эмануэле Пирро (2000—2002, 2006—2007 гг.), немцы Марко Вернер (2005—2007) и Йохен Масс (1989), голландцы Гийс ван Леннеп (1971 и 1976) и Ян Ламмерс (1988)...
И гарантирую: даже человек, безразличный к любым гонкам, на «классическом» Ле-Мане не останется равнодушным. На один уикенд лужайки внутри трассы превращаются в экспозицию для разных автоклубов, съезжающихся со всех концов Европы. А эти книжные развалы, где я чуть не оставил ползарплаты! И, словно вишенка на торте, здоровенные автобусы Saurer, Citroen или Saviem 60-х годов, катающие зрителей по трассе, и армейские джипы Dodge 3/4 в роли маршруток с водителями в форме американских войск.
В этом карнавале хочется участвовать вновь и вновь. Вернусь через два года!