Масса собирается уйти. Баттон собирается вернуться. Почему? Нюансы ликвидности Формулы-1

Фото: команды-участницы

Прошедший Гран При Италии в Монце  принес два известия, которые в человеческом плане гораздо более важны, чем продажа всей Формулы-1 одним инвестором другому. Два заслуженных ветерана, вовсе не потерявшие спортивной формы, планируют после окончания нынешнего сезона завершить выступления. Разница в том, как пилоты видят свою дальнейшую судьбу. Фелипе Масса собирается повесить шлем на гвоздь окончательно – к Формуле-1 он больше не будет иметь отношения. Баттон, если можно так сказать, уходит наполовину. Он остается с командой McLaren в невнятной должности официального посла бренда. То есть, надо понимать, будет брать на себя часть представительских обязанностей, освободив от них действующих пилотов, Фернандо Алонсо и своего молодого сменщика Стоффеля Вандорна. А помимо этого, будет работать на симуляторе, участвовать в разработке новых машин. И, если понадобится, сможет подменить на старте кого-то из основных гонщиков.

Рон Деннис придумал хитрый способ сохранить в команде и ветерана Баттона, и перспективного новичка Вандорна, который мог бы уйти, если бы не дождался места в кокпите "боевого" Макларена

В стремлении использовать знания самого опытного пилота нынешней Формулы-1 нет ничего удивительного. Но нужно обратить внимание на то, что контракт Баттона рассчитан на 2017-2018 годы. Это наводит на некоторые выводы, касающиеся его возможного возвращения после годичного «академического отпуска». Вернется Дженсон в том случае, если в Макларене образуется вакансия. Одна такая возможность – если Вандорн не оправдает ожиданий. В это верится с трудом, учитывая уже набранный уровень и особенно потенциал молодого бельгийского пилота. Правда, сейчас он слегка закис в японских гонках, выступая там непривычно скромно. Но, как только Стоффель получил известие о том, что его карьера сделает шаг вперед, на очередном этапе серии Super Formula он тут же победил – видать, воодушевился!

А вот второй исход более реален – если в 2017 году McLaren покинет Алонсо. Сейчас Honda обещает к новому сезону сделать принципиально новую силовую установку, работу над которой ведет отдельная группа конструкторов. Разумеется, неудачный опыт создания их нынешнего детища будет учтен. Вдруг с первой гонки следующего года у Алонсо будет шанс претендовать на подиумы? Но вполне вероятно и другое – что машина заглохнет на прогревочном круге, а инженеры затянут старую песню: ну вы же понимаете, новая конструкция, детские болезни… И договор с Баттоном, включающий 2018 год, явно показывает, что Алонсо поставил перед командой ультиматум. Или в следующем сезоне машина «поедет», или я ухожу. Его, отдавшего Макларену столько сил и драгоценного, быстротекущего времени гоночной биографии, понять можно. Вопрос только в том, найдет ли тогда Фернандо место в хорошей команде Формулы-1. Или же отправится куда-нибудь в DTM или в гонки на выносливость – человека с его регалиями везде примут с распростертыми объятьями.

Агент Фелипе Массы вел переговоры с несколькими командами Формулы-1, но возможности продолжить карьеру бразильский ветеран не получил

Скорее всего, покинув McLaren, Алонсо и карьеру в Формуле-1 завершит. Не место в нынешней Формуле-1 возрастным и опытным гонщикам. Почему? Ликвидным, продающимся продуктом Гран При Формулы-1 становится тогда, когда привлекает дополнительное внимание зрителей. То же самое происходит и с командой. Williams мог подтвердить свою пару пилотов на очередной сезон – и тогда бы об этом прошла одна заметка в новостях спортивных изданий. Теперь информационная волна, поднятая грядущей сменой состава, куда выше. Пишут про уходящего Массу. Потом будут писать про его возможных сменщиков. Потом – про то, как пришедший в команду новичок чувствует себя на новом месте, готовится к следующему сезону. И, наконец, о том, как он выступает.

Хотя Масса еще многое может на трассе, его время в Формуле-1 близится к завершению

Переход Формулы-1 в руки новых владельцев, о котором мы еще будем говорить, означает, что она оказалась в руках людей, обладающих новыми навыками выкачивания денег из зрительской аудитории. Посредством монетизации социальных сетей и так далее. И основная мишень для них – именно молодежь, живущая на два дома: в реальном и виртуальном мирах. Те, кто и без того каждый год ездит на автодром, покупает билеты, болеет за Баттона, Массу, Феттеля, Райкконена, Росберга – они все равно будут это делать, даже если Баттона с Массой в Фрмуле-1 не будет. Интереснее захватить тех, кто раньше по молодости никакими автосостязаниями не увлекался, а теперь впервые приедет на гонку. Или не приедет, но будет жать на какие-то иконки своего смартфона, интерактивно встраиваясь в систему выкачивания денег из собственного кармана. Таким парням интереснее, конечно, Ферстаппен, Верляйн, Вандорн, Окон. Причем не самим фактом своего присутсвия где-нибудь в середине или даже в задних рядах пелотона. Много ли болельщиков у сегодняшнего Паскаля Верляйна, хоть он и прекрасный гонщик? Молодежной аудитории интересны их ровесники, сражающиеся за высокие места, за подиумы и победы. Поэтому в глобальном плане Формуле-1 нужен не Верляйн в Мэйноре, а Верляйн в Мерседесе.  

И это очень неприятная перспектива для ветеранов Формулы-1. В хороших командах мест для них нет. И не будет. А в ветераны скоро будут записывать уже тех, кто проездил пяток сезонов и успел примелькаться. Редкое исключение – звезды, чемпионы. Фелипе Масса – удивительный человек, про которого можно снять фильм. Но такой фильм не снимут, потому что его биография не соответствует канонам голливудского сюжета с непременной победой героя в конце. Поэтому и в Формуле-1 у Массы нет будущего, в отличие от Баттона. Масса был от чемпионского титула в секундах, в миллиметрах – но все-таки не получил его. Баттон оказался в нужное время в нужном месте – и чемпионом стал.

Баттон, позитивный и дружелюбный человек, может принести команде пользу в любом качестве

Разумеется, каждый из этих двух замечательных пилотов достоин отдельной статьи, и я их обязательно напишу – возможно, после завершения сезона. Пока же зафиксируем невеселую тенденцию. Формуле-1 грозит превращение в эстрадные подмостки. В ту самую попсу, где признанных и заслуженных звезд мало, а интерес невзыскательной публики поддерживают, зажигая искусственный свет «звездочек», которые быстро вспыхивают и быстро гаснут.

Рекомендованные статьи