Проклятье графства Кент: чем закончились гонки чемпионата мира и Европы на родине ралли-кросса?
Британская трасса Лидден-Хилл – историческая родина ралли-кросса. Именно здесь более сорока лет назад прошли первые состязания на трассе со смешанным покрытием. За это время на английском автодроме мало что поменялось – и по сравнению с большинством современных трасс он выглядит довольно архаично. Тем не менее, Лидден-Хилл уже третий год подряд принимает этап чемпионата мира по ралли-кроссу, а на его импровизированных трибунах собирается несметное количество болельщиков.
Для зрителей, как обычно, была заготовлена развлекательная программа, главной изюминкой которой вновь стали заезды легендарных автомобилей группы В, которые правили балом на ралли-кроссовых трассах до начала 90-х. Ну а в заездах современной техники к звездам мирового автоспорта, участвующих в чемпионате по полной программе, примкнул быстрый американец Таннер Фауст. Однако ни ему, ни его соотечественнику Кену Блоку в Англии блеснуть не удалось – оба гонщика оказались за бортом полуфинальных заездов.
Трасса Лидден-Хилл – самая скоростная в чемпионате. Именно такие дорожки больше всего по вкусу норвежцу Петтеру Сольбергу и его 600-сильному хэтчбеку Citroen DS3. Свою любовь к ходовым поворотам экс-чемпион мира по ралли проявил сполна, выиграв три из четырех квалификационных заездов и лишь однажды уступив своему земляку Андреасу Баккеруду. В финале Петтер стартовал с самой выгодной позиции и незамедлительно возглавил гонку, однако ему не давали спокойно жить молодые Тимми и Кевин Хансены, которые плотно сели на хвост Сольбергу. Увлеченный схваткой с двумя братьями-шведами, Петтер потерял нескольких драгоценных секунд, которые в итоге и стоили ему победы – на финише черный хэтчбек норвежца оказался лишь вторым.
Кому же удалось переиграть Сольберга? Его давнему обидчику, победителю предыдущих гонок в Германии и Бельгии Маттиасу Экстрему! В квалификациях швед и его 550-сильный Audi S1 пребывали в тени чемпиона мира, однако грамотная тактика в финале принесла свои плоды, и скандинав отпраздновал третью викторию кряду. Впрочем, учитывая неважное выступление в отборочных заездах, Экстрему так и не удалось увеличить свой отрыв от Сольберга в турнирной таблице – ведь очки в ралли-кроссе начисляются не только за финал, но и за предыдущие стадии соревнований.
Для единственного российского участника чемпионата мира, Тимура Тимерзянова, гонка сложилась довольно успешно, хотя и не без приключений. Впрочем, этот как раз неудивительно – у казанца с Лидден-Хиллом отношения всегда были очень непростыми. Еще ни разу за всю свою карьеру трехкратному чемпиону Европы не удалось приехать здесь на подиум, хотя для этого имелись все возможности. А в 2012 году Тимерзянова и вовсе не пустила на гонку британская пограничная служба, сочтя основания для его въезда в страну недостаточными…
В этот раз Тимур приложил максимум усилий для того, чтобы преодолеть проклятье графства Кент, и поначалу все у него получалось довольно неплохо. Несмотря на столкновение с Робином Ларссоном и поломку рулевого управления в третьем «хите», россиянин показал по итогам квалификации девятый результат. В полуфинале Тимур чуть было сам все не испортил, замешкавшись на стартовом разгоне, однако в итоге смог реабилитироваться и впервые в сезоне заработал право стартовать в финале! На первых двух кругах решающей гонки он легко удерживал темп Маттиаса Экстрема, но, увы, очередная проблема с усилителем рулевого управления на Фиесте стоила 27-летнему казанцу возможного подиума…
В переднеприводном 1600-кубовом зачете, где разыгрывались очки второго этапа чемпионата Европы, разворачивались не менее захватывающие баталии. В очередной раз подтвердил свое реноме быстрого, но очень невезучего пилота скандинав Ульрик Линнеман. Как и Сольберг, пилот из городка Сулруп, что в северной части Дании, в одни ворота выиграл квалификацию. Однако в полуфинале все надежды на повторение португальского успеха пошли для Линнемана прахом после того, как Ульрик допустил нелепую ошибку, зацепил внутренний бруствер и перевернулся. Мало того – автомобиль датчанина приземлился на стоявший на обочине Citroen Saxo португальца Марио Барбосы, после чего в моторном отсеке Peugeot 208 произошло возгорание! Хорошо еще, что огонь удалось быстро потушить и потери для автомобиля оказались минимальными – чего не скажешь об Ульрике, который после кульбита оказался в местном госпитале.
Неудачей Линнемана воспользовался чемпион Европы по автокроссу в гонках на 1600-кубовых багги Кристиан Сабо, который выступал на чемпионском хэтчбеке Skoda Fabia «из-под» москвича Сергея Загуменнова. Венгр и до этого не раз поражал своей скоростью, да и сейчас в квалификации он уступил лишь Ульрику. Ну а после того, как датчанин самоустранился, из реальных конкурентов у Кристиана остался один лишь латыш Артис Бауманис на Renault Twingo. И все же в финале удачливее оказался Сабо, который выиграл решающий заезд с полусекундным преимуществом и теперь уверенно возглавляет турнирную таблицу.
Для трех российских пилотов из переднеприводного дивизиона британский этап сложился не лучшим образом, а гонщики российско-латвийской команды TT Motorsport Дмитрий Малахов и Егор Санин не смогли пробиться даже в полуфинал. Для Малахова приключения начались еще во второй квалификации, когда его Renault Twingo развернули в пылу борьбы соперники. Ну а в третьем «хите» действующий чемпион России сам ошибся на старте, наткнувшись на эстонца Сиима Салури и вылетев с трассы. Возвращаясь на дорожку, рязанец столкнулся с еще одним эстонцем, Андрэ Кургом, в результате чего хэтчбек Дмитрия получил серьезные повреждения и закончил выступления в Лидден-Хилле.
А вот 17-летний ульяновец Егор Санин в этот раз и вовсе выступал в роли статиста. Если месяц назад в Португалии его новенькая Lada Kalina еще могла что-то противопоставить более быстрым автомобилям, то на скоростной английской трассе отечественному хэтчбеку явно не хватало «лошадок» под капотом. Лучшим результатом для Егора стало 14-е место во второй серии квалификаций и лишь шестнадцатое из 26 возможных в промежуточной табели о рангах…
Ну а лучшим из наших в очередной раз оказался Тимур Шигабутдинов, который оказался единственным, кто смог сдвинуть Ульрика Линнемана с первой строчки протокола по ходу квалификационных «хитов». Уверенно откатав полуфинал, казанец заработал право стартовать со второго ряда в финальном заезде. И хотя там Шигабутдинов досрочно сложил оружие из-за столкновения уже в первом повороте, Тимур держится на четвертой строчке общего зачета и имеет все шансы пробиться в призовую тройку по итогам сезона.
Тем временем, ралли-кроссовый марафон продолжается – меньше, чем через две недели пройдет уже пятый этап чемпионата мира, который состоится в норвежском городке Хелл. Там вместе с пилотами планетарного первенства на старт выйдут участники европейского чемпионата в дивизионах SuperCars и TouringCars.
Чемпионат мира и Европы по ралли-кроссу
Личный зачет
Дивизион SuperCars (чемпионат мира, после четырех этапов)
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Маттиас Экстрем | Швеция | Audi S1 | 105 |
2 | Петтер Сольберг | Норвегия | Citrien DS3 | 100 |
3 | Юхан Кристофферсон | Швеция | Volkswagen Polo Mk5 | 70 |
4 | Себастьен Лёб | Франция | Peugeot 208 | 63 |
5 | Тоомас Хейккинен | Финляндия | Audi S1 | 60 |
6 | Андреас Баккеруд | Норвегия | Ford Focus Mk3 | 51 |
7 | Тимми Хансен | Швеция | Peugeot 208 | 46 |
8 | Кевин Эрикссон | Швеция | Peugeot 208 | 43 |
9 | Робин Ларссон | Швеция | Audi A1 | 40 |
10 | Янис Бауманис | Латвия | Ford Fiesta Mk7 | 35 |
… | ||||
13 | Тимур Тимерзянов | Россия | Ford Fiesta Mk7 | 27 |
Дивизион Super1600 (чемпионат Европы, после двух этапов)
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Кристиан Сабо | Венгрия | Skoda Fabia Mk2 | 51 |
2 | Ульрик Линнеман | Дания | Peugeot 208 | 43 |
3 | Янно Лигур | Эстония | Skoda Fabia Mk2 | 37 |
4 | Тимур Шигубутдинов | Россия | Renault Twingo Mk2 | 35 |
5 | Марио Барбоса | Португалия | Citroen Saxo | 34 |
6 | Эрнестас Стапонкус | Литва | Volkswagen Polo Mk5 | 30 |
… | ||||
14 | Дмитрий Малахов | Россия | Renault Twingo Mk2 | 10 |
16 | Егор Санин | Россия | Lada Kalina Mk2 | 5 |