Дешево и сердито: ралли выходного дня по-российски

Фото: Антон Родионов | Денис Кузнецов | Сергей Беляков

Этап чемпионата или Кубка России по ралли — это всегда большие затраты денег и времени. На такую серьезную гонку, не считая дороги туда и обратно, у спортсменов и команд уходит от двух до четырех полноценных дней! Не удивительно, что в наши непростые времена, когда у пилотов-частников каждая копейка на счету, число участников главных российских серий ощутимо сократилось. Зато наш раллийный народ наконец-то как следует распробовал альтернативный формат соревнований, который можно условно назвать гонками выходного дня.

В разных регионах страны они называются по-разному: где-то — ралли-спринт, где-то — мини-ралли. Но суть таких соревнований одинакова: участники состязаются на компактном маршруте, состоящим из нескольких проездов по одному или паре-тройке коротких спецучастков. А на всё про всё — от регистрации экипажей до награждения призеров — уходит лишь один полноценный день. В итоге спортсменам можно сэкономить как на жилье, так и на полноценном сервисе: выходит дешево и сердито!

В однодневных гонках более демократичные технические требования, нежели на этапах чемпионата и Кубка России. Поэтому в мини-ралли и ралли-спринтах выступает немало «заслуженной» техники, которая уже не годится для соревнований на высшем уровне

Поначалу такие гонки привлекали в основном пилотов-любителей — профессионалы считали неразумным участвовать в соревнованиях, состоящих из каких-то 20-40 «боевых» километров, к тому же не самых интересных в спортивном плане. Однако сегодня картина изменилась: гонки выходного дня проводятся уже в добром десятке российских регионов, да и «качество» трасс на них изрядно подросло. И вот вам результат — на ралли в компакт-формате активно потянулись не только любители, но и профи!

Взять хотя бы пятый этап серии ралли-спринтов на Кубок ФСО Авто, что проводятся в Лужском районе Ленинградской области. В минувшую субботу ее участники впервые опробовали новую трассу близ поселка Большие Озерцы, поставив новый рекорд массовости турнира: 23 экипажа стартовало в «каркашенных» классах и 16 — в зачетах для серийных автомобилей! Повлиял ли на это приход к руководству клубом ФСО Авто известного питерского раллиста Игоря Жемеркина, или гонщиков привлекла интересная конфигурация нового спецучастка — сказать трудно. Но то, что большинство приехавших в Лугу остались довольны трассой и организацией — это факт.

Пятикилометровый спецучасток в Озерцах включал в себя как широкие полевые дороги, так и узкие лесные «тропы», изрядно сдобренные поворотами разной крутизны. На трассе был даже трамплин — большая редкость для ровных лужских дорог. К слову, трамплин этот даже забрал одну «жертву»: экипаж Ивана Васильева и Кирилла Панова не удержал свою «восьмерку» после приземления и перевернулся на крышу.

Вообще же сходов в этой гонке было совсем немного, и в основном они случились из-за отказов техники. Так, известный питерский раллист Алексей Семенов, выкативший на старт тренировочный Mitsubishi Lancer Evo X, сломал редуктор, а Влад Морозов из Соснового Бора сошел из-за поломки системы охлаждения на своей Хонде Civic.

В наиболее мощном спортивном зачете в Озерцах собралось восемь экипажей: два — на автомобилях BMW и шесть — на седанах и хэтчбеках Subaru Impreza. Высокая явка «японцев» была неспроста: впервые в истории питерских автоклубов в гонках дебютировала раллийная команда Subaru Team SPB. Понятное дело, что подиум в «абсолюте» целиком оккупировали субаристы — во главе с Денисом Коваленко и Евгением Макаревичем, которые приехали в Лугу потренироваться перед культовым ралли Белые ночи. Второе место заняли братья Андрей и Константин Ковалюк, а бронзу записали на свой счет постоянные участники чемпионата России Денис Громов и Сергей Герасименко, результат которых подпортил 20-секундный штраф за сбитые искусственные гасители скорости — ретардеры.

Денис Коваленко и Евгений Макаревич

В зачете Спорт 2000 победил экипаж лужанина Александра Присяжного на Renault Clio, а вторым и третьим по скорости оказались два Максима на хэтчбеках Ford Fiesta — гость из Пскова Павлов (серебро) и хозяин трассы Петров (бронза). В классе Спорт 1600 неожиданностей не произошло — быстрый новгородец Иван Нехаенко легко уехал на своей Ладе Калине и от петербуржца Олега Григорьева на Жигулях, и от лужанина Михаила Чугаевым на вазовской «восьмерке».

Олег Григорьев и Эдуард Ионин в этом году не сходят с пьедестала на этапах Кубка ФСО Авто

В стандартных зачетах судьбу общего подиума решил финальный, четвертый проход по спецучастку, где питерский субарист Руслан Жалилов из-за прокола пропустил на третье место местного пилота Дмитрия Луганского на ВАЗ-2108. Серебро «абсолюта» досталось Артему Углову, а победу отпраздновал еще один питерский гонщик на Импрезе, Виктор Соколов. При этом подиум в моноприводном классе Стандарт 2000 получился чисто вазовским: компанию экипажу Луганского на нем составили дуэты под началом Кирилла Марины из Великого Новгорода на «восьмерке» и Дмитрия Григорьева из Пушкина на «семерке».

Быстрейший экипаж в «стандартном» классе, Виктор Соколов и Максим Мамедов

Ну а на следующий день гоночный праздник был уже на ярославской земле — в известном еще с советских времен Сильницком карьере состоялось мини-ралли Петровская верста. Эта гонка порадовала не только рекордным по длине пелотоном (51 экипаж!), но и наличием в стартовой ведомости громких имен. Тут был и единственный чемпион СССР, СНГ и России Вячеслав Прохоров, и восьмикратный победитель отечественных первенств Тимофей Воробьев, и обладатель Кубка страны в 1600-кубовом классе Алексей Клюев…

Подцепив гоночную «болезнь» еще в 70-е годы прошлого века, ярославец Тимофей Воробьев до сих пор остается в раллийном строю!

Многоопытный пилот из Владимира, чью «восьмерку» вы видите в полете на заглавном снимке, победил в зачете Свободный Моно. На Петровской версте Клюев оставил позади и ярославского призера чемпионатов страны Андрея Головкина (Ford Fiesta R2), которого подвел 10-секундный штраф за касание ретардеров, и прошлогоднего победителя любительской серии Золотое кольцо, москвича Антона Зотова на ВАЗ-2108.

А вот в абсолютном зачете учинить разгром более молодым соперникам нашим ветеранам так и не удалось. Прохоров так и не смог вывести свою Mitsubishi на старт, а Lancer Evo VII Воробьева оказался совсем не в той кондиции, чтобы гоняться за куда более современными автомобилями марки Subaru. В результате Тимофей Иванович сумел «зацепиться» лишь за третью ступень пьедестала — и то, лишь благодаря 20-секундному штрафу, который получил за сбитые ретардеры Александр Васильев. На вторую ступень пьедестала поднялся Тимофей Андрющенко, не выступавший в гонках с прошлого сезона. Ну а победителем мини-ралли стал еще один москвич Александр Русанов, уверенно выигравший все три проезда по 12-километровому спецучастку.

Александр Русанов и Алексей Селиванов провели отличную тренировку перед грядущим кубковым ралли 900 озер на Псковщине

В «серийном» зачете, где участники соревновались не в чистой скорости, а в точности выполнения заданных организаторов нормативов времени, также отличились субаристы: тут лучшим стал экипаж москвича Ильи Вагина. А вот лидер серии Золотое кольцо, Олег Мартынов, слишком быстро проехав первый спецучасток, поднялся только на третью ступень пьедестала — пилота из Владимира сумел опередить его более пунктуальный земляк Кирилл Моисеев, выступавший на вазовской «восьмерке».

Александр Васильев и Петр Сабиров на легендарном Сильницком трамплине

В ближайшие выходные поклонников отечественного ралли ждет одна из ключевых гонок сезона — ралли Белые ночи, на котором будут разыграны очки пятого этапа чемпионата России. Ну а у тех спортсменов, кто не собирается в Карелию, есть альтернатива в виде сразу двух гонок выходного дня — это уральское ралли Асбест и новые соревнования Чимбулатский карьер в Кировской области.

Рекомендованные статьи