Ралли Сарма: с историческим уклоном
Вы знаете, как переводится с латышского языка слово sarma, которое дало название зимнему ралли в окрестностях городка Гулбене? Сарма — это иней! А фамилию главного организатора этой гонки Вильгельмса Сниедзанса можно перевести на русский как Снежный. Стоит ли удивляться, что в то время, как другие гонки в Прибалтике постоянно страдают из-за теплых зим, ралли Сарма — хоть бы хны! Лишь однажды за последние пятнадцать лет ее организаторы не смогли договориться с небесной канцелярией и отменили февральское ралли из-за плюсовых температур. Зато нынешние соревнования в Гулбене получились образцово зимними: на них не было проблем ни со снегом, ни с морозом.
В этом году ралли Cарма впервые проводилось не в привычном двухдневном, а в компактном формате: 106 «боевых» километров спортсменам предстояло преодолеть за какие-то восемь часов. Но это было не единственное новшество! На гонке в Гулбене впервые разыграли исторический зачет — для экипажей на автомобилях, выпуск которых начался до 1995 года. Раллийные раритеты стартовали перед основным пелотоном, а дистанция у «историков» получилась лишь на один спецучасток короче, чем у участников второго этапа чемпионата Латвии.
Алари Силласте, Арво Лииманн и их Москвич — шоу-стопперы любого ралли
В историческом зачете стартовало десять машин: две полноприводные Audi, хэтчбек Opel Astra, Москвич, пятерка Жигулей и вазовская «восьмерка». И именно пилот последней, Атис Бруниниекс, едва не совершил сенсацию: латыш лидировал в гонке до предпоследнего спецучастка, где, увы, сошел из-за проблем с электрикой…
Атис Бруниниекс очень быстр, но крайне невезуч: из трех последних гонок он не смог закончить ни одной!
В итоге среди «историков» все-таки победил главный фаворит Иварс Велме на купе Audi Quattro. Вторым пришел к финишу еще один латыш Лурис Мезитис на ВАЗе-2107 с двухлитровым опелевским двигателем и секвентальной коробкой передач. На третьем месте закончил гонку эстонец Алари Силласте на Москвиче с жигулевским мотором. Ну а попутно мой давний знакомец (мы с Климом Байковым сражались в прошлом году с экипажем Силласте в чемпионате Эстонии) завоевал золото в зачете 1600 латвийского первенства по ралли-спринту!
Иварс и Андрис Велме
А вот 15-летнего отпрыска легендарного Петтера Сольберга Оливера в протоколе ралли-спринта уже не обнаружилось: после успеха на январском ралли Алуксне юному норвежцу разрешили выступать в основном зачете гонки. Однако в Гулбене Сольбергу-младшему блеснуть не удалось: Оливер вылетел с трассы на СУ3 и пробил радиатор своего Peugeot 208 R2…
Самой жесткой аварией в Гулбене отметился поляк Лукаш Пенёнжек, разбивший свой Opel Adam R2 на втором спецучастке. К счастью, сам экипаж отделался легким испугом
Зато представители двух других известных гоночных династий выступили на ралли Сарма выше всяких похвал. 16-летний финн Калле Рованпера (Skoda Fabia R5) продолжил свою «золотую» серию на прибалтийских трассах, выиграв третью подряд гонку в абсолютном зачете. Ну а 19-летний москвич Николай Грязин, который тренируется на зимних ралли перед полноценной программой в чемпионате Европы, принес чешской марке победный дубль. И пусть Коле так и не удалось потеснить Калле с первой строчки ни на одном из восьми спецучастков, его итоговое отставание от Рованперы в этот раз было куда меньшим, чем на ралли Алуксне, — всего 38 секунд. А самое интересное — обоим юниорам удалось опередить чемпиона Эстонии 2013 года Георга Гросса, который вывел на трассу куда более продвинутый, нежели Шкоды, хэтчбек Ford Fiesta RS WRC!
После гонки в Гулбене чемпионат Латвии берет длинную паузу: его третий этап состоится лишь в конце мая. Однако зимняя программа стартов у Рованперы и Грязина еще не завершена: в ближайшие выходные они скрестят свои шпаги на финском ралли Vaakuna. Ну а в какой форме находится серебряный призер ралли Сарма, вы можете оценить на этом видео:
Ралли Сарма
Чемпионат Латвии, 2-й этап
Гулбене (Латвия), 11 февраля
Стартовало 36 экипажей, классифицировано 26
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К.Рованпера/Р.Пиетилайнен | Финляндия | Skoda Fabia R5 | 56.01,98 |
2 | Н.Грязин/Я.Федоров | Россия | Skoda Fabia R5 | +38,35 |
3 | Г.Гросс/Р.Мыльдер | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | +2.18,61 |
4 | Я.Беркис/Э.Чепорьюс | Латвия | Ford Fiesta R5 | +3.56,94 |
5 | Я.Воробьевс/И.Пукис | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +4.42,77 |
6 | Э.Бергманис/М.Кульшс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +5.26,01 |
7 | Р.Балдиньш/И.Сакне | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo VII | +5.32,01 |
8 | Г.Лиелкайис/И.Грошус | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IХ | +6.10,79 |
9 | Р.Яунземс/А.Калниньш | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +6.13,17 |
10 | С.Ременник/М.Розин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +6.33,75 |
… | ||||
13 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия | Mitsubishi Lancer Evo Х | +7.41,99 |
17 | А.Кудрявцев/В.Корся | Россия | Peugeot 208 R2 | +10.10,33 |
19 | А.Мурадян/П.Челебаев | Россия | Peugeot 208 R2 | +10.47,65 |
20 | П.Туркин/В.Миркотан | Россия | Citroen DS3 R3T | +10.49,61 |
23 | А.Козлов/А.Островский | Украина | Subaru Impreza | +12.39,17 |
24 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +13.35,83 |