Рига — город контрастов, или как в Бикерниеки мировой ралли-кросс давали
Ралли-кросс в Прибалтике не в новинку — еще в советские времена в Эстонии регулярно проводили этапы национального первенства, и всесоюзные соревнования. Однако в Латвии больше был развит классический кросс, ралли и кольцевые гонки. А о ралли-кроссе здесь громко заговорили лишь после первых успехов своих пилотов на этапах чемпионата Европы. В 2011 году в Риге была предпринята первая попытка провести соревнования на смешанном покрытии. Тогда в Бикерниеки частично задействовали стартовую прямую знаменитой кольцевой трассы и близлежащий мото-стадион. На этой трассе провели всего пару гонок, одной из которых стал этап чемпионата Северной Европы (NEZ).
Самый восточный этап чемпионата мира собрал полные трибуны болельщиков
И вот пять лет спустя Рига вновь приготовилась принять у себя ралли-кроссовые соревнования — но теперь уже уровнем выше, этап чемпионата мира! Для этого пришлось задействовать больший участок прибалтийской кольцевой трассы, а ради грунтового отрезка пришлось пожертвовать несколькими десятками сосен Бекирниекского леса. В итоге получилась довольно интересная трасса сразу с тремя трамплинами и набором разномастных поворотов. Этап чемпионата мира – событие нетривиальное, и зрители заполнили трибуны автодрома до отказа. Даже несмотря на дождливую и ветреную погоду в воскресенье болельщики до последнего не покидали насиженных мест! А значимость события для страны подчеркнул визит президента Латвии Раймондса Вейониса, который посетил не только боксы латвийских пилотов, но и зарубежных гостей.
Уже традиционно на европейских гонках вместе с пилотами мирового первенства на трассу выезжают и участники чемпионата Европы. Поскольку в полноприводном зачете SuperCars имя победителя стало известно еще две недели назад, на гонке в Барселоне, то латвийская гонка должна была назвать лишь имена остальных призеров. Главных претендентов на медали было двое — француз Жером Гроссе-Жанен и норвежец Торд Линнеруд. Француз был в роли догоняющего, но отыграть у норвежца отставание в пять очков было не проблемой. Причем Жером нивелировал отставание уже в квалификации: там он был третьим по сумме очков, тогда как Линнеруд едва не оказался за чертой участников полуфинала! Ну а дальше задача француза заметно упростилась: придя к финишу четвертым в финале, он второй год подряд завоевал звание вице-чемпиона Европы. А выиграл гонку его напарник по команде, норвежец Томми Рустад, который в этом году оказался вне призов европейского первенства.
Жером Гроссе-Жанен второй год подряд становится вторым в чемпионате Европы
Для пилотов заднеприводного дивизиона TouringCars гонка в Латвии гонка была предпоследней в сезоне, что добавило страстей в сюжет уикенда. Шутка ли: на одну из медалей претендует 18-летняя шведка Магда Андерссон, которая в этом году сенсационно выиграла стартовый этап чемпионата в Бельгии. И надо же было такому случиться, что лидер серии, норвежец Бен Филлип Гундерсен стал жертвой атаки своего земляка Андерса Братена в полуфинале. В результате этого они оба оказались вне числа участников финала! В решающем заезде солировал Фредрик Магнуссен, а вот на втором месте финишировал всё та же Магда Андерссон, которая теперь отстает от лидера чемпионата всего на семь очков.
Два лидера чемпионата, Бен-Филип Гундерссен (справа) и Магда Андерссон, решат судьбу золота в Германии
В мировом первенстве борьба за чемпионский титул вышла на новый виток. После Испании, где Маттиас Экстрем вернул себе лидерство в чемпионате, Петтер Сольберг был полон решимости оспорить первенство шведа. И при первой же очной встрече двух лидеров чемпионата, состоявшейся во второй квалификации, это вылилось в открытый конфликт. Серия обмена «любезностями» в середине заезда окончилась тем, что трехкратный чемпион мира был вызван для разбора полетов в судейскую вышку, после чего результат его заезда был аннулирован. Подобным решением Петтер был возмущен и даже грозился демонстративно покинуть этап... но в воскресенье все-таки вышел на старт. Впрочем, в погоне за временем в третьем хите допустил ошибку и столкнулся с ограждением трассы. При этом потеряны были не только драгоценные секунды, но и последние надежды на попадание в финальную стадию гонки.
Ну а в финале был неудержим француз Себастьен Лёб. Девятикратный чемпион мира по ралли явно лучше других освоился с латвийской трассой, которую изрядно размочило осенним дождем. Оспорить его преимущество не смог ни кто из преследователей. И Себ под занавес сезона, наконец-то отпраздновал свою первую победу в ралли-кроссе! Вслед за ним финишировал Маттиас Экстрем, который после неудачи Сольберга имеет более чем комфортный гандикап в 34 очка. При определенном стечении обстоятельств швед имеет все шансы оформить чемпионство уже через неделю, на гонке в Германии.
Первая победа для Себа в ралли-кроссе стала весьма боевой, о чем свидетельствует попорченный фасад его Peugeot 208
Увы, но в очередной раз гонка завершилась неудачно для Тимура Тимерзянова. На последних этапах трехкратный чемпион Европы наглядно доказал, что инженерам его команды удалось построить очень быстрый автомобиль, а сам он смог обрести былую форму. Однако казанца по-прежнему преследуют проблемы с фортуной: в ходе квалификации он демонстрировал отличные времена и даже выиграл заключительный хит, проходивший под проливным дождем. Но общий результат подпортила первая отборочная гонка, где он, лидируя в заезде, развернулся из-за поломки привода. Но, несмотря на досадную оплошность, он все-же пробился в финал... где проехал всего 200 метров, отправившись в отбойник после дружеского пинка от Андреаса Баккеруда! К счастью «причал» в послестартовом вираже был оборудован мощным «бутербродом» из покрышек — и новенький автомобиль Тимура, как и сам пилот почти не пострадали.
Кстати, Тимерзянов в этот раз был не единственным пилотом из России на трассе: в зачете RX Lites состоялся долгожданный дебют Василия Грязина в мировом ралли-кроссе. За месяц до этого Вася размялся на одной из скандинавских гонок, и в Латвии предстал во всеоружии. В квалификации он показал отличный пятый результат, и имел все шансы «заехать» в решающий заезд, однако обидный прокол в полуфинале лишил его этой возможости. Но тем не менее дебют столичного пилота, выступающего по латышской лицензии, можно однозначно считать удачным и надеяться на его новые успехи в ралли-кроссе.
Дебютант зачета RX Lites Василий Грязин не затерялся в компании более опытных пилотов
Ралли-кросс
Чемпионат мира и Европы
Дивизион SuperCars (чемпионат мира), положение после десяти этапов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Маттиас Экстрем | Швеция | Audi S1 | 228 |
2 | Юхан Кристофферсон | Швеция | Volkswagen Polo Mk5 | 201 |
3 | Петтер Сольберг | Норвегия | Citroen DS3 | 194 |
4 | Андреас Баккеруд | Норвегия | Ford Focus Mk3 | 192 |
5 | Себастьен Лёб | Франция | Peugeot 208 | 180 |
6 | Тимми Хансен | Швеция | Peugeot 208 | 165 |
7 | Тоомас Хейккинен | Финляндия | Audi S1 | 125 |
8 | Тимур Тимерзянов | Россия | Ford Fiesta Mk7 | 101 |
9 | Робан Ларссон | Швеция | Audi A1 | 91 |
10 | Янис Бауманис | Латвия | Ford Fiesta Mk7 | 86 |
Дивизион SuperCars (чемпионат Европы), положение после пяти этапов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Кевин Хансен | Швеция | Peugeot 208 | 143 |
2 | Жером Гроссе-Жанен | Франция | Peugeot 208 | 105 |
3 | Торд Линнеруд | Норвегия | Volkswagen Polo Mk5 | 99 |
4 | Томми Рустад | Норвегия | Peugeot 208 | 94 |
5 | Тамаш Пал Кишш | Венгрия | Peugeot 208 | 78 |
6 | Фредрик Салстен | Швеция | Peugeot 208 | 77 |
ДивизионTouringCars (чемпионат Европы), положение после четырех этапов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Бен-Филип Гундерсен | Норвегия | Ford Fiesta Mk6 | 88 |
2 | Магда Андерссон | Швеция | Ford Fiesta Mk7 | 81 |
3 | Фредрик Магнуссен | Норвегия | Ford Fiesta Mk7 | 78 |
4 | Пер Магне Ройрас | Норвегия | Mazda RX-8 | 70 |
5 | Филип Герман | Швеция | Ford Fiesta Mk7 | 61 |
6 | Кьетил Ларсен | Норвегия | Škoda Fabia Mk1 | 54 |