Рига — город контрастов, или как в Бикерниеки мировой ралли-кросс давали

Рига — город контрастов, или как в Бикерниеки мировой ралли-кросс давали
Автоспорт | 7 октября 2016

Ралли-кросс в Прибалтике не в новинку — еще в советские времена в Эстонии регулярно проводили этапы национального первенства, и всесоюзные соревнования. Однако в Латвии больше был развит классический кросс, ралли и кольцевые гонки. А о ралли-кроссе здесь громко заговорили лишь после первых успехов своих пилотов на этапах чемпионата Европы. В 2011 году в Риге была предпринята первая попытка провести соревнования на смешанном покрытии. Тогда в Бикерниеки частично задействовали стартовую прямую знаменитой кольцевой трассы и близлежащий мото-стадион. На этой трассе провели всего пару гонок, одной из которых стал этап чемпионата Северной Европы (NEZ).

Самый восточный этап чемпионата мира собрал полные трибуны болельщиков

И вот пять лет спустя Рига вновь приготовилась принять у себя ралли-кроссовые соревнования — но теперь уже уровнем выше, этап чемпионата мира! Для этого пришлось задействовать больший участок прибалтийской кольцевой трассы, а ради грунтового отрезка пришлось пожертвовать несколькими десятками сосен Бекирниекского леса. В итоге получилась довольно интересная трасса сразу с тремя трамплинами и набором разномастных поворотов. Этап чемпионата мира – событие нетривиальное, и зрители заполнили трибуны автодрома до отказа. Даже несмотря на дождливую и ветреную погоду в воскресенье болельщики до последнего не покидали насиженных мест! А значимость события для страны подчеркнул визит президента Латвии Раймондса Вейониса, который посетил не только боксы латвийских пилотов, но и зарубежных гостей.

Часть трассы проложили по участку Бекирниекского леса
Латвийский колорит: суперсовременные Суперкары и типовые советские панельные многоэтажки
0 / 0

Уже традиционно на европейских гонках вместе с пилотами мирового первенства на трассу выезжают и участники чемпионата Европы. Поскольку в полноприводном зачете SuperCars имя победителя стало известно еще две недели назад, на гонке в Барселоне, то латвийская гонка должна была назвать лишь имена остальных призеров. Главных претендентов на медали было двое — француз Жером Гроссе-Жанен и норвежец Торд Линнеруд. Француз был в роли догоняющего, но отыграть у норвежца отставание в пять очков было не проблемой. Причем Жером нивелировал отставание уже в квалификации: там он был третьим по сумме очков, тогда как Линнеруд едва не оказался за чертой участников полуфинала! Ну а дальше задача француза заметно упростилась: придя к финишу четвертым в финале, он второй год подряд завоевал звание вице-чемпиона Европы. А выиграл гонку его напарник по команде, норвежец Томми Рустад, который в этом году оказался вне призов европейского первенства.

Жером Гроссе-Жанен второй год подряд становится вторым в чемпионате Европы

Для пилотов заднеприводного дивизиона TouringCars гонка в Латвии гонка была предпоследней в сезоне, что добавило страстей в сюжет уикенда. Шутка ли: на одну из медалей претендует 18-летняя шведка Магда Андерссон, которая в этом году сенсационно выиграла стартовый этап чемпионата в Бельгии. И надо же было такому случиться, что лидер серии, норвежец Бен Филлип Гундерсен стал жертвой атаки своего земляка Андерса Братена в полуфинале. В результате этого они оба оказались вне числа участников финала! В решающем заезде солировал Фредрик Магнуссен, а вот на втором месте финишировал всё та же Магда Андерссон, которая теперь отстает от лидера чемпионата всего на семь очков.

Два лидера чемпионата, Бен-Филип Гундерссен (справа) и Магда Андерссон, решат судьбу золота в Германии

В мировом первенстве борьба за чемпионский титул вышла на новый виток. После Испании, где Маттиас Экстрем вернул себе лидерство в чемпионате, Петтер Сольберг был полон решимости оспорить первенство шведа. И при первой же очной встрече двух лидеров чемпионата, состоявшейся во второй квалификации, это вылилось в открытый конфликт. Серия обмена «любезностями» в середине заезда окончилась тем, что трехкратный чемпион мира был вызван для разбора полетов в судейскую вышку, после чего результат его заезда был аннулирован. Подобным решением Петтер был возмущен и даже грозился демонстративно покинуть этап... но в воскресенье все-таки вышел на старт. Впрочем, в погоне за временем в третьем хите допустил ошибку и столкнулся с ограждением трассы. При этом потеряны были не только драгоценные секунды, но и последние надежды на попадание в финальную стадию гонки.

Ну а в финале был неудержим француз Себастьен Лёб. Девятикратный чемпион мира по ралли явно лучше других освоился с латвийской трассой, которую изрядно размочило осенним дождем. Оспорить его преимущество не смог ни кто из преследователей. И Себ под занавес сезона, наконец-то отпраздновал свою первую победу в ралли-кроссе! Вслед за ним финишировал Маттиас Экстрем, который после неудачи Сольберга имеет более чем комфортный гандикап в 34 очка. При определенном стечении обстоятельств швед имеет все шансы оформить чемпионство уже через неделю, на гонке в Германии.

Первая победа для Себа в ралли-кроссе стала весьма боевой, о чем свидетельствует попорченный фасад его Peugeot 208

Увы, но в очередной раз гонка завершилась неудачно для Тимура Тимерзянова. На последних этапах трехкратный чемпион Европы наглядно доказал, что инженерам его команды удалось построить очень быстрый автомобиль, а сам он смог обрести былую форму. Однако казанца по-прежнему преследуют проблемы с фортуной: в ходе квалификации он демонстрировал отличные времена и даже выиграл заключительный хит, проходивший под проливным дождем. Но общий результат подпортила первая отборочная гонка, где он, лидируя в заезде, развернулся из-за поломки привода. Но, несмотря на досадную оплошность, он все-же пробился в финал... где проехал всего 200 метров, отправившись в отбойник после дружеского пинка от Андреаса Баккеруда! К счастью «причал» в послестартовом вираже был оборудован мощным «бутербродом» из покрышек — и новенький автомобиль Тимура, как и сам пилот почти не пострадали.

Тимур Тимерзянов оказался самым быстрым в четвертом квалификационном «хите»…
Но в финале не проехал и 200 метров
0 / 0

Кстати, Тимерзянов в этот раз был не единственным пилотом из России на трассе: в зачете RX Lites состоялся долгожданный дебют Василия Грязина в мировом ралли-кроссе. За месяц до этого Вася размялся на одной из скандинавских гонок, и в Латвии предстал во всеоружии. В квалификации он показал отличный пятый результат, и имел все шансы «заехать» в решающий заезд, однако обидный прокол в полуфинале лишил его этой возможости. Но тем не менее дебют столичного пилота, выступающего по латышской лицензии, можно однозначно считать удачным и надеяться на его новые успехи в ралли-кроссе.

Дебютант зачета RX Lites Василий Грязин не затерялся в компании более опытных пилотов

Ралли-кросс
Чемпионат мира и Европы

Дивизион SuperCars (чемпионат мира), положение после десяти этапов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Маттиас Экстрем Швеция Audi S1 228
2 Юхан Кристофферсон Швеция Volkswagen Polo Mk5 201
3 Петтер Сольберг Норвегия Citroen DS3 194
4 Андреас Баккеруд Норвегия Ford Focus Mk3 192
5 Себастьен Лёб Франция Peugeot 208 180
6 Тимми Хансен Швеция Peugeot 208 165
7 Тоомас Хейккинен Финляндия Audi S1 125
8 Тимур Тимерзянов Россия Ford Fiesta Mk7 101
9 Робан Ларссон Швеция Audi A1 91
10 Янис Бауманис Латвия Ford Fiesta Mk7 86

Дивизион SuperCars (чемпионат Европы), положение после пяти этапов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Кевин Хансен Швеция Peugeot 208 143
2 Жером Гроссе-Жанен Франция Peugeot 208 105
3 Торд Линнеруд Норвегия Volkswagen Polo Mk5 99
4 Томми Рустад Норвегия Peugeot 208 94
5 Тамаш Пал Кишш Венгрия Peugeot 208 78
6 Фредрик Салстен Швеция Peugeot 208 77

ДивизионTouringCars (чемпионат Европы), положение после четырех этапов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Бен-Филип Гундерсен Норвегия Ford Fiesta Mk6 88
2 Магда Андерссон Швеция Ford Fiesta Mk7 81
3 Фредрик Магнуссен Норвегия Ford Fiesta Mk7 78
4 Пер Магне Ройрас Норвегия Mazda RX-8 70
5 Филип Герман Швеция Ford Fiesta Mk7 61
6 Кьетил Ларсен Норвегия Škoda Fabia Mk1 54

Рекомендованные статьи