Баланс невозможностей: как прошел первый в истории Европейский Трофей TCR

Фото: Григорий Голышев | команды-участницы

Если не знать, что поворачивать направо надо именно здесь, между электростанцией и бумажным комбинатом, то подъезд к итальянскому автодрому Adria Raceway можно запросто пропустить: короткий трек затерялся среди полей и каналов региона Ровиго. Последний раз я был в Адрии в 2007-м, когда Александр Львов и Алексей Басов рубились здесь за победу в кузовном Кубке Европы FIA ETCC. Ну а в этом году меня привел сюда первый в истории Европейский Трофей TCR с участием российских гонщиков.

За прошедшее время трасса практически не изменилась. Все те же нехитрые повороты, чем-то напоминающие подмосковное Мячково, все тот же крытый паддок. Разве что за барьерами безопасности вымахали большие деревья, так что теперь можно вспоминать о тех временах, когда итальянские пихты в четвертом повороте были совсем маленькими.

Дебют TCR European Trophy, собравшего на старте пилотов из национальных первенств, не был самым важным событием в мировом гоночном календаре. Но итальянские соревнования давали сразу несколько интересных поводов для сравнения. С одной стороны, в Адрии собрался приличный состав участников — два десятка пилотов из разных чемпионатов TCR (от Балтии до Испании), во главе с победителем сильнейшего немецкого первенства, британцем Джошем Файлзом. С другой, появлялась возможность посмотреть, как на этом фоне будут выглядеть команды из международной серии TCR — Hyundai и Subaru.

В первом розыгрыше европейского Трофея стартовали пилоты на автомобилях восьми марок. Такого разнообразия нет даже в международной серии TCR!

Впрочем, в самый последний момент коллектив Top Run Motorsport, готовящий машины марки Subaru, отказался от участия в домашней гонке из-за финансовых трудностей. Но поговорить про новинки туринговой Импрезы все равно получилось — в паддоке я отловил Стефано Комини, выступающего на Subaru в чемпионате Италии. Оказывается, три дня в неделю итальянский швейцарец работает на автодроме в Адрии! Чем он занимается в свободное от гонок время? Да всякой всячиной! Например, в четверг двукратный победитель международной серии TCR развешивал таблички над боксами команд.

На этой гонке Стефано Комини (справа) выступал только в качестве тренера итальянца Сандро Пелатти, выступавшего на Сеате

Но вернемся к Subaru. «Я доволен тем, как идет техническое развитие машины, — рассказал Комини. — В команде у нас полное доверие, и работать в таких условиях очень интересно. Пока главная проблема — надежность поворотных кулаков, но и ее вроде удалось победить. В целом автомобиль получился сбалансированный, а мотор у нас и вовсе отличный — мы даже можем позволить себе ехать на меньшем давлении турбины, чем соперники. С машиной не надо бороться в поворотах — многорычажная подвеска сзади отлично работает. Надеюсь, что получился продолжить развитие автомобиля, ведь у Subaru отличный потенциал».

Итальянцы из Top Run Motorsport активно ищут клиентов на Импрезу, но проблемы с бюджетом сдерживают развитие японского седана. Дело дошло до того, что последний этап национального чемпионата субаристы ехали на старых покрышках!

Если сделать выводы о реальной скорости японского седана в международной серии пока не получается, то говорить о том, что Hyundai i30 вскоре станет сильным соперником, можно относительно уверенно. Европейский Трофей стал для корейцев, пока не омологировавших свой автомобиль, тестовым соревнованием — в борьбе за очки Габриэле Тарквини был «прозрачен» для остальных участников. Во время пятничных тестов маститый итальянец подбирал настройки под новые шины (в отличие от международной серии TCR, в Адрии использовалась Yokohama, а не Michelin), а сами гонки превратил в отличную рекламу Hyundai i30, выиграв второй заезд вопреки дополнительному балласту.

«Доводка машины практически завершена, — делился впечатлениями итальянский ветеран. — Осталось опробовать небольшие изменения в рулевом механизме — и, возможно, мы это сделаем на последнем этапе международной серии TCR в Дубае». Несмотря на то, первые машины будут отправлены клиентам только в декабре, а цена в 130 тысяч евро может поспорить с самыми дорогими машинами класса, в Hyundai Motorsport уже получили 14 предзаказов на хэтчбеки i30 N TCR.

Автомобили нового поколения должны стать грозной силой в TCR. В отличие от первопроходцев, у них была возможность участь чужой опыт

Был в Адрии и промо-стенд команды JAS Motorsport с новым Сивиком, но итальянцы были не особо разговорчивы. Они только пожаловались на запрет секвентальных коробок передач в чемпионате России — из-за чего у команды, несмотря на живой интерес, нет клиентов в нашем Туринге. Впрочем, запрет этот — явно временный, а разрешение на использование «секвенталок» в отечественном первенстве — неизбежная вещь уже в ближайшей перспективе. Ну а пока TCR European Trophy дал хороший повод вновь взглянуть на «баланс производительности» для автомобилей разной подготовки. В Адрии лучшим гонщиком на машине с роботизированной КПП стал итальянец Джованни Алтое. Но, несмотря на отличное знание домашней трассы, в квалификации он проиграл с 2,7-километрового круга лучшему времени Тарквини внушительные 1,6 секунды.

Адрия — трасса не особо обгонная. Не мудрено, что лидеры первого заезда провели его без лишнего риска для себя. Эту гонку выиграл Джош Файлз, вторым стал еще один пилот на Хонде, Джакомо Алтое, а третьим финишировал Орельен Комт на кубковом Peugeot 308 — французы до сих пор не могут подготовить полноценную версию турбомашины для TCR.

Двукратный чемпион немецкого TCR Джош Файлз был единственным участником, способным потягаться в скорости с экс-пилотом Формулы-1 Габриэле Тарквини

Решающим должен был стать второй заезд с реверсивной стартовой решеткой. Лучшие шансы выиграть Трофей были у Файлза, но англичанин спровоцировал столкновение при обгоне и, получив штрафной проезд по пит-лейн, попрощался с надеждами на победу. Ну а главный приз в итоге сенсационно выиграл победитель заезда Орельен Комт. В чем сенсация? В том, что француз выступал на самом слабом автомобиле TCR — ведь, в отличие от большинства остальных машин, на Peugeot 308 установлен не двухлитровый, а 1600-кубовый турбодвигатель!

Помимо гонок на кубковой технике, Орельен Комт занимается доводкой настоящего Peugeot 308 TCR и надеется, что в следующем году сможет выступить в международной серии

Преследователю Комта, юному Джакомо Алтое, вполне было по силам обогнать Орельена. Однако итальянец решил не рисковать, доверившись командным установкам: в коллективе Target Competition посчитали, что и второго места им будет достаточно для победы. Но все оказалось совсем не так — при равенстве очков победа французского гонщика в заезде все-таки оказалась решающей…

Во втором зачете, среди пилотов с роботизированной коробкой DSG, победы в обоих гонках достались Джованни, старшему из братьев Алтое. Как раз здесь и стартовали россияне из команды Innocenti AMG Motorsport, Лев Толкачев и Денис Григорьев. И если шансов на подиум в абсолюте у москвичей практически не было, то привезти домой призы в Трофее DSG им было вполне реально.

Отличный старт в первой гонке позволил Льву Толкачеву выйти в лидеры зачета DSG Trophy (на снимке), но «убитые» покрышки отбросили его на четвертое место

В первом заезде отличный старт позволил Толкачеву опередить будущего победителя, но удержать лидерство не получилось. Изношенные покрышки привели к потере темпа — и россиянин закончил гонку четвертым, получив изрядную порцию тычков от соперников. Его напарник Денис Григорьев в самом начале заезда потерял машину на торможении и боролся больше с секундомером. Во втором заезде ситуация была похожа на первую гонку: хороший старт Толкачева, борьба за места в первой тройке зачета DSG и опять финиш на четвертом месте после столкновения с Сандро Пелатти…

Проблемы с тормозами стали главной сложностью для Дениса Григорьева: вылет в квалификации и разворот на старте первой гонки не оставили москвичу шансов на хороший результат

Впрочем, несмотря ни на что, российские гонщики не теряли духа. «Мы хотели продлить сезон — в России он уж больно рано заканчивается, — рассказал Лев Толкачев. — Ну и хотелось понять, насколько мы конкурентоспособны с другими пилотами. Уик-энд был сложный, но я получил удовольствие. Мы, конечно, не самые быстрые, но, при определенной подготовке могли бы побороться за высокие места в классе. А еще, с учетом наших результатов здесь, хочется сказать, что в России очень сильный чемпионат. Если бы наша первая пятерка стартовала в Адрии, то ребята точно были бы в группе лидеров».

Денис Григорьев (слева) и Лев Толкачев

Десять лет назад, когда пилоты из России выезжали на гонки Еврокубка FIA ETCC, все тоже начиналось с малого. Но интерес рос, и присутствие российских гонщиков становилось заметнее от года к году. Не исключено, что история повторится — и на следующий год количество наших пилотов на старте Европейского трофея TCR вырастет. Особенно, если у россиян будет возможность бороться за победу в абсолюте. А что до итогов этой гонки, то и Толкачев, и Григорьев, не задумываясь, отвечают на вопрос о своем участии в следующем TCR European Trophy. И ответ этот, конечно, положительный!

TCR European Trophy
Личный зачет

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Орельен Комт Франция Peugeot 308 Racing Cup 45
2 Джакомо Алтое Италия Honda Civic Type-R TCR 45
3 Джош Файлз Великобритания Honda Civic Type-R TCR 43
4 Максим Потти Бельгия Volkswagen Golf GTI TCR 31
5 Флориан Тома Германия Volkswagen Golf GTI TCR 25
6 Луижди Феррара Италия Alfa Romeo Gulietta TCR 20
       
11 Лев Толкачев Россия SEAT Leon TCR 5
11 Денис Григорьев Россия SEAT Leon TCR 5

Рекомендованные статьи