Зачем Александр Тычинин приобрел праворульное купе Toyota Corolla Levin?

Зачем Александр Тычинин приобрел праворульное купе Toyota Corolla Levin?
Автоспорт | 3 августа 2016
Фото: Александр Тычинин | Дмитрий Питерский

Документы проверены, договор подписан, ключ на руках, а я до сих пор с трудом осознаю то, что произошло. Ведь в графе организации, выдавшей ПТС, значится Владивостокская таможня: только что я стал обладателем 18-летней праворульной Тойоты. Не сошел ли я с ума?

Точнее сказать, не я, а мы с другом. И это был наш самый настоящий осознанный шаг. Ради чего? Ради гонок. Два года назад я проехал полный сезон любительского чемпионата RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship), заезды в котором проходят в дисциплине time-attack, — иными словами, на лучшее время круга. Десяток этапов на разных гоночных трассах России, легальная и довольно безопасная возможность быстрой езды, активный отдых. Я распробовал и втянулся, но, к сожалению, казенный хэтчбек Seat Leon FR пришлось сдать в еще действующее представительство. Без гонок я просидел почти полтора года, выбрался несколько раз с коллегой Мельниковым на зимние спринты на редакционной Калине — и понял, что соскучился.

Непрезентабельный затертый руль достался нашему Левину от более старой версии в кузове AE101, но в остальном салон приятен и удобен, а центральная консоль по-спортивному развернута к водителю. Есть отдельная клавиша центрального замка, автоматический режим водительского стеклоподъемника и даже электропривод складывания зеркал

Большинство участников любительских соревнований, в том числе и я, давно поняли, что использовать одну машину для заездов и ежедневной эксплуатации неудобно и хлопотно. Либо под тобой комфортный и мягкий автомобиль, который никудышен на треке, либо наоборот — быстрый, но жесткий и шумный в городе. К тому же при поломке ты автоматически остаешься без транспорта. Так что нужна отдельная боевая машина.

Одометр этой простой, но функциональной приборки показывает значение «261040». Обратите внимание, на каких высоких оборотах начинается красная зона тахометра, — этот моторчик нужно крутить

Было решено объединить усилия с моим другом Андреем, который время от времени выводил на трек свой девятый Эвик, а потом с головой погряз в картинге. Как мы пришли к странному выбору в виде «праворукой» Тойоты? Во-первых, наш общий бюджет на покупку «гоночного» автомобиля мы ограничили суммой в 300 тысяч рублей. Во-вторых, хотелось попасть в самый конкурентный класс RHHCC под названием Warm-street, в котором ездит техника мощностью 150—210 «лошадей», а один этап собирает свыше тридцати участников. И наконец, нужна была потенциально быстрая машина.

Зима в любительском чемпионате, как в футболе, — время платных трансферов автомобилей между пилотами. Нам повезло, и на горизонте появились две Тойоты модели Corolla Levin. Передний привод, атмосферный мотор 1.6 мощностью 165 «лошадей», шестиступенчатая «механика» и блокировка дифференциала. Причем обе машины приезжали на подиум класса Warm-street. То что надо! Первый Levin был полностью готов для трека: спортивный руль, глубокий ковш с мощными гоночными ремнями, винтовая подвеска, усиленные тормоза и дисковая блокировка «диффа». Но, к сожалению, цена в 350 тысяч рублей выходила за рамки бюджета. А вот второй почти в стандартном состоянии стоил 270 тысяч. Его-то мы и взяли в феврале. Из доработок — лишь чуть укороченные пружины да более глубокое гражданское кресло Recaro с затягивающимися ремнями от TRD.

• Классное сиденье Recaro с развитой боковой поддержкой ставилось на Levin в качестве опции. Прорезь в спинке позволяет легко установить спортивные ремни безопасности — незаменимую вещь на треке
• От четких включений шестиступенчатой «механики» получаешь удовольствие. А грубую рукоятку рычага, доставшуюся от прежнего владельца, я сменил на приятный железный шарик с резиновыми вставками

Забавно. Я уже успел подзабыть, что такое старый автомобиль, с тех пор, как продал вазовскую «шестерку», на которой ездил в студенческие годы. А ведь, чтобы он не капризничал, требуется забота и внимание. Проведя пару месяцев на стоянке, в апреле Levin отказался заводиться. Я купил провода, прикурил его от своего Круза, немного поездил, однако на следующий день — вновь такая же история. Умер аккумулятор. Он здесь, между прочим, не простой, а компактный, японского образца с тонкими клеммами. Новую батарею такого же формата пришлось поискать, но цена оказалась обычной — 3700 рублей. Потом я поменял щетки дворников, смазал немного заедающий тросик газа и даже самостоятельно перебрал моторчик омывателя, приспособив к нему щетки от тольяттинского генератора. А на сервисе починили прикуриватель и сделали сход-развал — конечно же, не без приключений. Спереди на стойках McPherson болты открутились только после тщательного нагрева горелкой. Купил и жидкость ATF, потому что немного подтекает рулевая рейка. И все это — помимо рядовой замены масла и передних колодок. Поскольку автомобиль будет в основном жить на треке, было выбрано высокотемпературное масло 5W-50, и, разумеется, спортивная тормозная жидкость. Как нас не утомила эта возня?

Помните, как плохо работал регулятор печки на вазовских «восьмерках» и «девятках»? Забудьте, потому что в Левине он идеален. А почти такие же цифровые часики до сих пор ставятся и на современные Тойоты

Все дело в том, что Levin оказался хорош. Удобная посадка, неплохие тормоза, бритвенно-острый отклик на подачу топлива, приятная управляемость и классный механизм переключения у «механики». Конечно, реакции на руль немного вяловаты — до современных хот-хэтчей далеко, — зато какой чистый ноль, какое усилие!

В итоге, чтобы поставить машину на учет и подготовить ее к трек-дням, пришлось потратить еще почти 35 тысяч рублей. И это без учета покупки новых шин. Потому неудивительно, что мы пропустили два первых этапа: в Грозном и Смоленске.

На автомобилях для японского рынка управление световыми приборами и указателями поворота осуществляется правым подрулевым рычажком, так что первые несколько дней с непривычки включаешь дворники

Наш с Андреем автоспорт предельно бюджетный. Перед дебютным в сезоне боевым выездом, который мы запланировали осуществить в Мячково, напарник из команды TRTeam (Toyota Racing Team) отдал нам четыре лысых шины Hankook Ventus R-S3 размерности 225/45 R15. Почему именно Hankook? Если не брать в расчет слики, то это, пожалуй, самая быстрая покрышка для трека в таком редком типоразмере.

Кстати, мячковские трек-дни — удовольствие недешевое. Два заезда по несколько кругов обходятся в 3000 рублей, правда, с увеличением числа попыток автодром делает скидки. Например, шесть заездов оцениваются уже в 6000 рублей.

Особенности мотора 4A-GE — индивидуальные дроссельные заслонки для каждого цилиндра, 20 клапанов и фазовращатель на впускном распредвале. Объем — 1,6 литра, мощность — 165 л.с.

За день до третьего этапа RHHCC на тренировках в Мячково пошел дождь, поэтому на переднюю ось мы поставили другой, более свежий, Hankook, одолженный у Максима Бронина, бывшего чемпиона в «младшем» классе City-light и по совместительству командного гуру и специалиста по Левинам. А сзади решили оставить обычные городские шины Bridgestone RE001 205/50 R15, доставшиеся нам вместе с машиной. Я надеялся, что более гражданский и, главное, не стертый рисунок протектора добавит держака на корму.

Не тут-то было! Стоит чуть резче дернуть руль на входе в поворот или едва-едва прикрыть газ на дуге, как Levin начинает активно мести хвостом, точно заднеприводный. Только и успевай ловить. Весело, но неэффективно.

В заводской версии задней подвески (на фото) настраивается только схождение, но если заменить фиксированную поперечную тягу на регулируемую, то менять можно и развал

Однако пара пробных кругов — и мое лицо расплывается в улыбке. Нас пугали перегревом масла и тем, что для него придется ставить дополнительный радиатор, но Левин выдержал все шесть дождевых сессий на ура. Бодрый 20-клапанный моторчик 4А-GE на «дросселях», именуемый BlackTop, с удовольствием крутитcя почти до 8000 об/мин. И, между прочим, это один из самых высокофорсированных малолитражных атмосферников в мире. А еще я удивлен тому, как здорово, несмотря на свой возраст, работает стандартная червячная блокировка дифференциала — «открываться» можно очень рано. Только не подумайте, что на нашем Левине, проехавшем уже почти триста тысяч километров, до сих пор стоит заводской двигатель. Конечно же, он контрактный, причем перебранный бывшим владельцем.

Почти слик! Даже такие изношенные шины Hankook R-S3 на мокром треке в Мячково держат лучше, чем гражданские Bridgestone Potenza RE001 со свежим протектором
Тормоза — с ABS, но эффективности штатных механизмов с двумя поршнями и плавающей скобой порой не хватает
0 / 0

Легко ли переключать передачи левой рукой? Схема, кстати, такая же, как и на обычных леворульных автомобилях. Оказалось, что после пары дней за рулем это не представляет никаких проблем, а сложнее перестроиться на «перевернутое» расположение подрулевых рычажков: поворотники и свет на японских машинах для домашнего рынка включаются справа.

Подиум класса Warm-street: третье место — Георгий Романов, второе — Тигран Гаспарян (Mini JCW GP), а на вершине — ветеран RHHCC Николай Виханский (Subaru BRZ)

В рамках одного этапа участвовать двум пилотам на одной машине запрещено, поэтому решили, что в Мячково поедет Андрей. Стартовый взнос 6000 рублей. Пройдена регистрация, получены спонсорские наклейки — и наш Levin замер на пит-лейне в ожидании зеленого сигнала светофора. Время Андрея в первой попытке — 2.05,1. А лидеры… Они не просто за горизонтом, они — в космосе. С ходу опытный Николай Виханский на злой Subaru BRZ показал 1.56,2, а быстрейший тойотовец Георгий Романов на хэтчбеке Corolla — 1.57,7. Правда, за плечами у них уже больше трех сезонов в любительском автоспорте, а для нас главная задача — привыкнуть к новой машине. В итоге Андрею удалось улучшиться только до 2.03,0. Можно было снять еще пару секунд, но вновь вмешался дождь. Результат — лишь 19-е место в классе из 30 участников. Негусто даже для первого раза, причем конфигурация Мячково Андрею хорошо знакома, а в картинге он едет на уровне завсегдатаев топового чемпионата MIKC. Это показывает, насколько картинг в действительности далек от кузовного автоспорта и, конечно, подтверждает необходимость наката.

0 / 0

Но покупкой мы довольны. Levin надежен, дешев в обслуживании и, главное, задорно едет. Быстр ли он? На этот вопрос мы сможем ответить лишь в конце сезона, после того как «вкатимся» и, возможно, внесем в машину кое-какие технические изменения.

Старые Тойоты — популярная техника в чемпионате RHHCC. На переднем плане — быстрая боевая Corolla Георгия Романова с винтовой подвеской, дисковой блокировкой и более мощными тормозами. В Мячково он занял третье место в классе Warm-street, проехав круг за 1.57,287
Один из быстрейших автомобилей в классе Warm-street — серьезно доработанная Subaru BRZ Николая Виханского. Время круга в Мячково — 1.55,306
0 / 0

А я тем временем уже вовсю готовился к следующему этапу, ведь мне предстояло отправиться на одну из самых интересных и техничных российских трасс — Нижегородское кольцо. Этот выезд прошел успешнее и позволил сделать любопытные выводы. Какие? Я еще расскажу.
Расходы на автомобиль Toyota Corolla Levin, руб.
Покупка 270000
Эксплуатация
Диагностическая карта, ОСАГО 7500
Переоформление в ГИБДД 800
Аккумулятор 3700
Масло 5w-50, 4 л 3000
Фильтр масляный 250
Тормозная жидкость Motul RBF-600, 3 л 2800
Замена масла, тормозной жидкости, ремонт прикуривателя 2100
Регулировка развала-схождения 1900
Передние тормозные колодки 2300
Щетки стеклоочистителей 1000
Жидкость ГУР 450
Манометр 350
Шины Hankook R-S3 225/45R15, б/у 4 шт. 0
Шиномонтаж 1500
Трек-день в Мячково, 6 сессий 6000
Стартовый взнос за третий этап RHHCC 6000
Стоянка, 3 месяца 6600
Прочее 3000
Итого 49250
Паспортные данные
Автомобиль Toyota Corolla Levin (AE111)
Год выпуска 1998
Тип кузова купе
Число мест 4
Размеры, мм
длина 4305
ширина 1695
высота 1305
колесная база 2645
колея передняя/задняя 1460/1440
Дорожный просвет, мм 140
Снаряженная масса, кг 1060
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1587
Степень сжатия 11,0:1
Число клапанов 20
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 165/121/7800
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 162/5600
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая
Привод передний с дифференциалом повышенного трения
Рулевое управление реечное, с гидроусилителем
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Базовые шины 195/55R15
Емкость топливного бака, л 50
Топливо бензин АИ-98

Рекомендованные статьи