Владимир Мельников «ставит стенограмму» на этапе Кубка Volkswagen Polo, ралли Тамань

Фото: Академия Ралли | Андрей Клещев

Как хорошо, что вокруг дорог ралли Тамань почти нет деревьев.

— Сто пятьдесят правый один, сорок левый шесть, — диктует мне штурман Сергей Скрипка.

Чуть качаю Polo вправо — и тут же вылетаю в поле: поворот оказался раза в три круче, да еще и с отрицательным уклоном! И как я умудрился записать его как единицу?

Ралли Тамань на одноименном полуострове стало уже третьим этапом Кубка Volkswagen Polo, но только здесь я впервые сел за руль гоночного хэтчбека. Справа — опытный Сергей Скрипка, прежде ассистировавший мне на бахе «Северный лес». Формально я принял участие еще и в первом этапе, московском Rally Masters Show. Но для нас с Никитой Гудковым гонка продолжалась чуть больше километра: на старте второго спецучастка развалилась главная передача, и мы сошли.

И только теперь я оценил Polo. Он куда быстрее седанчика Renault Logan, на котором я полтора года назад проехал две раллийные гонки!

И если медленный Logan прощал мое неумение писать стенограмму и позволял выигрывать в одноименном Кубке, то с Polo такое не прошло. Нужно, как говорят раллисты, «ставить стенку»! Благо дорога в Тамани позволяла видеть многое, но для того чтобы ускориться, нам с Сергеем не хватало «слетанности». И только-только Скрипка подстроился под мои запросы и приноровился читать, что называется, под ногу, как...

«Самый глупый сход в моей жизни!» — так охарактеризовал свои действия на СУ Веселовка фаворит двухлитрового класса Павел Щербаков после того, как Renault Clio петербуржца остался без правого заднего колеса
«И ведь заходил на этот трамплин точно так же, как год назад!» — недоумевал после своего переворота один из лидеров турнира Volkswagen Polo Cup Аркадий Богомолов…
0 / 0

Тут-то мы и въехали в тот «правый один». А точнее, пролетели мимо, расшвыривая душистое разнотравье. Разворачиваюсь, разгоняюсь к финишу, до которого всего пара сотен метров... Как хорошо, что вокруг не было деревьев!

Еще раньше, не попав в ритм бесконечной череды ходовых поворотов, я воткнулся нагруженным колесом в слежавшийся земляной ком. Чувствительный удар согнул рулевую тягу — и хотя мы должны были обслуживать машину сами, механики доверили нам с Серегой только самые простые операции. Спасибо, парни!

Победителем ралли Тамань в «абсолюте» стал экс-чемпион Европы по автокроссу Вадим Макаров. Однако уральский пилот, как гонщик Листа приоритета РАФ, в Кубке России не участвует — и потому 60 победных очков на 14-м этапе турнира заработал петербуржец Илья Лотвинов (на фото)

Гоночный Polo — восторг: быстрый и очень послушный. На первом же спецучастке я показал второе время среди одиннадцати участников Кубка. Невесомый руль никакого дискомфорта у меня не вызвал, а вот дубовая педаль тормоза (усилителя в приводе нет) была в диковинку, но хорошо прогретые колодки обеспечивают надежное замедление. Подвеска Reiger покорила чуткостью к настройкам. Пара щелчков регуляторов жесткости отбоя — и Polo поехал гораздо слитнее, не «отпрыгивая» на многочисленных перегибах.

«Пляжная гонка» закончилась для Subaru краснодарца Юрия Борисенко полетом через крышу на скорости под 170 км/ч

Эти дороги, без сомнения, самые коварные в моем скромном раллийном опыте. Узкие, редко где шириной больше чем в одну машину, с невысокими земляными отвалами по бокам, которые прекрасно играют роль трамплинов. На крышу было уложено четыре Фольксвагена! В общей сложности сошло больше половины гоночного канала, а некоторые отрезки трассы оказались буквально усыпаны разбитыми автомобилями. Самую большую дань собрал доп Веселовка — узкая песчаная коса вдоль моря только на первый взгляд казалась безопасной, но стоило набрать ход, и многочисленные подбросы сделали ее преодоление крайне нервным занятием. Ведь даже Polo набирал здесь 130 км/ч, а полноприводники мчали все 170!

В прошлом году «пятерка» Клима Байкова финишировала на ралли Тамань совсем не так: тогда быстрый гонщик из Кирова закончил гонку вторым в «моноприводе»!

Но больше всего мне запомнился техничный пятнадцатикилометровый доп Тамань, петляющий по высокому берегу моря. Во время ознакомления я то и дело останавливался, чтобы сфотографировать эту красоту. Как радостно бегут волны метрах в тридцати внизу! И как бы не хотелось со всего маху сигануть с этого обрыва... Оба раза на этом допе я показывал третье время.

Обслуживать гоночные автомобили должен сам экипаж. Замена рулевой тяги, погнутой на втором спецучастке, сподвигла меня ехать аккуратнее

На третьем месте мы со Скрипкой и финишировали. Всю гонку я пытался зацепиться за подиум, ориентируясь на времена опытного Вадима Лелюха. Немного опередил его на двух спецучастках, но он был быстрее на оставшихся четырех. Дорогу на подиум мне открыл Аркадий Богомолов, шедший на втором месте, — он неудачно вылетел с коварного трамплина на той самой Веселовке, приземлился на одно колесо и перевернулся. А что до лидера, то очередной, уже четвертый подряд этап Кубка выиграл реактивный Алексей Игнатов. Лелюху после 80 км спецучастков он «привез» больше минуты. Я, в свою очередь, отстал от Вадима на 20 секунд. А мои преследователи по Кубку Volkswagen Polo оказались медленнее минимум на пять минут.

Следующая гонка, легендарное карельское ралли «Белые ночи», пройдет 27—28 июня в окрестностях города Сор-тавалы. Я уже начал изучать единственное в России пособие, позволяющее глубже понять тонкости записи стенограммы. Его автор — чемпион страны по ралли 2004 года штурман Рауф Таги-Заде. Не зря же говорят, что ралли — это не шахматы. Здесь думать надо.

Ралли Тамань
Стартовало 42 экипажа, финишировало 19
Абсолютный зачет
Место Экипаж Город Автомобиль Время
1 В. Макаров/Д. Яковченко Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo IX R4 54.35,7
2 И. Лотвинов/П. Шевцов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo VIII +37,0
3 П. Чепель/А. Сакаданов Краснодар Mitsubishi Lancer Evo X +1.37,3
4 О. Топоров/А. Босых Майкоп Mitsubishi Lancer Evo VIII +1.53,8
5 Е. Фирсов/И. Тер-Оганесьянц Москва Mitsubishi Lancer Evo IX +2.46,5
6 А. Игнатов/А. Кондратьева Челябинск Volkswagen Polo +5.02,2
7 А. Мансуров/Д. Медведев Пермь ВАЗ-1119 +5.14,1
8 А. Савенко/А. Кузьмин Краснодар Subaru Impreza +5.15,1
9 В. Лелюх/А. Даниловский Санкт-Петербург Volkswagen Polo +6.14,3
10 В. Мельников/С. Скрипка Москва Volkswagen Polo +6.34,1

Рекомендованные статьи