Зимние ралли в России: гонки — это хорошо, а скандал с бензином — плохо!

Фото: Андрей Лебедев | Антон Басанаев | Денис Кузнецов | Илья Федоров | организаторы | Роман Углов

Этой зимой небесная канцелярия благоволила нашим раллистам — оттепель немного подпортила только январскую гонку в Карелии. Зато все последующие этапы чемпионата и Кубка России выдались один краше другого — снега и мороза хватило всем. А на некоторых гонках зимних «радостей» было даже через край — к примеру, организаторам ярославского ралли Золотые купола пришлось буквально ночевать на трассе, чтобы привести ее в порядок после мощнейших снегопадов. Вся имеющаяся поблизости дорожная техника была задействована на расчистке основных магистралей, так что справиться с последствиями погодного катаклизма в местных карьерах энтузиастам из спортивного автоклуба Единство удалось лишь в последний момент.

Ford Fiesta R5 москвичей Игоря и Яны Буланцевых на фоне рекордных сугробов

К счастью, их старания не пропали даром — три десятка собравшихся в ярославском Ростове экипажей получили от гонки большое удовольствие. А победителей в общем зачете ралли Золотые купола оказалось даже двое. Семейный дуэт Игоря и Яны Буланцевых, осваивавший «незачетный» для Кубка России хэтчбек Ford Fiesta R5, уверенно выиграл гонку в абсолюте. Ну а петербуржцы Илья Лотвинов с Павлом Шевцовым (Mitsubishi Lancer Evo IX) переиграли в споре за кубковое золото экипаж двух ветеранов — москвича Вячеслава Прохорова и Тимура Соломко из Сухума, также выступавший на Лансере.

Лидеры Кубка России Илья Лотвинов и Павел Шевцов

За Уралом снега в этом году было куда меньше, а крепкие морозы помогли организаторам челябинского ралли Малахит провести не только привычные лесные спецучастки, но и завести караван участников даже на лед! Почти пятикилометровый спецучасток Карьер стал настоящим украшением февральских соревнований, а их победителями в абсолютном зачете стали екатеринбуржцы Денис Ростилов и Александр Рыбников. К слову, этой зимой Ростилов стал самым активным из всех наших раллистов, проехав шесть гонок в России и Прибалтике и задействовав для этого сразу два Лансера — восьмой и девятой «эволюций».

Ралли Малахит стало первым триумфом Дениса Ростилова и Александра Рыбникова на полном приводе — до этого екатеринбуржцы побеждали только на Ладе Калине NFR

Трасса второй кубковой гонки в УрФО, ралли Ураласбест, была для спортсменов привычной: спецучастки в карьерах близ городка Асбест используются уже не один год. Общими у челябинских и свердловских соревнований оказались разве что имена победителей в переднеприводных классах: обе гонки выиграли экипажи пермяка Данила Якушева (ВАЗ-21083, зачет 2000Н), екатеринбуржца Данила Балашкова (ВАЗ-1119, 1600Н) и его земляка Вадима Мещерякова, чья Лада Калина NFR стартовала в новом кубковом классе 1400Н в гордом одиночестве. А вот имена спортсменов, отличившихся в абсолютном зачете, разнились: Денис Ростилов сошел в Асбесте из-за проблем с электрикой, и лавры победителей примерили на себя хозяева трассы Алексей Миронов и Дмитрий Петухов (Mitsubishi Lancer Evo IX).

Алексей Миронов и Дмитрий Петухов на льду челябинского спецучастка Карьер

Завершило зимний кубковый сезон уже в марте карельское ралли Яккима, собравшее на старте больше сорока экипажей. В Сортавале статус главного фаворита нынешнего турнира уверенно подтвердил Илья Лотвинов, одержавший вторую победу за неполный месяц. А вообще карельский подиум целиком оккупировали пилоты на Mitsubishi. Второе время, добившись лучшего результата в своей раллийной карьере, показал петербуржец, выступающий под псевдонимом «Стас М.», а замкнул тройку призеров москвич Владислав Казаков.

В «моноприводе» в Карелии верховодили калининградец Дмитрий Мячин (Peugeot 208 R2) и петербуржец Павел Козлов (Honda Civic Type-R), до того отличившийся на декабрьском ралли Вятка. Но поскольку первый из них, как действующий чемпион России, зачета в кубковой серии не получал, то довольны итогами гонки остались оба: Мячин заработал призы и аплодисменты за первое место в зачете 2000Н, а Козлов положил полновесные 50 очков в свою турнирную копилку.

Дмитрий Мячин и Юрий Куликов

А еще на ралли Яккима, благодаря розыгрышу первого этапа монокубка Lada Rally Cup, наконец-то собрался кворум в самом младшем зачете 1400Н. Лучшими здесь оказались прошлогодние победители «вазовского» турнира Михаил Аршанский и Михаил Соскин. Причем петербуржцы на своей 160-сильной Ладе Калине не только уверенно опередили семерых «одноклассников», но и привезли три с лишним минуты победителям гонки в более мощном зачете 1600Н!

После того, как Денис Ростилов пересел на Mitsubishi, его место в команде АвтоВАЗа занял прошлогодний победитель Lada Rally Cup Юрий Аршанский

Если у участников Кубка России позади уже пять этапов, то претенденты на звание чемпионов страны встречались минувшей зимой лишь дважды. О ралли Карелия я уже писал, а теперь настал черед февральского ралли Пено. Гонка, появившаяся на свет в начале 2000-х в тверской глуши с подачи заслуженного мастера спорта Сергея Успенского, стала самым серьезным испытанием этого сезона. 120 километров неповторяющихся спецучастков за один день — такого на наших ралли давно уже не было! А изюминкой и без того роскошной зимней трассы стала парная гонка, которая не проводилась в Пено уже несколько лет.

Парная трасса в Пено с высоты птичьего полета

Под стать спецучасткам оказался и список участников: на старт в Тверской области вышел 41 экипаж из России, Латвии и Беларуси. И хотя в их числе не было победителя первого этапа чемпионата страны, петербуржца Станислава Травникова, легкой жизни у многократного победителя ралли Пено Сергея Успенского все равно не было. Сначала столичный ветеран вылетел с трассы на тестах, повредив 400-сильный болид, только что построенный командой УРТ на базе седана Subaru WRX STI. В результате как следует настроить подвеску машины перед стартом не удалось, и в гонке Успенский едва унес ноги от латыша Яниса Беркиса, выступавшего на хэтчбеке Ford Fiesta R5! Лишь на скоростных отрезках в концовке ралли Сергею удалось немного оторваться от прибалта — и отпраздновать свою восьмую победу на «домашней» трассе.

После победы в Пено Сергей Успенский и Марина Данилова возглавили протокол абсолютного зачета чемпионата России

На финальном 36-километровом спецучастке решилась и судьба бронзовых наград. После того, как с трассы один за другим вылетели Mitsubishi пермяка Григория Трегубова и петербуржца Ильи Лотвинова, третье место в абсолюте завоевал уральско-московский дуэт Дениса Ростилова и Дмитрия Лебедика. И лишь 6,8 секунды уступили им на финише латыши Марис Нейкшанс и Анрийс Йессе, которые выступали на Лансере десятой эволюции.

Самый дальний гость ралли Пено, Сергей Попов из Хабаровска, хоть и побывал на парной гонке на бруствере, но в итоге все же добрался до финиша

В отличие от ралли Карелия, в моноприводных классах чемпионата России в Пено на коне оказалась вазовская дружина на Ладах Калинах: петербуржец Дмитрий Воронов победил в «двухлитровом» классе R3, а его земляк Юрий Аршанский — в 1600-кубовом зачете R2. А вот основные соперники пилотов команды Lada Sport Rosneft потерпели фиаско: москвич Артур Мурадян (Peugeot 208 R2) и петербуржец Павел Козлов (Honda Civic Type-R) закончили гонку за пределами трассы, а Александр Зайцев из Лодейного Поля «приговорил» подвеску своей Фиесты после прыжка на парной гонке…

К сожалению, ралли Пено-2018 запомнилось не только роскошными дорогами и яркой борьбой, но и топливным скандалом. Экспресс-пробы бензина, взятые у Subaru бронзового призера зачета N4 Тимофея Андрющенко, показали серьезные отклонения от эталонного образца. Уроженец Комсомольска-на-Амуре не согласился с результатами «полевого» теста — и его топливо отправилось на исследование в лабораторию. Которая лишь подтвердила подозрения: использованный Андрющенко бензин не соответствовал регламенту из-за превышения в нем массовой доли кислорода и содержания метанола. Так что теперь Тимофею, скорее всего, вряд ли удастся сохранить свой результат…

«Бензин питерской компании BRF я купил еще в прошлом году в свободной продаже, — прокомментировал неприятную ситуацию сам Андрющенко. — Он российского производства и в три раза дешевле зарубежных аналогов. В минувшем сезоне и на январском ралли Карелия это топливо использовали многие участники, так как оно имело необходимые сертификаты. Я никогда ничего сам не подмешивал в бензин и к «химикам» также отношусь отрицательно. Так что буду ждать результатов независимой экспертизы и ответной аргументации от BRF. Готов к любому решению РАФ, хотя, конечно, я хотел бы сохранить очки — они не просто достаются».

Янис Беркис и Эдгарс Чепорьюс едва не выиграли первую же свою гонку в России!

Ну и напоследок — о наших спортсменах за рубежом. После побед на норвежском Sigdalsrally и латвийском ралли Сарма Николай Грязин продолжил череду успешных стартов в северной Европе. В феврале и марте 20-летний москвич, выступающий с Ярославом Федоровым на хэтчбеке Skoda Fabia R5, боролся за призы на этапах сильного чемпионата Финляндии: в Миккели Николай финишировал четвертым, а в Йоэнсуу взял бронзу. Другой наш самый быстрый пилот, Алексей Лукьянюк, зимой не стартовал, зато успел ознакомиться со спецучастками мировых ралли Монте-Карло и Швеция и выступить в роли пилота «нулевого» экипажа в Пено.

А еще в этом сезоне Лукьянюк и его штурман Алексей Арнаутов будут воевать на два фронта — петербуржцы, сохранившие верность хэтчбеку Ford Fiesta R5, нацелены и на чемпионат Европы, и на асфальтовое первенство Чехии. И ближайший старт двух Алексеев уже не за горами — на следующей неделе они отправляются в Португалию, на гравийное ралли Азорских островов.

Чемпионат и Кубок России по ралли
Положение в чемпионате России среди пилотов (абсолютный зачет)

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Сергей Успенский Москва Subaru Impreza R4/WRX STI 94
2 Павел Щербаков Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 80
3 Денис Ростилов Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo VIII/IX 75
4 Станислав Травников Приозерск Mitsubishi Lancer Evo X 60
5 Сергей Попов Хабаровск Ford Fiesta R5 49
6 Илья Лотвинов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 48

Положение в Кубке России среди пилотов (абсолютный зачет)

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Илья Лотвинов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 120
2 Алексей Миронов Асбест Mitsubishi Lancer Evo IX 108
3 Данил Якушев Пермь ВАЗ-21083 90
4 Денис Громов Санкт-Петербург Subaru Impreza N14 85
5 Данил Балашков Екатеринбург ВАЗ-1119 84
6 Андрей Рыков Киров Subaru Impreza 80

Рекомендованные статьи