Сделано в Ювяскюля! Эсапекка Лаппи выиграл домашнее ралли, одержав первую победу в WRC

Фото: Red Bull | команды-участницы

Быть может, именно ради этого всё и затевалось. Когда два года назад руководитель раллийной команды Toyota Томми Мякинен заявил о том, что проект будет создаваться силами небольшого коллектива, обосновавшегося неподалеку от финского городка Ювяскюля, многие сочли это безумием: сложно было представить, что постройка современного автомобиля WRC может обойтись без мощностей спортивного отделения производителя в Кельне. Но, похоже, четырехкратный чемпион мира и впрямь знал, что делал: в минувшие выходные его команда записала на свой счет вторую победу.

Toyota не выигрывала в Финляндии с 1993 года, когда на первую ступеньку пьедестала поднялся Юха Канккунен

Об уровне подготовки к домашнему этапу можно судить по географии тестов Тойоты в этом году: десять из 28 использованных дней были проведены на финских трассах. Об уверенности же подопечных Мякинена в собственных силах красноречиво говорили и огромные баннеры в сервис-парке ралли. На них фотография хэтчбека Toyota Yaris WRC встречала гостей надписью: «Добро пожаловать на МОИ родные дороги». Всё это действительно произвело впечатление на соперников: перед стартом в командах Citroen и M-Sport даже заговорили о возможном нарушении тойотовцами правил проведения тестов, однако выяснение этого вопроса было решено отложить до следующего этапа.

Какое-то время Мадс Остберг боролся за место в первой тройке, однако норвежского частника подкосила поломка подвески

Вместе с интересом к экипажам Яри-Матти Латвалы, Юхо Хяннинена и Эсапекки Лаппи не была оставлена без внимания и основная сюжетная линия текущего чемпионата — противостояние Себастьена Ожье и Тьерри Невилля в борьбе за титул. Каждый из претендентов по-своему подошел к вопросу подготовки к самому быстрому ралли сезона. Невилль проехал на тестовом хэтчбеке Hyundai i20 Coupe WRC финское ралли AutoGlym — которое выиграл «в одни ворота» ввиду отсутствия соперников своего уровня. Ожье же предпочел отдохнуть вдали от спецучастков, вернувшись за руль автомобиля лишь на тестах накануне гонки. Они завершились для чемпиона мира серьезной аварией, в которой пострадал как автомобиль, так и находившийся в правом кресле инженер команды, однако Себ всё равно остался доволен результатами — и, судя по всему, не зря. Именно пилоты «фордовской» команды M-Sport обосновались в тройке абсолюта после первого спецучастка — городского СУ Harju. Лидерство захватил Отт Тянак, а Ожье обосновался на третьей строчке, пропустив вперед еще и Невилля. Впрочем, с наступлением пятницы бельгиец неожиданно провалился на десятую строчку — и дело оказалось не столько во второй стартовой позиции, сколько в настройках автомобиля, разобраться с которыми Тьерри не удалось вплоть до финиша гонки…

Теему Сунинен стал, пожалуй, главным откровением гонки. 23-летний финн едва не поднялся на подиум в своем втором старте на автомобиле WRC!

После двух спецучастков Ожье вышел на вторую позицию, однако допом позже из-за технических проблем откатился на шестое место. Ну а СУ4 и вовсе прервал уверенный шаг лидеров команды M-Sport: сперва налетел на камень, повредил колесо и потерял полторы минуты Тянак, а следом вылетел с трассы Ожье! Перебрав со скоростью на одном из трамплинов, француз повредил амортизатор, вскоре после этого запоздал с торможением в левом повороте и врезался в дерево. Удар оказался настолько сильным, что штурмана Жюльена Инграссиа пришлось отправить в больницу, где у него было выявлено сотрясение мозга. В результате ему рекомендовали не принимать участия в соревнованиях на протяжении 15 дней, а команда сняла экипаж с гонки.

Авария в Финляндии стала для Ожье первой с 2015 года, когда он разбил машину в концовке ралли Испания

Вперед после этого вырвались пилоты на Ярисах: лидерство в гонке захватил Латвала, однако финн ничего не мог противопоставить скорости Лаппи, обладавшего куда более выгодной стартовой позицией. В пятницу «новичок» команды Toyota выиграл восемь спецучастков из 12-ти, перехватив лидерство на СУ10. К этому моменту к коллегам по команде подтянулся вышедший на четвертое место Юхо Хяннинен, а замкнул тройку еще один представитель Суоми — 23-летний Теему Сунинен на Фиесте. «Что ж, посмотрим, что будет в субботу, когда мы с Эсапеккой будем стартовать в равных условиях», — прокомментировал ситуацию Латвала, завершивший день на втором месте с отставанием от лидера в 4,4 секунды.

На Neste-ралли Яри-Матти Латвала был вне досягаемости соперников. А перед стартом домашнего этапа было объявлено о продлении контракта финна с командой Toyota

Утром второго дня трехкратный победитель ралли Финляндия принялся на деле доказывать свою правоту. Чтобы вернуть лидерство, Латвале потребовалось всего два спецучастка, за которые он отыграл у Лаппи 9,2 секунды. Эсапекке оставалось лишь следовать за земляком, на финише всякого спецучастка признаваясь репортерам в том, что он не понимает, где именно Яри-Матти отыгрывает время. При этом оба лидера значительно опережали остальных соперников, взяв совершенно безумный темп. В какой-то момент можно было даже подумать, что руководство команды потребует от своих пилотов прекратить борьбу, закрепив позиции и обеспечив Тойоте дубль. Однако этого не потребовалось: на повторном прохождении по культовому СУ Ouninpohja автомобиль Латвалы остановился — «умер» электронный блок управления двигателем. Лаппи снова стал лидером гонки, но совсем не при тех обстоятельствах, которыми мог бы быть доволен. Дальнейшее оставалось лишь делом техники: располагая почти минутным преимуществом над ближайшим из соперников, 26-летний финн спокойно довел машину до финиша — не помешала даже ошибка на предпоследнем допе, где Эсапекка повредил о камень колесо.

За спиной Лаппи в оставшейся части гонки велась отчаянная борьба за вторую и третью позиции. Ее главными персонажами стали Хяннинен, Сунинен и раскатившийся еще во второй день Элфин Эванс. В субботу валлиец из M-Sport уверенно оставил позади ситроеновца Крейга Брина, подключившись к схватке за подиум, а в заключительный день оказался стабильнее обоих финнов, завершив Neste-ралли на втором месте (и несколько подпортив местной публике праздник). Хяннинен уступил «варягу» 0,3 секунды, а Сунинен не выдержал прессинга, угодив в аварию за доп до финиша и откатившись на четвертую позицию. Примечательно, что эпизод, до боли напомнивший вылет Тянака в Польше, гонщик, которого, по слухам, пытаются «сосватать» в Hyundai, назвал разворотом…

Лучшим из пилотов марки Citroen в Финляндии стал Крейг Брин. Ирландец, какое-то время боровшийся за подиум, все же не сумел избежать ошибок и в итоге финишировал пятым. А вот его партнер по команде — вернувшийся в строй после пропуска польского этапа Крис Мик — отметился лучшим временем на шейкдауне, вторым результатом на СУ2, неуверенной ездой, рядом ошибок (от проколов до сломанного рулевого управления) и финишем на восьмом месте.

Несмотря на бледное выступление и скромное шестое место, добился поставленной перед собой задачи Тьерри Невилль. Показав третий результат на финальном спецучастке Power Stage, бельгиец ликвидировал отставание от Ожье в личном зачете серии и возглавил чемпионат (на счету Невилля три победы против двух у Ожье, что вывело его вперед при равном количестве очков). Объективно быстрейшим же из трио Hyundai (Дани Сордо завершил гонку девятым) был Хэйден Пэддон. На автомобиле новозеландца в Финляндии стояли другие амортизаторы, что выгодно отличало его от товарищей по команде. Однако распорядиться вверенным хозяйством Пэддон не смог: по ходу гонки Хэйден дважды сходил с дистанции, ломая подвеску о подвернувшиеся камни.

Вслед за подиумом Хэйдена Пэддона в Польше последовали два схода в Финляндии…

В зачете WRC 2 финский этап прошел в отсутствие лидеров и завсегдатаев серии, а победу в гонке одержал Яри Хуттунен на хэтчбеке Skoda Fabia R5. Финн более чем на две минуты опередил Квентина Жильбера на такой же Шкоде и «привез» без малого четыре минуты Тому Кейву на Hyundai i20 R5. Примечательно, что 22-летний протеже Маркуса Гронхольма проводил всего вторую свою гонку за рулем полноприводного автомобиля. В «молодежном» зачете JWRC первенствовал Николя Сьямен, оставивший позади лидера чемпионата Нила Соланса и шведа Денниса Радстрёма. Особого упоминания, пожалуй, заслуживает тот факт, что француз оказался быстрейшим на обоих проходах по «Унинпохье»…

В этом сезоне Яри Хуттунен выступает в чемпионате Европы на 1600-кубовом хэтчбеке Opel Adam R2. Но для домашнего этапа WRC финн сделал исключение, пересев за руль полноприводной Шкоды

Следующим этапом чемпионата мира значится асфальтовое ралли Германия, которое пройдет с 17 по 20 августа. Там за руль Citroen C3 WRC вновь вернется постепенно обживающийся в команде Двойного шеврона Андреас Миккельсен. Причем норвежец поведет в бой автомобиль, с которым до этого ознакомится Себастьен Лёб — французский коллектив пытается исправить текущее бедственное положение дел в том числе и за счет рекомендаций легендарного раллиста. Ну а для Тьерри Невилля и Себастьена Ожье чемпионат, по сути, начнется заново: до финиша сезона остается всего четыре этапа…

Neste Rally Finland
Чемпионат мира, 9-й этап
Ювяскюля (Финляндия), 27-30 июля
Общая длина трассы - 1422,34 км, состоялось 25 СУ - 315,62 км
Стартовал 61 экипаж, классифицировано 42
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC 2:29.26,9
2 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC +36,0
3 Ю.Хяннинен/К.Линдстрём Финляндия Toyota Yaris WRC +36,3
4 Т.Сунинен/М.Марккула Финляндия Hyundai i20 Coupe WRC +1.01,5
5 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +1.22,6
6 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +1.33,1
7 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Ford Fiesta WRC +1.53,6
8 К.Мик/П.Нейгл Великобритания Citroën C3 WRC +3.12,6
9 Д.Сордо/М.Марти Испания Hyundai i20 Coupe WRC +4.11,5
10 М.Остберг/Т.Эриксен Норвегия Ford Fiesta WRC +4.21,2

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 160
2 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 160
3 Отт Тянак Эстония Ford Fiesta WRC 119
4 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 114
5 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 84
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 79
7 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 53
8 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 51
9 Юхо Хяннинен Финляндия Toyota Yaris WRC 46
10 Эсапекка Лаппи Финляндия Toyota Yaris WRC 45

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 M-Sport World Rally Team 285
2 Hyundai Motorsport 251
3 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 193
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 135
WRC

Рекомендованные статьи