Сам Ford не брат! Как команда M-Sport справила тройную победу на этапе WRC в Уэльсе

Фото: Red Bull | команды-участницы

При всяком удобном случае основатель и бессменный руководитель компании M-Sport Малкольм Уилсон не упускает возможности напомнить о своей преданной любви к марке Ford. Последние пять лет это нежное чувство оставалось безответным — американский автопроизводитель свернул официальную программу участия в чемпионате мира по ралли — однако серьезной помехой для предприимчивого британца это не стало. В минувшие выходные коллектив Уилсона впервые выиграл первенство планеты сразу в двух зачетах — и сделал это без участия Форда!

К домашнему этапу чемпионата мира M-Sport WRT подошла в статусе фаворита. Чтобы оформить победу в зачете производителей, команде потребовалось бы присутствие на финише — вне зависимости от результата — хотя бы одного из трех заявленных экипажей. Вторым в списке приоритетных задач был чемпионский титул Себастьена Ожье: гарантией успеха для француза стала бы победа в гонке. Хватило бы и поражения — главное, не проиграть при этом соперникам в лице Отта Тянака и Тьерри Невилля больше шести очков. И совсем уж праздником на улице Уилсона стал бы триумф Элфина Эванса, на которого перед домашним ралли возлагали большие надежды как в самой команде M-Sport, так и в шинной компании DMACK.

До Себастьена Ожье лишь двум пилотам — Юхе Канккунену и Вальтеру Рёрлю — удавалось выиграть чемпионат мира, выступая за разные команды

Будучи неспособными бороться с могучими соперниками из фирмы Michelin на каждом из этапов WRC, британские шинники продолжают фокусироваться на отдельных гонках — и это уже едва не привело их к победе на ралли Аргентина. В преддверии финальной части сезона DMACK представила очередную эволюцию своих гравийных шин, которая должна была «выстрелить» в Уэльсе с его традиционно непростыми погодными условиями. После утреннего шейкдауна в четверг, где Эванс уверенно «привез» ближайшему сопернику 2,3 секунды с каких-то трех километров, лидер чемпионата назвал его чуть ли не единственным претендентом на победу. «Если трасса не начнет подсыхать, то у Элфина будет огромное преимущество, — сказал Ожье. — И я нисколько не расстроюсь, если выиграет именно он».

Большую часть гонки двукратный победитель ралли Великобритания Яри-Матти Латвала провел в тщетных попытках найти общий язык со своим Ярисом

Впрочем, на открывавшем гонку зрительском спецучастке темп задавал все-таки Ожье. Француз показал лучшее время — но лишь для того, чтобы уже утром пятницы передать лидерство Эвансу. Ну а валлиец (проживающий, к слову, возле одного из спецучастков) с толком распорядился вверенными ему техникой и шинами, выиграв три спецучастка и доведя свое преимущество над ближайшим из преследователей до четверти минуты. Спустя сутки число побед Эванса на допах достигло девяти, отрыв от соперников увеличился более чем вдвое и помешать первой победе Элфина в WRC могла разве что какая-то техническая проблема. Слишком уж уверенно пилот Дика Кормака чувствовал себя на домашних дорожках, несмотря на откровенно невыгодную стартовую позицию! В любом случае, уже на второй день подвиги местного героя отошли на второй план в свете борьбы за его спиной.

Элфин Эванс стал первым после Ричарда Бёрнса британцем, выигравшим домашний этап чемпионата мира. Ожидание местных болельщиков растянулось на долгих 17 лет!

А там два других пилота M-Sport, возглавляющих чемпионат, пытались отбиться от атак третьего претендента на титул — Тьерри Невилля. Бельгиец из Hyundai начал гонку с очередного отказа техники: перед стартом СУ1 заглох и наотрез отказался заводиться его i20 Coupe WRC. Наспех «оживив» машину, Тьерри отметился на КВ с минутным опозданием и получил за это 10 секунд штрафа, мигом откатившись за пределы зачетной десятки. В результате первый день был потрачен на то, чтобы прорваться обратно, нагнав принципиальных соперников. Три результата в тройке и одна победа позволили Невиллю завершить пятницу на четвертом месте — в 10,3 секундах отставания от Ожье.

К Уэльсу команда Hyundai подготовила для Тьерри Невилля автомобиль с обновленными мотором и аэродинамикой. Но в споре за чемпионский титул это бельгийцу не помогло…

В субботу же возмездие настигло чересчур надежных подопечных Уилсона: незначительно уступая в скорости Эвансу, Невилль серьезно превосходил в ней и Ожье, и Тянака. Уже на СУ11 бельгиец поднялся на второе место и в какой-то момент даже начал сокращать отставание от лидера... но Элфин все же был слишком далеко, а под занавес субботы на помощь ему подоспела капризная британская погода. На предпоследнем спецучастке дня группа лидеров дружно растеряла время, столкнувшись с густым туманом! Лучше всех с этой ситуацией справился Ожье: француз сумел снова обойти Невилля в общем зачете, но в процессе Себ повредил один из тормозных дисков и доезжал финальный доп с неисправными тормозами.

Туман на ночных спецучастках в субботу поставил крест на надеждах Отта Тянака на подиум

Хуже всего пришлось в тумане Тянаку: он провалился с третьего места на шестое, и в воскресенье — наверняка не без дружеского совета со стороны руководителя команды — предпочел поддержать Ожье, не став атаковать на заключительном Power Stage. Эстонец первым из пилотов M-Sport пересек финишный створ, официально закрепив победу команды в чемпионате. Следом на финиш прибыл Ожье: два дополнительных очка за четвертое время на Power Stage гарантировали ему чемпионский титул даже при случившейся победе на этом допе Невилля. Ну а финиш на первом месте Эванса вызвал третий взрыв радости в стане M-Sport, одержавшей сразу три победы на домашнем этапе.

Победа в чемпионате M-Sport и Ожье может побудить Ford вернуться в WRC. Так, во всяком случае, считает сам пятикратный чемпион мира

Четвертое место по итогам гонки досталось Андреасу Миккельсену. Новобранец команды Hyundai провел достаточно ровную гонку, едва не уступив на финише Яри-Матти Латвале. Чтобы наверстать упущенное на предыдущих спецучастках, лидеру коллектива Toyota не хватило всего полсекунды! Партнер финна по команде, Эсапекка Лаппи, завершил британский этап на девятом месте. А последний из гонщиков коллектива Томми Мякинена, Юхо Хяннинен, не добрался до финиша гонки, угодив в аварию еще во второй день.

Единственным представителем марки Citroen в первой десятке валлийского этапа стал Крис Мик. Его команда предпочла готовиться к старту не в Уэльсе (сославшись на непомерно большую плату за аренду местных дорог), а на юге Франции, что, похоже, наложило свой отпечаток на ход ралли. Если поначалу Крис пытался бороться в группе лидеров, то вторую половину гонки североирландец доезжал на седьмой позиции. Его напарник, Крейг Брин, также мог побороться за место в первой пятерке, но в первый день он потерял время из-за прокола, а в субботу надолго увяз в кювете.

Отсутствие предстартовых тестов в Уэльсе сказалось на результатах команды Citroen. Лучший из пилотов команды — Крис Мик — финишировал только седьмым

Хотя главные участники серии WRC 2 уже решили свои задачи на сезон, валлийский этап все равно прошел под знаком острой борьбы пилотов команды M-Sport с лидером заводской Шкоды в лице свежеиспеченного чемпиона Понтуса Тидеманда. Поначалу шведу пытался противостоять триумфатор недавнего ралли Испания Теему Сунинен, однако прокол на СУ4 отбросил финского юниора в конец второй десятки, а на СУ14 он и вовсе сошел с дистанции. Второе место по итогам ралли Великобритания занял еще один «резервист» M-Sport Эрик Камилли — не в последнюю очередь благодаря ошибке британца Тома Кейва на СУ19, который в итоге довольствовался третьим местом.

Свой первый полноценный сезон в WRC с заводской командой Юхо Хяннинен завершил за один этап до финала — очередной аварией. В Австралию финн уже не поедет

В Уэльсе же состоялся и долгожданный дебют в мировом первенстве 17-летнего Калле Рованперы. Сын бывшего пилота заводских команд Peugeot и Mitsubishi тоже вывел на старт легендарной гонки хэтчбек Ford Fiesta R5 — и сразу же столкнулся с куда более «зубастыми» конкурентами и сложными условиями, чем по ходу предыдущей карьеры. Начав гонку на четвертой позиции, новичок достаточно быстро выпал за пределы зачетной десятки, а вскоре и вовсе был вынужден сойти из-за пробитого радиатора. Вернувшись на дистанцию благодаря системе Rally 2, Калле дважды отметился в первой тройке на спецучастках и завершил гонку на 15-м месте в своем зачете.

После дебютного старта в Уэльсе Калле Рованпера продолжит знакомство с трассами этапов мирового первенства в Австралии

Победители серии определены, однако чемпионат мира пока не закончен: через три недели его участникам предстоит отправиться в Австралию, где и состоится финал сезона. Там, на Зеленом континенте, станет известно имя «первого из проигравших»: Невилль и Тянак поспорят за звание вице-чемпиона.

Dayinsure Wales Rally GB
Чемпионат мира, 12-й этап
Дисайд (Великобритания), 26-29 октября
Общая длина трассы - 1488,1 км, состоялся 21 СУ - 304,36 км
Стартовало 75 экипажей, классифицировано 65
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC 2:57.00,6
2 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +37,3
3 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC +45,2
4 А.Миккельсен/А.Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +49,8
5 Я.-М.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +50,3
6 О.Тянак/М.Ярвеоя Эстония Ford Fiesta WRC +1.02,3
7 К.Мик/П.Нейгл Великобритания Citroën C3 WRC +1.20,5
8 Х.Пэддон/С.Маршалл Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC +2.16,3
9 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +2.46,5
10 Д.Сордо/М.Марти Испания Hyundai i20 Coupe WRC +3.50,5

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 215
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 183
3 Отт Тянак Эстония Ford Fiesta WRC 169
4 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 136
5 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 118
6 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 95
7 Юхо Хяннинен Финляндия Toyota Yaris WRC 71
8 Крис Мик Великобритания Citroën C3 WRC 70
9 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 64
10 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 59

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 M-Sport World Rally Team 398
2 Hyundai Motorsport 305
3 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 241
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 210
WRC

Рекомендованные статьи