Сам Ford не брат! Как команда M-Sport справила тройную победу на этапе WRC в Уэльсе
При всяком удобном случае основатель и бессменный руководитель компании M-Sport Малкольм Уилсон не упускает возможности напомнить о своей преданной любви к марке Ford. Последние пять лет это нежное чувство оставалось безответным — американский автопроизводитель свернул официальную программу участия в чемпионате мира по ралли — однако серьезной помехой для предприимчивого британца это не стало. В минувшие выходные коллектив Уилсона впервые выиграл первенство планеты сразу в двух зачетах — и сделал это без участия Форда!
К домашнему этапу чемпионата мира M-Sport WRT подошла в статусе фаворита. Чтобы оформить победу в зачете производителей, команде потребовалось бы присутствие на финише — вне зависимости от результата — хотя бы одного из трех заявленных экипажей. Вторым в списке приоритетных задач был чемпионский титул Себастьена Ожье: гарантией успеха для француза стала бы победа в гонке. Хватило бы и поражения — главное, не проиграть при этом соперникам в лице Отта Тянака и Тьерри Невилля больше шести очков. И совсем уж праздником на улице Уилсона стал бы триумф Элфина Эванса, на которого перед домашним ралли возлагали большие надежды как в самой команде M-Sport, так и в шинной компании DMACK.
До Себастьена Ожье лишь двум пилотам — Юхе Канккунену и Вальтеру Рёрлю — удавалось выиграть чемпионат мира, выступая за разные команды
Будучи неспособными бороться с могучими соперниками из фирмы Michelin на каждом из этапов WRC, британские шинники продолжают фокусироваться на отдельных гонках — и это уже едва не привело их к победе на ралли Аргентина. В преддверии финальной части сезона DMACK представила очередную эволюцию своих гравийных шин, которая должна была «выстрелить» в Уэльсе с его традиционно непростыми погодными условиями. После утреннего шейкдауна в четверг, где Эванс уверенно «привез» ближайшему сопернику 2,3 секунды с каких-то трех километров, лидер чемпионата назвал его чуть ли не единственным претендентом на победу. «Если трасса не начнет подсыхать, то у Элфина будет огромное преимущество, — сказал Ожье. — И я нисколько не расстроюсь, если выиграет именно он».
Большую часть гонки двукратный победитель ралли Великобритания Яри-Матти Латвала провел в тщетных попытках найти общий язык со своим Ярисом
Впрочем, на открывавшем гонку зрительском спецучастке темп задавал все-таки Ожье. Француз показал лучшее время — но лишь для того, чтобы уже утром пятницы передать лидерство Эвансу. Ну а валлиец (проживающий, к слову, возле одного из спецучастков) с толком распорядился вверенными ему техникой и шинами, выиграв три спецучастка и доведя свое преимущество над ближайшим из преследователей до четверти минуты. Спустя сутки число побед Эванса на допах достигло девяти, отрыв от соперников увеличился более чем вдвое и помешать первой победе Элфина в WRC могла разве что какая-то техническая проблема. Слишком уж уверенно пилот Дика Кормака чувствовал себя на домашних дорожках, несмотря на откровенно невыгодную стартовую позицию! В любом случае, уже на второй день подвиги местного героя отошли на второй план в свете борьбы за его спиной.
Элфин Эванс стал первым после Ричарда Бёрнса британцем, выигравшим домашний этап чемпионата мира. Ожидание местных болельщиков растянулось на долгих 17 лет!
А там два других пилота M-Sport, возглавляющих чемпионат, пытались отбиться от атак третьего претендента на титул — Тьерри Невилля. Бельгиец из Hyundai начал гонку с очередного отказа техники: перед стартом СУ1 заглох и наотрез отказался заводиться его i20 Coupe WRC. Наспех «оживив» машину, Тьерри отметился на КВ с минутным опозданием и получил за это 10 секунд штрафа, мигом откатившись за пределы зачетной десятки. В результате первый день был потрачен на то, чтобы прорваться обратно, нагнав принципиальных соперников. Три результата в тройке и одна победа позволили Невиллю завершить пятницу на четвертом месте — в 10,3 секундах отставания от Ожье.
К Уэльсу команда Hyundai подготовила для Тьерри Невилля автомобиль с обновленными мотором и аэродинамикой. Но в споре за чемпионский титул это бельгийцу не помогло…
В субботу же возмездие настигло чересчур надежных подопечных Уилсона: незначительно уступая в скорости Эвансу, Невилль серьезно превосходил в ней и Ожье, и Тянака. Уже на СУ11 бельгиец поднялся на второе место и в какой-то момент даже начал сокращать отставание от лидера... но Элфин все же был слишком далеко, а под занавес субботы на помощь ему подоспела капризная британская погода. На предпоследнем спецучастке дня группа лидеров дружно растеряла время, столкнувшись с густым туманом! Лучше всех с этой ситуацией справился Ожье: француз сумел снова обойти Невилля в общем зачете, но в процессе Себ повредил один из тормозных дисков и доезжал финальный доп с неисправными тормозами.
Туман на ночных спецучастках в субботу поставил крест на надеждах Отта Тянака на подиум
Хуже всего пришлось в тумане Тянаку: он провалился с третьего места на шестое, и в воскресенье — наверняка не без дружеского совета со стороны руководителя команды — предпочел поддержать Ожье, не став атаковать на заключительном Power Stage. Эстонец первым из пилотов M-Sport пересек финишный створ, официально закрепив победу команды в чемпионате. Следом на финиш прибыл Ожье: два дополнительных очка за четвертое время на Power Stage гарантировали ему чемпионский титул даже при случившейся победе на этом допе Невилля. Ну а финиш на первом месте Эванса вызвал третий взрыв радости в стане M-Sport, одержавшей сразу три победы на домашнем этапе.
Победа в чемпионате M-Sport и Ожье может побудить Ford вернуться в WRC. Так, во всяком случае, считает сам пятикратный чемпион мира
Четвертое место по итогам гонки досталось Андреасу Миккельсену. Новобранец команды Hyundai провел достаточно ровную гонку, едва не уступив на финише Яри-Матти Латвале. Чтобы наверстать упущенное на предыдущих спецучастках, лидеру коллектива Toyota не хватило всего полсекунды! Партнер финна по команде, Эсапекка Лаппи, завершил британский этап на девятом месте. А последний из гонщиков коллектива Томми Мякинена, Юхо Хяннинен, не добрался до финиша гонки, угодив в аварию еще во второй день.
Единственным представителем марки Citroen в первой десятке валлийского этапа стал Крис Мик. Его команда предпочла готовиться к старту не в Уэльсе (сославшись на непомерно большую плату за аренду местных дорог), а на юге Франции, что, похоже, наложило свой отпечаток на ход ралли. Если поначалу Крис пытался бороться в группе лидеров, то вторую половину гонки североирландец доезжал на седьмой позиции. Его напарник, Крейг Брин, также мог побороться за место в первой пятерке, но в первый день он потерял время из-за прокола, а в субботу надолго увяз в кювете.
Отсутствие предстартовых тестов в Уэльсе сказалось на результатах команды Citroen. Лучший из пилотов команды — Крис Мик — финишировал только седьмым
Хотя главные участники серии WRC 2 уже решили свои задачи на сезон, валлийский этап все равно прошел под знаком острой борьбы пилотов команды M-Sport с лидером заводской Шкоды в лице свежеиспеченного чемпиона Понтуса Тидеманда. Поначалу шведу пытался противостоять триумфатор недавнего ралли Испания Теему Сунинен, однако прокол на СУ4 отбросил финского юниора в конец второй десятки, а на СУ14 он и вовсе сошел с дистанции. Второе место по итогам ралли Великобритания занял еще один «резервист» M-Sport Эрик Камилли — не в последнюю очередь благодаря ошибке британца Тома Кейва на СУ19, который в итоге довольствовался третьим местом.
Свой первый полноценный сезон в WRC с заводской командой Юхо Хяннинен завершил за один этап до финала — очередной аварией. В Австралию финн уже не поедет
В Уэльсе же состоялся и долгожданный дебют в мировом первенстве 17-летнего Калле Рованперы. Сын бывшего пилота заводских команд Peugeot и Mitsubishi тоже вывел на старт легендарной гонки хэтчбек Ford Fiesta R5 — и сразу же столкнулся с куда более «зубастыми» конкурентами и сложными условиями, чем по ходу предыдущей карьеры. Начав гонку на четвертой позиции, новичок достаточно быстро выпал за пределы зачетной десятки, а вскоре и вовсе был вынужден сойти из-за пробитого радиатора. Вернувшись на дистанцию благодаря системе Rally 2, Калле дважды отметился в первой тройке на спецучастках и завершил гонку на 15-м месте в своем зачете.
После дебютного старта в Уэльсе Калле Рованпера продолжит знакомство с трассами этапов мирового первенства в Австралии
Победители серии определены, однако чемпионат мира пока не закончен: через три недели его участникам предстоит отправиться в Австралию, где и состоится финал сезона. Там, на Зеленом континенте, станет известно имя «первого из проигравших»: Невилль и Тянак поспорят за звание вице-чемпиона.
Dayinsure Wales Rally GB
Чемпионат мира, 12-й этап
Дисайд (Великобритания), 26-29 октября
Общая длина трассы - 1488,1 км, состоялся 21 СУ - 304,36 км
Стартовало 75 экипажей, классифицировано 65
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Э.Эванс/Д.Бэрритт | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 2:57.00,6 |
2 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | +37,3 |
3 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Ford Fiesta WRC | +45,2 |
4 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | +49,8 |
5 | Я.-М.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +50,3 |
6 | О.Тянак/М.Ярвеоя | Эстония | Ford Fiesta WRC | +1.02,3 |
7 | К.Мик/П.Нейгл | Великобритания | Citroën C3 WRC | +1.20,5 |
8 | Х.Пэддон/С.Маршалл | Новая Зеландия | Hyundai i20 Coupe WRC | +2.16,3 |
9 | Э.Лаппи/Я.Ферм | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +2.46,5 |
10 | Д.Сордо/М.Марти | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | +3.50,5 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Ford Fiesta WRC | 215 |
2 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 183 |
3 | Отт Тянак | Эстония | Ford Fiesta WRC | 169 |
4 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 136 |
5 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 118 |
6 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | 95 |
7 | Юхо Хяннинен | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 71 |
8 | Крис Мик | Великобритания | Citroën C3 WRC | 70 |
9 | Крейг Брин | Ирландия | Citroën C3 WRC | 64 |
10 | Хэйден Пэддон | Новая Зеландия | Hyundai i20 Coupe WRC | 59 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | M-Sport World Rally Team | 398 | ||
2 | Hyundai Motorsport | 305 | ||
3 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 241 | ||
4 | Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team | 210 |