Словом и делом. Как Отт Тянак выиграл ралли Аргентина и ввязался в борьбу за титул
«Сейчас это самый верный мой шанс стать чемпионом мира», — заявил полгода назад Отт Тянак, комментируя заключение контракта с командой Toyota. Судя по тому, как резво после озвученного эстонец начал дебютный сезон на новом месте, в выборе работодателя он не ошибся.
За четыре прошедших этапа Тянак претендовал на подиум в каждой из гонок и дважды — в Монте-Карло и на Корсике — финишировал вторым. В кратчайшие сроки Отт стал быстрейшим из пилотов коллектива Toyota, отодвинув на второй план формального лидера команды Яри-Матти Латвалу. А еще было очевидно, что первая победа прибалта за рулем Яриса WRC уже не за горами. «Не завидую я Яри-Матти, — сказал перед стартом ралли Аргентина лидер чемпионата Себастьен Ожье. — Уж мне-то хорошо известно, насколько сложно бороться с Оттом, когда он едет на такой же машине, как у тебя...»
Ралли Аргентина — один из немногих этапов WRC, которые не доводилось выигрывать Себастьену Ожье
Схожим образом в Южной Америке держался и сам Тянак. Прохватив по шейкдауну с пятым результатом (лучшее время показал как раз Латвала), эстонец нахваливал автомобиль, предположив даже, что именно Yaris WRC привезет кого-то из своих обладателей на первое место. Основания для этого у Отта были весомые: ко второму гравийному ралли сезона он располагал третьей стартовой позицией — сразу за Ожье и Тьерри Невиллем — ну а в том, насколько быстро новобранец Тойоты освоился с новой для себя техникой, можно было убедиться, взглянув на протоколы каждого из прошедших этапов WRC.
Перед этапом в Аргентине команда Hyundai обновила двигатель и систему охлаждения хэтчбека i20 Coupe WRC. На фото — Тьерри Невилль
Впрочем, аргентинское ралли для Тянака началось с ошибки и потери времени. Показав в четверг второй результат на городском СУ1 (где первенствовал Невилль), Отт зацепил утром следующего дня камень, развернул машину и повредил рулевое управление. Ошибка стоила эстонцу четверти минуты и семи утраченных позиций. Лидерство же на СУ2 перешло к Ожье, которому сыграла на руку безветренная погода: несмотря на первую стартовую позицию, француз выиграл спецучасток и возглавил гонку, пока следовавшие за ним экипажи плелись в облаке пыли. Впрочем, организаторы быстро сориентировались и увеличили стартовый интервал с двух минут до трех, после чего Себ быстро растерял свое преимущество и выбыл за пределы первой тройки.
Год назад Элфин Эванс боролся в Аргентине за победу в составе «шинной» команды DMACK. Вернувшись в основной коллектив M-Sport и получив покрышки Michelin, валлиец с трудом пробился на шестое место
Вперед вырвался Андреас Миккельсен на Hyundai i20 WRC. Однако задержаться на первой строчке абсолюта надолго норвежцу не удалось: оправившись от неудачи на СУ2, Тянак ринулся наверстывать упущенное, выиграв два спецучастка подряд и перехватив лидерство еще до перерыва на дневной сервис. Вскоре из борьбы за высокие позиции выбыл и Миккельсен, который стал жертвой прокола на СУ6. Тянак же выиграл еще три спецучастка, завершив пятницу с преимуществом в 22,7 секунды над преследующим его ситроеновцем Крисом Миком. На третьем месте первый полноценный день ралли Аргентина завершил Невилль — действующий вице-чемпион мира отстал от Тянака почти на полминуты.
Крису Мику удалось провести безаварийное ралли, но прокол в субботу, увы, не позволил ирландцу ухватиться за подиум
Суббота встретила участников туманом на спецучастках, однако лидера гонки это погодное обстоятельство ничуть не смутило. Отт как ни в чем не бывало продолжил штамповать лучшие времена, выиграв пять допов из семи и к вечеру вдвое увеличив свое преимущество. К этому моменту его ближайшим соперником стал Невилль: располагавшийся до того на второй позиции Крис Мик сперва пропустил бельгийца вперед, а под занавес субботы пробил колесо и рухнул на восьмое место. Третьим по итогам дня стал самый опытный из пилотов команды Hyundai Motorsport, испанец Дани Сордо.
Дани Сордо полностью оправдал надежды, возложенные на него руководством коллектива Hyundai: на ралли Аргентина испанец завоевал второй подиум в трех стартах
Заключительный отрезок гонки Тянак провел по уже проверенной схеме, спокойно доехав в воскресенье до финиша и не ввязываясь в борьбу за лучшие результаты на спецучастках. Эстонец завоевал третью победу в карьере, а заодно заработал два бонусных очка за четвертый результат на финальном Power Stage. Невилль и Сордо финишировали на второй и третьей позициях — причем бельгиец добыл пять очков за победу на последнем допе, сумев опередить Себастьена Ожье. Сам француз, так и не сумев что-либо противопоставить соперникам, довольствовался четвертым итоговым местом и четырьмя же очками за Power Stage.
В Аргентине Отт Тянак превзошел своего эстонского наставника Маркко Мяртина по количеству побед на спецучастках WRC: теперь этот счет равен 108:101
Ну а что же остальные представители команды Toyota? Формальный лидер команды Яри-Матти Латвала завершил гонку уже на третьем допе. Судя по промежуточным результатам, финн шел с опережением соперников, однако завершить начатое не сумел: подвернувшийся по пути камень разворотил подвеску хэтчбека Yaris WRC, а заодно повредил двигатель. Изучив «подбитый» автомобиль в сервис-парке, команда предпочла снять экипаж с гонки. Дебютировавший же в Аргентине Эсапекка Лаппи отметился вторым результатом на марафонском 40-километровом СУ Cuchilla Nevada / Rio Pintos и двумя проколами, без которых, вероятно, он мог бы финишировать и повыше итогового восьмого места.
Дебютное ралли Аргентина завершилось для Эсапекки Лаппи на восьмом месте
Второй раз подряд не сумел добраться до финиша аргентинской гонки Крейг Брин. Вернувшись после пропуска двух этапов (в Мексике и на Корсике второй автомобиль у него «одалживал» Себастьен Лёб), ирландец первым делом получил 10-секундный штраф за поздний выезд с регруппинга перед СУ1, а в субботу, занимая шестое место, разбил свой C3 WRC. В аварии был поврежден каркас безопасности, и Брин был вынужден досрочно завершить ралли.
Аргентинские спецучастки пока Крейгу Брину так и не покорились
Зачет WRC 2 выдался на редкость драматичным — несмотря на то, что борьбу за победу фактически вели два пилота заводской команды Skoda, намного опередившие остальных соперников. Возглавив гонку после зрительского СУ1, Калле Рованпера промахнулся мимо поворота на первом допе пятницы, потеряв полминуты и позволив выйти вперед шведу Понтусу Тидеманду. За день 17-летнему финну удалось сократить отставание от действующего чемпиона серии, а в субботнем тумане Калле и вовсе вырвался вперед, нарастив к концу дня преимущество до четверти минуты. Однако в заключительный день инициатива вновь перешла к более опытному из пары пилотов. Проиграв на первом же воскресном спецучастке сразу 13,3 секунды, Рованпера угодил в пугающую аварию на следующем допе, вылетев на стихийную зрительскую парковку, повредив два автомобиля и загремев после этого в больницу…
К счастью для юного пилота, обошлось без серьезных последствий. Тем временем, Тидеманд выиграл вторую гонку в сезоне, опередив ближайшего из преследователей — им стал британец Гас Гринсмит на Фиесте R5 — почти на восемь минут.
Для первой гонки в Южной Америке Калле Рованпера действовал выше всяческих похвал
Через две недели участники мирового первенства переместятся на европейский гравий. После уверенного выступления в Аргентине продолжающему набирать форму Отту Тянаку наверняка будет что сказать и показать соперникам и на ралли Португалия — благо стартовая позиция эстонца останется неизменной...
YPF Rally Argentina
Чемпионат мира, 5-й этап
Вилья Карлос Пас (Аргентина), 26-29 апреля
Общая длина трассы - 1300,65 км, состоялось 18 СУ - 358,25 км
Стартовало 27 экипажей, классифицировано 19
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | О.Тянак/М.Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | 3:43.28,9 |
2 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | +37,7 |
3 | Д.Сордо/К. дель Баррио | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | +1.15,7 |
4 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Ford Fiesta WRC | +1.58,6 |
5 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | +2.02,6 |
6 | Э.Эванс/Ф.Миллз | Великобритания | Ford Fiesta WRC | +3.06,3 |
7 | К.Мик/П.Нейгл | Великобритания/Ирландия | Citroën C3 WRC | +3.25,7 |
8 | Э.Лаппи/Я.Ферм | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +4.32,6 |
9 | Т.Сунинен/М.Марккула | Финляндия | Ford Fiesta WRC | +5.38,6 |
10 | П.Тидеманд/Й.Андерссон | Швеция | Škoda Fabia R5 | +12.15,8 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Ford Fiesta WRC | 100 |
2 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 90 |
3 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 72 |
4 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | 54 |
5 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | 45 |
6 | Крис Мик | Великобритания | Citroën C3 WRC | 43 |
7 | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 40 |
8 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 31 |
9 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 26 |
10 | Крейг Брин | Ирландия | Citroën C3 WRC | 20 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 144 | ||
2 | M-Sport Ford World Rally Team | 129 | ||
3 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 124 | ||
4 | Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team | 93 |