Ошибка дебютанта. Как Себастьен Лёб едва не выиграл ралли Мексика
Возвращения в любимую дисциплину некогда блиставших в ней атлетов не такая уж и редкость — как не редкость и то, что такие авантюры сопровождают высокие ожидания, а заканчиваются они почти в каждом случае разочарованием. В минувшие выходные на эту дорожку впервые ступил Себастьен Лёб — и девятикратный чемпион мира по ралли едва не сотворил сенсацию!
В этом году эльзасец, который после «ухода на раллийную пенсию» искал себя в кольцевых гонках, ралли-рейдах и ралли-кроссе, стартует на трех этапах чемпионата WRC: в Мексике, на Корсике и в Каталонии. Задача — попробовать в деле автомобиль нового поколения, получить удовольствие от пилотирования и выяснить, способен ли 44-летний раллист после длительного отсутствия на равных бороться с постоянными участниками серии. Риск просчитан, подготовка проведена соответствующая: каждый из выбранных трех этапов подходит и Себу, и хэтчбеку Citroën C3 WRC, а сам эльзасец протестировал как новый автомобиль, так и «пожилой» DS3 WRC («чтобы освежить ощущения от пилотирования по гравию»). Ну а последние недели перед стартом легенда мирового ралли и вовсе провела за изучением мексиканских онбордов Себастьена Ожье: «Когда-то он учился ездить по моей стенограмме, а сегодня я учусь по его видео!»
После ралли Мексика одна Fiesta WRC отправится на базу заводского подразделения Ford Performance в США, где машине предстоит модернизация
Впрочем, «первый блин», пришедшийся на тестовый участок, вызвал вздох разочарования: за пять попыток Лёб показал только десятый результат, отстав от лидера — победителя прошлогоднего ралли Мексика Криса Мика — на 2,6 секунды. «Не отрегулировали кресло, — отшутился Лёб. — Из-за этого не видел дорогу». Десятым же временем француз отметился и на открывшем гонку ночном спецучастке в Гуанахуато, где лидерство захватил пилот команды Hyundai Тьерри Невилль.
Зато с наступлением «настоящих» спецучастков ветеран мирового ралли оживился, мигом напомнив болельщикам о своей манере проводить гонку. После сонной утренней секции (по ходу которой француз пробрался в первую тройку) Себ предпринял атаку на дневной, выиграв два спецучастка подряд и завершив день на второй позиции — всего в 7,2 секундах от захватившего лидерство Дани Сордо. При этом главным преследователем эльзасца стал Отт Тянак из Тойоты, поначалу боровшийся не столько с соперниками, сколько с перегревом двигателя собственного автомобиля.
В Мексике Ярисы WRC перегревались и подбрасывали пилотам другие технические проблемы. Однако Отт Тянак подтвердил реноме быстрейшего гонщика Тойоты, продержавшись в борьбе за золото вплоть до второго дня
Утром второго дня Лёб взвинтил темп, выиграв с преимуществом в 12,3 секунды самый протяженный спецучасток субботы и выбравшись на первую позицию. Там же из-за отказа турбины сошел с дистанции Тянак, что позволило пробиться в тройку еще одному ситроеновцу, Крису Мику. А спустя два спецучастка к борьбе за золото наконец-то подключился и получивший расчищенную дорогу под колесами Себастьен Ожье: француз предпринял решительную атаку, выиграв четыре спецучастка подряд и отвоевав у соперников первую строчку протокола.
Стартовать в чемпионате мира за рулем малознакомой машины после трех лет отсутствия и бороться за победу — такого, пожалуй, не удавалось никому из других именитых «возвращенцев»
Жаль только, что только Лёб в этой борьбе уже не участвовал: на повторном прохождении по протяженному СУ Guanajuatito — том самом, что принес ему лидерство на утренней секции — эльзасец пробил колесо за девять километров до финиша и предпочел… остановиться для его замены. Увы, потерянные на этом две с половиной минуты отбросили супер-Себа на пятое место без какой-либо возможности бороться за призы. «Надо было ехать дальше, — скажет Лёб вечером того же дня. — Подумаешь, потеряли бы секунд тридцать. Но сработала привычка из ралли-рейдов: есть прокол — меняем колесо. Очень глупо!» С этого момента Себастьен сбросил скорость ввиду отсутствия мотивации. Ну а болельщики в очередной раз остались без полноценной борьбы Лёба и Ожье, который без серьезного соперника быстро организовал себе комфортное лидерство в 35 секунд.
После схода из-за отказа генератора и возвращения в гонку по системе Rally 2 Яри-Матти Латвала добрался до восьмого места, которое он отвоевал в неравной борьбе с участником WRC 2 Гасом Гринсмитом
Второе место перед стартом заключительного дня удерживал Крис Мик: несмотря на многочисленные помарки, ирландец, тем не менее, умудрился обойти в общем зачете Сордо (во многом благодаря проколу испанца на злополучном СУ Guanajuatito), но в воскресенье утром растерял преимущество, поскользнувшись на брусчатке и уложив свой C3 WRC набок. Подоспевшие зрители вернули красную машину на колеса, однако время было упущено и Сордо вернулся на вторую строчку. Последний шанс отыграть позицию представился Крису на заключительном спецучастке Power Stage, где Даниэль вновь получил прокол — однако и там Мик сплоховал, не обнаружив в себе сил и скорости для достойного результата. В итоге уроженец Северной Ирландии так и остался третьим.
Ну а Ожье спокойно довел гонку до конца, оформив победу и получив было четыре дополнительных очка за второе время на заключительном допе. Однако чуть позже спортивные комиссары лишили француза заработанного, добавив к его результату на Power Stage 10 штрафных секунд за сдвиг ретардера, после чего его команда подала апелляцию на решение судей. Тем не менее, лидерство в чемпионате Себ перехватил и пока, до рассмотрения апелляции M-Sport, опережает Тьерри Невилля (тот финишировал шестым, сразу за Лёбом) на четыре очка.
«Лучшим из остальных» по итогам ралли стал Андреас Миккельсен. Норвежский пилот команды Hyundai так и не смог найти общий язык с i20 Coupe WRC, демонстрируя на допах результаты в середине десятки и отыгрывая позиции в основном за счет проблем у соперников. Благо сходов на ралли Мексика ныне было предостаточно: в первый день перевернул машину и организовал сотрясение мозга штурману занимавший на тот момент третью позицию Элфин Эванс, угодил в аварию боровшийся за седьмое место Теему Сунинен, вылетел с трассы Эсапекка Лаппи, сошел из-за отказа генератора Яри-Матти Латвала... В общем, Миккельсен стал едва ли не единственным пилотом WRC, обошедшимся без проблем, но воспользоваться этим преимуществом над остальными так и не смог. Однако главную свою задачу — принести очки в зачет производителей, позволив Hyundai удержаться на первой строчке, — норвежец все же выполнил.
Сюжет ралли Мексика в зачете WRC 2 фактически закончился уже на втором спецучастке. Захватив лидерство на городском допе, лидер коллектива Skoda Motorsport Понтус Тидеманд немедленно остался без соперников: финский юниор Калле Рованпера, дебютировавший в составе заводской команды из Млада-Болеслава, пробил радиатор своей Фабии R5 и сошел с дистанции. Оставшиеся преследователи действующего чемпиона — британец Гас Гринсмит на Форде и финн Яри Хуттунен на Hyundai — стремительно отставали от лидера. После схода Хуттунена на третью позицию выбрался было 17-летний Марко Буласия из Боливии, однако и он в итоге уступил это место чилийцу Педро Геллеру, выступавшему еще на одной Фиесте R5.
В начале апреля участники мирового первенства отправятся на Корсику. Первый асфальтовый этап сезона вновь почтит своим присутствием Себастьен Лёб. После мексиканской демонстрации силы едва ли кто-то сомневается в способности французского ветерана поспорить за победу и в этот раз — особенно с учетом «кредитной истории» хэтчбека Citroën C3 WRC на твердом покрытии.
Rally Guanajuato Mexico
Чемпионат мира, 3-й этап
Леон (Мексика), 8-11 марта
Общая длина трассы - 1055,88 км, состоялось 22 СУ - 344,49 км
Стартовало 29 экипажей, классифицирован 21
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Ford Fiesta WRC | 3:54.08,0 |
2 | Д.Сордо/К. дель Баррио | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | +1.03,6 |
3 | К.Мик/П.Нейгл | Великобритания/Ирландия | Citroën C3 WRC | +1.19,2 |
4 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | +1.38,4 |
5 | С.Лёб/Д.Элена | Франция/Монако | Citroën C3 WRC | +2.24,6 |
6 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | +9.03,0 |
7 | П.Тидеманд/Й.Андерссон | Швеция | Škoda Fabia R5 | +10.24,7 |
8 | Я.-М.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +15.37,1 |
9 | Г.Гринсмит/К.Перри | Великобритания | Ford Fiesta R5 | +17.09,3 |
10 | П.Геллер/П.Олмос | Чили/Аргентина | Ford Fiesta R5 | +24.18,1 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Ford Fiesta WRC | 56 |
2 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 52 |
3 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | 35 |
4 | Крис Мик | Великобритания | Citroën C3 WRC | 32 |
5 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 31 |
6 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 26 |
7 | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 23 |
8 | Крейг Брин | Ирландия | Citroën C3 WRC | 20 |
9 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 Coupe WRC | 18 |
10 | Себастьен Лёб | Франция | Citroën C3 WRC | 11 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 84 | ||
2 | M-Sport Ford World Rally Team | 72 | ||
3 | Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team | 71 | ||
4 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 67 |