С олимпийским спокойствием. Себастьен Ожье в шестой раз стал чемпионом мира по ралли

Фото: Red Bull | команды-участницы

За последние пять лет все как-то свыклись с мыслью о том, что Себастьен Ожье обязательно выигрывает чемпионат мира задолго до финального этапа. Так было во времена доминирования команды Volkswagen с ее победоносным Polo R WRC, так вышло и в прошлом сезоне, когда в руках у француза оказалась не столь мощная и легкая, как у соперников, Fiesta WRC. Однако в этот раз все вышло иначе — имя чемпиона стало известно только в последний момент!

Впервые с момента эпохального сражения Себастьена Лёба и Микко Хирвонена (в котором, к слову, с дистанции сошли оба претендента) 2011 года судьба мирового титула решалась на заключительном этапе — ралли Австралия. Не менее примечательным с точки зрения статистики был и тот факт, что на этот раз за титул боролись сразу три пилота: такого WRC не помнит с 2003 года, когда Петтер Сольберг вышел победителем из схватки с опытным Карлосом Сайнсом и подающим надежды Себастьеном Лёбом.

Первый полноценный сезон Андреаса Миккельсена в коллективе Hyundai стал, пожалуй, самым неудачным за всю его карьеру

Главными претендентами на право стать чемпионом 2018 года, впрочем, были Себастьен Ожье и уступавший ему три очка Тьерри Невилль. Объективно быстрейший и самый результативный пилот сезона — Отт Тянак из Тойоты — после неудач в Уэльсе и Испании уступал лидерам 23 и 20 очков соответственно, а потому мог рассчитывать только на идеальный результат (победа в гонке и на Power Stage) в сочетании с проблемами у соперников. Стартующий вторым Невилль мог надеяться на чуть более чистую трассу под колесами и обновленный мотор своего хэтчбека Hyundai i20 Coupe WRC. Однако лидер чемпионата Ожье прибыл на гонку в полной уверенности, что чемпионом станет именно он (всего-то и сделать: приехать на финиш шестым и не проиграть Невиллю более четырех очков), однако к предсказаниям синоптиков, обещавших дождь в четверг и первый день гонки, отнесся со скепсисом. Видимо, у француза еще не выветрились из памяти неточные прогнозы и связанный с ними неудачный выбор шин на ралли Испания.

Несмотря на ряд сильных выступлений и два подиума в составе Двойного шеврона, Мадс Остберг едва ли может рассчитывать на продолжение сотрудничества с французской командой

Боевой настрой на гонку Себ подтвердил лучшим временем на шейкдауне, где он опередил своих главных соперников. Обещанного дождя участники не дождались — и спустя сутки, со стартом ралли, открывающий гонку пилот команды M-Sport оказался сперва на восьмом месте, а затем и вовсе выбыл за пределы зачетной десятки! Впрочем, последнее было исправлено сразу же: отвлекшись на СУ3 на выехавший на дорогу трактор (!), перевернул свой автомобиль Андреас Миккельсен.

Лидер чемпионата вернулся на десятое место, однако по ходу дневной секции Невилль прибавил и смог «отъехать» на десяток секунд и пару мест... после чего получил прокол. В попытке компенсировать невыгодную стартовую позицию бельгиец буквально летел по спецучасткам, и на СУ6 сперва разбортировал колесо после неудачного приземления с трамплина, а сразу за этим зацепил ретардер, повредив машину и потеряв в общей сложности почти минуту…

На проблемы Тьерри команда M-Sport среагировала моментально: еще не стартовавшие на СУ6 Элфин Эванс и Теему Сунинен получили команду замедлиться, чтобы пропустить вперед Ожье — что и было проделано с филигранной точностью. В итоге пятницу Себ завершил на седьмом месте, в то время как Невилль финишировал десятым, сохранив в нагрузку обязательство стартовать на следующий день в первых рядах.

Лидерство же в первый день гонки успело побывать в руках трех разных гонщиков. Первым в этом состязании стал самый молодой представитель Тойоты Эсапекка Лаппи. Уже на втором допе Яри-Матти Латвала поравнялся с лидером, в то время как Отт Тянак — видимо, сказалась третья стартовая позиция! — начал терять время, а к концу утренней секции едва не вылетел с трассы, пробив в процессе колесо и повредив оперение своего Яриса. Днем эстонец вновь допустил ряд ошибок, а на СУ5 неудачно преодолел брод, лишившись переднего и части заднего бампера, и опустился на пятое место в 20 секундах отставания от лидера. Ну а на первых двух позициях неожиданно обосновались Мадс Остберг и Крейг Брин: выгодные стартовые позиции пилотов команды Citroen в сочетании с «прилежным» поведением C3 WRC вывели их в лидеры гонки.

Однако в субботу от преимущества пилотов Двойного шеврона не осталось и следа. Остберг ошибся с выбором шин и постепенно начал терять время, к концу дня выпав из первой тройки и пропустив в нее Хэйдена Пэддона, а Брин пострадал от залипшей педали газа на его C3 WRC. На СУ11 ирландец развернул автомобиль и разворотил левую часть задней подвески, после чего был остановлен полицией на перегоне, не успел на старт следующего допа и получил пенализацию, отбросившую его на десятое место.

Хэйден Пэддон второй раз в этом сезоне понялся на подиум. Теперь новозеландцу предстоит определиться с планами на 2019 год — он может остаться в Hyundai или перейти в M-Sport

Проблемы Брина позволили Ожье (в отличие от первого дня, француз чувствовал себя не столь уверенно и предпочел «безопасный» темп) подняться на шестую позицию, которая полностью его устраивала: отставший почти на минуту Невилль располагался на девятом месте, а Тянаку для титула не хватило бы и максимальных 30 очков. Французу оставалось лишь спокойно, избежав проблем, довести машину до финиша.

«Среди трех претендентов на титул только мы не допустили ошибок, умудряясь гнать что есть мочи, — подвел итоги первых двух дней Себастьен. — А теперь в этом нет необходимости».

Элфин Эванс вновь проявил себя как отличный командный игрок: шестой титул Ожье стал возможным во многом благодаря стараниям валлийца

Тянак же, по всей видимости, полностью оправился от пятничных неудач, на дневной секции субботы догнав и опередив Латвалу. Сыграл свою роль и обещанный синоптиками днем ранее дождь, в действительности хлынувший на финальном зрительском допе. В первом проходе по «пляжному» спецучастку Отт успел проехать по сухой трассе в то время, как Яри-Матти угодил под ливень и за один километр потерял добрый десяток секунд. После этого руководство Тойоты потребовало от своих пилотов не бороться друг с другом, приказав Латвале сосредоточиться на удержании накатывавшего сзади Пэддона.

Прощальную гонку в составе Тойоты Эсапекка Лаппи завершил четвертым, обеспечив титул своей команде. В 2019-м финн будет представлять Citroen

Но, видимо, судьбе было угодно, чтобы финальная гонка одного из интереснейших за последние несколько лет чемпионатов не свелась к банальному доезду Ожье и компании до финиша. Начавшийся в субботу вечером дождь лил всю ночь, превратив дороги в скользкое месиво. «Не переживай, Малкольм! Мы этот чемпионат выиграем!» — пообещал чемпион мира нервничающему шефу, сел за руль Фиесты, до отказа забитой дополнительными запчастями, и направился к финишу — еще медленнее, чем в субботу. На фоне олимпийского спокойствия Ожье действия его соперников выглядели до невозможности резкими и пугающими. Поняв, что терять нечего, Невилль пошел в атаку, стараясь отыграть одну-две позиции и, быть может, оказать давление на Себа. Несмотря на ряд ошибок, ценой оборванного диффузора и замятой выхлопной трубы Тьерри опередил Сунинена и устремился в погоню за располагавшимся на седьмом месте Эвансом... однако очередной вылет с трассы за два спецучастка до финиша оставил бельгийца без задней левой подвески и шансов на хоть какой-то результат.

Тьерри Невиллю никак не удается стать первым в истории бельгийским чемпионом мира по ралли

Единственным соперником Ожье после этого стал Отт Тянак — и к моменту схода Невилля эстонец уже решительно проигрывал чемпионат. Уже на втором спецучастке пилот Тойоты вылетел с трассы и потерял 18 секунд, поменявшись местами с Латвалой. Партнеры сразу же приняли решение сохранить позиции (почти гарантированный титул в зачете производителей всегда приоритетнее эфемерной личной победы) однако даже первая ошибка не остудила пыл эстонца: за один спецучасток до финиша он вновь покинул пределы трассы — теперь уже насовсем.

Самый быстрый и результативный пилот этого года одновременно оказался и одним из самых нестабильных. Три неудачных выступления Отта Тянака кряду свели на нет эффект от трех побед во второй половине сезона

Так Себастьен Ожье в шестой раз подряд стал чемпионом мира, о чем был извещен командой по дороге на заключительный доп. Это событие француз отметил атакой на последнем с Фиестой WRC спецучастке, который и выиграл — одновременно заставив поверить в имевшийся у него запас скорости на случай реальной угрозы шансам на титул.

Завоевав шестой подряд титул чемпиона мира, Себастьен Ожье первым же рейсом отправился домой, оставив представлять экипаж на церемонии награждения FIA своего штурмана Жюльена Инграссиа

Ну а победа в гонке — первая с февраля 2017-го! — досталась Яри-Матти Латвале, реабилитировавшемуся за нелепую австралийскую аварию годичной давности. Финн на полминуты опередил Хэйдена Пэддона, а третье место досталось Мадсу Остбергу. Еще один представитель Тойоты, Эсапекка Лаппи, завершил гонку в шаге от пьедестала, обеспечив своей команде четвертое в ее истории и первое с 1999 года золото в зачете производителей. Так что своим четырем мировым титулам Томми Мякинен может смело приписывать пятый — уже в качестве руководителя команды.

В Австралии Яри-Матти Латвала наконец-то размочил «сухой» счет, поддержав традицию, которую финн ведет с 2008 года — выигрывать хотя бы один этап WRC за сезон

Теперь участники чемпионата мира по ралли отправятся на заслуженный, пусть и короткий отдых, после чего примутся за подготовку к следующему сезону. Первым к ней приступит Себастьен Ожье: уже на этой неделе француз должен провести первые полноценные тесты Ситроена C3 WRC, который станет его оружием в новом году. До старта ралли Монте-Карло 2019 осталось не так уж и много времени: культовая гонка, традиционно открывающая чемпионат мира, стартует 22 января.

Kennards Hire Rally Australia
Чемпионат мира, 13-й этап
Кофс-Харбор (Австралия), 15-18 ноября
Общая длина трассы - 1017,07 км, состоялось 24 СУ - 318,64 км
Стартовало 25 экипажей, классифицировано 15
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Я.-М.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC 2:59.52,0
2 Х.Пэддон/С.Маршалл Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC +32,5
3 М.Остберг/Т.Эриксен Норвегия Citroën C3 WRC +52,2
4 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +1.02,3
5 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC +2.30,8
6 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC +3.05,1
7 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +8.59,0
8 А.Геллер/Х.-Л. Диас Чили/Аргентина Ford Fiesta R5 +22.28,5
9 Р.Гленни/Э.Сэрэндис Австралия Škoda Fabia R5 +27.01,8
10 Ж.Сердеридис/Л.Ваннесте Греция/Бельгия Ford Fiesta WRC +35.14,1

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 219
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 201
3 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 181
4 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 128
5 Эсапекка Лаппи Финляндия Toyota Yaris WRC 126
6 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 84
7 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 80
8 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 73
9 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 71
10 Мадс Остберг Норвегия Citroën C3 WRC 70

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 368
2 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 341
3 M-Sport Ford World Rally Team 324
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 237

Рекомендованные статьи