Комфорт прежде всего! Себастьен Ожье в пятый раз подряд выиграл ралли Монте-Карло

Фото: команды-участницы

Последние несколько лет Себастьен Ожье неизменно начинает новый сезон в чемпионате мира по ралли в статусе главного фаворита. Так было в годы его выступлений за непобедимую команду Volkswagen, так происходит и сейчас, с переходом в «фордовскую» дружину M-Sport. С наступлением 2018 года Себ вновь выиграл домашнее ралли Монте-Карло — и исполнил это куда увереннее, чем в прошлый раз.

Тогда, неожиданно оставшись с уходом Фольксвагена из чемпионата мира без работы и вынужденно пересев на хэтчбек Ford Fiesta WRC, француз все же ухитрился одержать победу. Однако случилась она не в последнюю очередь благодаря ошибке Тьерри Невилля, да и за рулем незнакомой машины Ожье выглядел бледной тенью самого себя. Спустя год, как следует изучив вверенный ему автомобиль, Себ не оставил соперникам ни единого шанса. В то время как многие надеялись на реванш Hyundai и Невилля — сочетания быстрейшей машины и самого результативного пилота 2017 года — у Ожье было свое представление о том, как нужно проводить первый и, пожалуй, сложнейший этап сезона.

Эсапекка Лаппи впервые стартовал за рулем автомобиля категории WRC в Монте-Карло — и едва не пробился на подиум!

«На ралли Монте-Карло быстрый автомобиль не обязателен, — объяснял Себ за несколько дней до старта. — Лучше пожертвовать скоростью ради комфорта, и под комфортом я понимаю уверенность в поведении машины и ее способность держаться за дорогу даже при езде на сликах по льду».

В этом году на первом этапе WRC в команде Citroen сумели обойтись без сходов и аварий. На фото — Крейг Брин

После короткого шейкдауна в среду (лучшими результатами там отметились Невилль и еще один гонщик Hyundai Андреас Миккельсен), гонка стартовала днем позже с двух ночных допов. Первый же спецучасток четверга обернулся «ледовым побоищем», оставив не у дел сразу несколько заводских пилотов. Первым не удержался на обледеневшем спуске и застрял в кювете Невилль: бельгиец потерял на этом четыре минуты, тут же исключив себя из списка претендентов на победу. Примерно такое же количество времени потратил на замену пробитого колеса партнер Ожье по команде Элфин Эванс. Побывали в придорожной канаве оба пилота Ситроена: при этом Крейг Брин умудрился как-то ухватиться за пятое место, а потерявший полторы минуты Крис Мик оказался десятым. Почти сорок секунд подарил соперникам эстонский новобранец Тойоты Отт Тянак. Да что там — ошибку допустил и Ожье, на медленной скорости развернувшись в одной из шпилек. Правда, этот эпизод никак не помешал французу выиграть первый спецучасток, а за ним и второй, после чего Себ завершил вечер в роли лидера с отрывом в 17 секунд.

Растеряв время на первом спецучастке, Тьерри Невилль сумел пробиться на пятое место, на последнем допе опередив Элфина Эванса

Роль главных преследователей чемпиона мира утром пятницы взяли на себя пилоты Hyundai Андреас Миккельсен и Дани Сордо. Поначалу норвежец шел вторым, однако уже на СУ3 уступил партнеру по команде, а затем и вовсе сошел на дорожной секции — на его i20 Coupe WRC отказал генератор. Оставшись без напарника, Сордо вскоре пропустил вперед Тянака, который быстро освоился с новой машиной, выиграл пару спецучастков и понемногу стал сокращать отставание от лидера. А сам Ожье едва не сделал эстонцу щедрый подарок на мокрой трассе: развернувшись в шпильке, Себ продолжил движение вперед и угодил в кювет, вызволять из которого его пришлось оказавшимся на месте болельщикам. «Хуже новичка!» — со смехом прокомментировал чуть позже сам Ожье этот эпизод, благодаря которому его полминуты преимущества сократились до 15 секунд.

Впрочем, с наступлением субботы француз не только вернул утраченное, но и укрепил лидерство в общем зачете до минуты с лишним. Третий день гонки начался для участников со снегопада, покрывшего дорогу толстым слоем «каши» — и вновь комфортнее остальных в этих условиях чувствовал себя Ожье. Спецучасток, который француз окрестил «худшим в своей карьере», лидер команды M-Sport преодолел со вторым результатом (лучшим здесь стал вернувшийся в гонку по системе Rally 2 Миккельсен), допустив ошибку, расколов задний левый диск и получив медленный прокол, однако Тянаку Себ при этом «привез» больше минуты! После чего Ожье предпочел сбросить темп, позволив сопернику атаковать в тщетной надежде серьезно сократить свое отставание.

Уверенное выступление Отта Тянака в Монте-Карло сняло все вопросы о скорости его адаптации к хэтчбеку Yaris WRC: в этом году эстонец явно будет бороться за титул

К этому моменту гонку покинул последний представитель марки Hyundai, претендовавший на подиум: снегопад оказался непреодолимым препятствием для Дани Сордо, «уплывшего» с дороги на СУ9 и завершившего гонку в овраге (правило Rally 2 в субботу уже не действовало). После этого в борьбе за последнюю ступеньку подиума сошлись Яри-Матти Латвала и Эсапекка Лаппи. Более опытный из двух финнов не предпринимал никаких попыток побороться за позицию, сосредоточившись на сохранении третьего места («И в мыслях не было! — скажет после гонки Яри-Матти. — Побить Себа в Монте-Карло почти нереально, а Отт явно хорошо адаптировался к машине!»), в то время как дебютант активно орудовал на спецучастках, то и дело вылетая за пределы трассы, но при этом исправно демонстрируя время в первой четверке. В какой-то момент Эсапекка все же «выпросил» у судьбы прокол, три минуты отставания и утрату четвертой позиции, но на заключительном допе дня вернул ее, опередив в общем зачете Криса Мика.

Заключительный день ралли приветливо встретил участников очередной неожиданностью: уже после прохода по спецучасткам экипажей-разведчиков асфальт первого допа покрылся тонкой корочкой льда, вынудившей спасовать даже самых стойких. Проехав по СУ14, Тянак признал свое поражение: «В таких условиях пусть лучше атакует кто-нибудь другой». «Кто-нибудь другой», конечно, не атаковал, но по обледенелой трассе проехал с пресловутым комфортом, опередив остальных участников и отыграв у Тянака добрый десяток секунд. После этого Ожье оставалось без лишней спешки добраться до финиша и оформить победу в ралли Монте-Карло — шестую в карьере и пятую в рамках WRC — а заодно и дополнительное очко за пятое время на финальном допе Power Stage.

Себастьен Ожье стал первым гонщиком, сумевшим выиграть ралли Монте-Карло пять раз подряд. До сих пор француз делил пальму первенства с Томми Мякиненом и Себастьеном Лёбом

Ну а заключительный спецучасток прошел под диктовку Криса Мика. На протяжении всей гонки британец проклинал свой Citroen C3 WRC («На этой машине я могу бороться лишь с нулевыми экипажами!»), однако добравшись до просохшего асфальта, он продемонстрировал лучший результат и положил в копилку пять бонусных очков. Кроме того, эффектные «поиски себя» в исполнении Лаппи вылились на последнем допе в очередной вылет с трассы: финн потерял сразу три позиции, провалившись с четвертого места на седьмое. Таким образом, Мик завершил гонку четвертым, хотя и отстал от бронзового призера, Яри-Матти Латвалы, почти на три минуты. Что же до второго ситроеновца, Крейга Брина, то он еще в пятницу утром потерял время из-за отказа тормозов и по итогам гонки довольствовался девятым местом.

Четвертое место и победа на Power Stage обеспечили Крису Мику лучший старт сезона в карьере: ирландец делит третье место в личном зачете серии с Яри-Матти Латвалой

Нельзя не упомянуть и о первом появлении за рулем автомобиля WRC нового поколения Бриана Буффье. Победитель ралли Монте-Карло 2011 года был призван в M-Sport на два этапа, и первый из них сложился для него не лучшим образом. Неприятности начались на ознакомлении, где француз угодил в аварию, в которой сломал ключицу его штурман Жером Дегу. На счастье Буффье, к этому моменту из Южной Америки с ралли-марафона Дакар вернулся Ксавье Пансери, согласившийся подменить выбывшего коллегу. Гонку Бриан провел в осторожном темпе, допустив серьезную ошибку лишь на заключительном допе (перед которым, к слову, на его Фиесте «выпала» первая передача). Итоговый результат француза — восьмое место.

Следующее появление Бриана Буффье за рулем хэтчбека Ford Fiesta WRC запланировано на апрельское ралли Тур де Корс

Исход борьбы в немногочисленном по составу зачете WRC 2 довольно быстро решился в пользу пилота заводской команды Skoda Яна Копецки. Если в четверг чех перестраховался на ночных спецучастках — и лидерство захватил гонщик M-Sport Эрик Камилли — то в пятницу он оказался быстрее и «надежнее» своих преследователей. Ну а те выступили «по полной»: сперва в аварию угодил финн Теему Сунинен, а следом повредил подвеску и сошел его одноклубник Камилли. В результате на финише гонки Копецки опередил ближайшего из соперников — им оказался бельгиец Гийом де Мевиус — на 15 минут. Однако затем пилот Peugeot 208 T16 получил штраф за слишком легкий аккумулятор и опустился в WRC 2 на четвертую строчку. В результате вторым стал итальянец Эдди Шьессере (Citroen DS3 R5), а третье место досталось вернувшемуся в гонку по системе Rally 2 Сунинену.

Ян Копецки выиграл в зачете WRC 2 без сверхусилий: его главные соперники из M-Sport самоустранились в первый полноценный день гонки

Через две недели участники чемпионата мира переберутся в Швецию, и там Себастьену Ожье потребуется уже не только «комфортный», но и по-настоящему быстрый автомобиль. Судя по крайне уверенному выступлению в Монте-Карло, тон в скандинавской гонке будут задавать представители марки Toyota — больно уж хорошо и надежно выглядел обновленный Yaris WRC на первой гонке сезона. Ну а напоминать о том, что каждый из трех подопечных Томми Мякинена чувствует себя на шведских спецучастках, как рыба в воде, не приходится. Смогут ли соперники по чемпионату помешать в Швеции финско-эстонской дружине?

Команда Hyundai Motorsport начала сезон c последнего места в командном зачете. Не помогли ни скорость Андреаса Миккельсена (на фото), ни опыт Дани Сордо

Rallye Monte-Carlo
Чемпионат мира, 1-й этап
Гап (Франция) - Монте-Карло (Монако), 25-28 января
Общая длина трассы - 1642,40 км, состоялось 17 СУ - 388,59 км
Стартовало 67 экипажей, классифицировано 47
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC 4:18.55,5
2 О.Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC +58,3
3 Я.-М.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +1.52,0
4 К.Мик/П.Нейгл Великобритания/Ирландия Citroën C3 WRC +4.43,1
5 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +4.53,8
6 Э.Эванс/Д.Бэрритт Великобритания Ford Fiesta WRC +4.54,8
7 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +4.57,5
8 Б.Буффье/К.Пансери Франция Ford Fiesta WRC +7.39,5
9 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +9.06,7
10 Я.Копецки/П.Дреслер Чехия Škoda Fabia R5 +16.43,0
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 26
2 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 18
3 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 17
= Крис Мик Великобритания Citroën C3 WRC 17
5 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 14
6 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 8
7 Эсапекка Лаппи Финляндия Toyota Yaris WRC 6
8 Бриан Буффье Франция Ford Fiesta WRC 4
9 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 3
10 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 2

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 M-Sport Ford World Rally Team 33
2 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 33
3 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 18
4 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 14

WRC

Рекомендованные статьи